ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 ноября 2018 г.г.о. Самара***
Мотивированное постановление изготовлено 29.11.2018г***
Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 27.11.2018г.
Мировой судья судебного участка №29 Октябрьского судебного района г.Самары Самарской области Шабанова Т.М. (443056, г. Самара, ул. Мичурина, 125А, каб. 421), рассмотрев дело № 5-613/2018 в отношении должностного лица - руководителя управления бухгалтерского учета и налоговых отношений департамента экономики и финансов министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Белоглазовой Елены Александровны, ***4, привлекаемой к административной ответственности по ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Должностное лицо Белоглазова Е.А. исказила в бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - МСХП СО) за 2017 строки 230 раздела «Финансовые активы» Баланса (ф.0503130) на 01.01.2018 и «Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф.0503169)», Пояснительной записки к Балансу (ф.0503160) более чем на 10%, а именно не отразила дебиторскую задолженность на сумму 136 171,5 тыс. руб., что в соответствии с п.1 Примечания к ст.15.11 КоАП РФ является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. По данному факту 10.10.2018 инспектором Счетной палаты Самарской области Бережной Е.Н. составлен протокол №21 об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.11 КоАПРФ в отношении должностного лица Белоглазовой Е.А.
Должностное лицо Белоглазова Е.А. в судебном заседании пояснила, что отчетность Министерства формировалась на основании данных бухгалтерских реестров, которые в свою очередь на основании первичных документов. По данным отчетности 26 936, 5 т.р. доходов от возврата средств по исполнительным документам отражено в учете, 136 171, 5 т.р. не нашли отражения в связи с отсутствием первичных документов.
Представители Счетной палаты Самарской области ***в судебном заседании просили привлечь к административной ответственности должностное лицо Белоглазову Е.А. Не согласились с приведенными доводами должностного лица и указали, что форма 0531761 «Выписка из лицевого счета администратора» в соответствии с Приложением № 11 к Порядку открытия и ведения лицевых счетом территориальными органами Федерального казначейства, утвержденная приказом Федерального казначейства от 17.10.2016г. № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» не является сводной бюджетной отчетностью Министерства. Данная форма не отражает начисления доходов и формирование дебиторской задолженности, а лишь подтверждает факт поступления денежных средств на лицевой счет главного администратора. Формирование дебиторской задолженности в регистрах бухгалтерского учета происходит вне зависимости от операции на лицевом счете администратора доходов и выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), предоставляемой учреждением органу Федерального казначейства. Указанное правило подтверждается абзацев 3 п. 3 Инструкции № 157н, согласно которого бухгалтерский учет ведется методом начисления, результаты операций признаются по факту из совершения независимо о того, когда получены или выплачены денежные средства, а также п. 197, согласно которому счет 20500 «расчеты по доходам» предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных для учета расчетов в момент возникновения требований к их плательщикам. Поскольку на должностное лицо Белоглазову Е.А. возложена в том числе организация бухгалтерского и налогового учета по текущей деятельности Министерства, она должна нести ответственность на составление недостоверной отчетности Министерства. А также указали, что в приведенной отчетности Министерства имелась ссылка на судебные акты о взыскании задолженности, не отраженной в бухгалтерской отчетности, данные судебные акты можно считать первичной документацией, при необходимости должностное лицо Белозглазова Е.А.должна была затребовать иную необходимую первичную документацию в подразделениях Министерства для верного отражения данной задолженности.
Изучив материалы административного дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что в действиях должностного лица Белоглазовой Е.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ - грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.
В силу п.1 ч.1 ст. 3 Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. (ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Вина должностного лица Белоглазовой Е.А. в совершении вмененного административного правонарушения, что подтверждается совокупностью доказательств:
- протоколом №21 об административном правонарушении от 10.10.2018г*** Данный протокол составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также приложением к протоколу;
- бухгатерской отчетностью МСХП СО за 2017, из которой следует, что Белоглазовой Е.А. не отражены в отчетности данные о дебиторской задолженности в размере 136171,5 тыс. руб., что является искажением показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, т.е. более чем на 10 %;
- положением об управлении бухгалтерского учета и налоговых отношений департамента экономики и финансов министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 01.06.2016, где в разделе 2, абз.1 указано, что на управление возлагается решение следующих задач: организация и осуществление бухгалтерского учета и отчетности в министерстве;
- должностным регламентом руководителя управления бухгалтерского учета и налоговых отношений министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 04.05.2017, где в п. 3.1.2 указано, что показателем результативности достижения цели является качественное составление бухгалтерской и налоговой отчетности. С данным должностным регламентом Белоглазова Е.А. ознакомлена, о чем имеется ее подпись;
- приказом №168-л/е от 02.05.2018;
- выпиской из Отчета Анализ эффективности администрирования в 2015-2017 годах органами исполнительной власти Самарской области денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба в результате незаконного и нецелевого использования средств областного бюджета, выявленных по результатам мероприятий внутреннего и внешнего государственного финансового контроля.
Также суд учитывает позицию представителей Счетной палаты, согласно которой форма 0531761 «Выписка из лицевого счета администратора» в соответствии с Приложением № 11 к Порядку открытия и ведения лицевых счетом территориальными органами Федерального казначейства, утвержденная приказом Федерального казначейства от 17.10.2016г. № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» не является сводной бюджетной отчетностью Министерства. Данная форма не отражает начисления доходов и формирование дебиторской задолженности, а лишь подтверждает факт поступления денежных средств на лицевой счет главного администратора. Формирование дебиторской задолженности в регистрах бухгалтерского учета происходит вне зависимости от операции на лицевом счете администратора доходов и выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), предоставляемой учреждением органу Федерального казначейства. Указанное правило подтверждается абзацем 3 п. 3 Инструкции № 157н, согласно которого бухгалтерский учет ведется методом начисления, результаты операций признаются по факту из совершения независимо о того, когда получены или выплачены денежные средства, а также п. 197, согласно которому счет 20500 «расчеты по доходам» предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных для учета расчетов в момент возникновения требований к их плательщикам. Поскольку на должностное лицо Белоглазову Е.А.возложена в том числе организация бухгалтерского и налогового учета по текущей деятельности Министерства, она должна нести ответственность на составление недостоверной отчетности Министерства. В отчетности Министерства за 2017г. имелась ссылка на судебные акты о взыскании дебиторской задолженности, не отраженной в бухгалтерской отчетности, данные судебные акты можно считать первичной документацией, при необходимости должностное лицо Белоглазова Е.А. должна была затребовать иную необходимую первичную документацию в подразделениях Министерства для верного отражения данной задолженности.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, другие обстоятельства. Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, мировым судьей не установлено. Оснований для прекращения производства и освобождения должностного лица от ответственности мировым судьей не установлено.
Руководствуясь ст.29.9-29.11, ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - руководителя управления бухгалтерского учета и налоговых отношений департамента экономики и финансов министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Белоглазову Елену Александровну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Штраф перечислить по следующим реквизитам: Получатель - УФК по Самарской области (Счетная палата Самарской области), ИНН 6315856300, КПП 631501001, Счет40101810200000010001 в Отделение Самара г.Самара, БИК 043601001, ОКТМО 36701000, КБК 7311169004011000014, назначение платежа: Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов с внутригородским делением.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Разъяснить, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Сведения об уплате штрафа предоставить мировому судье судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самара Самарской области по адресу: 443056, г.о. Самара, ул. Мичурина, 125 А, каб. 241 либо по электронной почте: Е-mail: sud29@smsso.ru .
Постановление может быть обжаловано в Октябрьский районный суд г. Самары через мирового судью в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Т.М.Шабанова
***2