Дело № 2а-9344/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Базылевой О.В.,
с участием административного истца Мусиенко Е.С.. представителей административного истца Сысоева С.В., Манаковой О.М., представителей административных ответчиков УМВД России по Амурской области - Лескова Н.В., МО МВД России «Белогорский» - Богатова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Мусиенко Е. С. к УМВД России по Амурской области и МО МВД «Белогорский» о признании незаконным отказа ОГИБДД МО МВД России «Белогорский» в постановке на учет автомобиля, возложении обязанности произвести регистрационные действия,
УСТАНОВИЛ:
Мусиенко Е.С. обратилась в Благовещенский городской суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указала, что 03.05.2017 года обратилась в МОМВД России «Белогорский» с заявлением о предоставлении государственной услуги в связи с изменением собственника автомобиля «Isuzu Elf», государственный регистрационный знак «***», с приложенными документами: паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, полис ОСАГО, договор купли-продажи транспортного средства, государственный номер. В паспорте транспортного средства, в свидетельстве о регистрации транспортного средства имеются отметки об установлении автовышки. 06.05.2017 года получен отказ МОМВД России «Белогорский» в регистрации транспортного средства, со ссылкой на то, что замена рамы на автомобиле была произведена в РЭО ГИБДД ОМВД России по Шелеховскому району без получения свидетельства о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности было получено при изменении типа транспортного средства с грузового фургона на автовышку 06.09.2014 года, в настоящее время проводится проверка в отношении автомобиля, поскольку цвет не соответствует указанному в паспорте транспортного средства, а также в связи с возникшими сомнениями в подлинности номера шасси. 11.05.2017 года Мусиенко Е.С. обратилась с письменной жалобой на имя начальника УГИБДД России по Амурской области на неправомерные действия сотрудников РЭО ГИБДД МОМВД России «Белогорский». 19.05.2017 года врио начальника УГИБДД УВД РФ по Амурской области было сообщено заявителю, что на п. 76.3 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ № 707 от 12.09.2013 года, ее жалоба перенаправлена для рассмотрения в ГИБДД МОМВД России «Белогорский», что считает незаконным и нарушающим право гражданина на получение государственной услуги, противоречащим положениям п. 67, 78 этой же инструкции, также нарушены сроки предоставления услуга, предусмотренные Административным регламентом МВД РФ. С учетом уточненных требований, просит признать незаконными действия УГИБДД УМВД России по Амурской области по перенаправлению письменной жалобы Мусиенко Е.С., признать незаконным отказ ОГИБДД МО МВД России «Белогорский» в постановке на учет автомобиля, возложении обязанности произвести регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства.
Определением Благовещенского городского суда от 31.10.2017 года производство по делу по административному исковому заявлению Мусиенко Е.С. к УМВД России по Амурской области в части требований о признании незаконными действий УГИБДД УМВД России по Амурской области по перенаправлению жалобы Мусиенко Е.С. на решение об отказе в постановке на учет автомобиля «ISUZU ELF», государственный регистрационный знак «***» в РЭО ГИБДД МОМВД России «Белогорский» прекращено, так как указанные требования 21.07.2017 года рассмотрены Благовещенским городским судом, решение суда вступило в законную силу 29.08.2017г.
В ходе рассмотрения настоящего дела административный истец и ее представители настаивали на доводах заявления, высказали позицию, аналогичную, изложенной в административном исковом заявлении, дополнительно указали, что 03.05.2017 года Мусиенко Е.С. обратилась с заявлением о регистрации транспортного средства, получила отказ в связи с тем, что замена рамы была проведена незаконно, без свидетельства о соответствии автомобиля безопасности. Однако к заявлению было представлено свидетельства о безопасности от 04.09.2017 года. В отказе указано, что свидетельство о соответствии безопасности транспортного средства при смене типа транспортного средства имеется. Первоначально отказ был мотивирован несоответствием цвета и номера шасси. После все эти подозрения не подтвердились и в настоящий момент отказ мотивирован иначе. Представленная экспертиза указала на то, что номер шасси подлинный. На момент вынесения решения административный орган не имел законных оснований для отказа.
В судебном заседании представитель административного ответчика УМВД России по Амурской области Лесков Н.В. возражал против удовлетворения требований, указал, что в перерегистрации транспортного средства было отказано. На спорном автомобиле была произведена замена рамы в РЭО ГИБДД ОМВД России по Шелоховскому району без получения свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требования безопасности. Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требования безопасности было получено при изменении типа транспортного средства с грузового фургона на автовышку 06.09.2014. При проверке документов и просмотре увеличенных фотографий, номер шасси автомобиля вызвал сомнения в подлинности. Также выявлено, что цвет автомобиля не соответствует указанному в паспорте транспортного средства. По данному факту УГИБДД ГУ МВД России по Иркутсткой области была проведена служебная проверка, по результатам которой принято решение об аннулировании регистрационных действий. Оснований для проведения регистрационных действий на момент подачи заявления не имелось. При этом сведения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями в части автовышки не являются свидетельством о безопасности транспортного средства в целом. Свидетельство на раму автомобиля было получено только в сентябре 2017 года, уже после обращения с заявлением о перерегистрации транспортного средства.
В судебном заседании представитель административного ответчика МО МВД России «Белогорский» Богатов В.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что основанием для отказа послужило отсутствие сведений о безопасности конструкции, не соответствие цвета транспортного средства, что послужило основанием полагать то, что кабина была заменена. При этом сведений о замене рамы не имелось, в связи с чем, на основании п. 24 приказа МВД России № 605 от 07.08.2013 года отказано в регистрационных действиях, что не препятствуют повторному обращению истца за регистрацией при устранении всех недостатков и наличии всех необходимых документов.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ и пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 209 Гражданского кодекса РФ раскрывает содержание права собственности, реализация которого в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности.
Действующим законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья (не только окружающих, но и водителей, пассажиров), имущества третьих лиц, и подлежат по этому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в определении от 07 декабря 2006 года N 544-0, беспрепятственное осуществление субъективных гражданских прав, а значит, и права частной собственности, провозглашаемое в статье 1 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из основных начал гражданского законодательства, не означает безграничную свободу собственника в отношении принадлежащего ему имущества.
Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.
В силу п. п. 1 и 3 ст. 15 Закона № 196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно п. 4 ст. 15 Закона № 196-ФЗ после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 года № 605 (далее по тексту Административный регламент) предусмотрено, что государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям, в том числе: представление транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представление транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Аналогичное положение закреплено в п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".
В соответствии с п. 51 указанных Правил, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При наличии оснований, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, за исключением случаев наложения запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск. Регистрационные знаки, принятые на основании соответствующего волеизъявления собственника (владельца) в соответствии с пунктом 42 Правил, подлежат хранению. Собственнику (владельцу) транспортного средства направляется письменное уведомление с указанием причин и оснований прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства.
В силу подпункта "з" пункта 12 Положения о Госавтоинспекции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, Госавтоинспекция при выполнении возложенных на нее обязанностей вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что в случае, если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то регистрационные действия с данными транспортными средствами не производятся.
Согласно п. 55 Административного регламента, изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр.
Согласно п. 59.1 Административного регламента, изменение регистрационных данных транспортного средства, связанное с внесением изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, производится на основании свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
В соответствии с п. 3 ст. 20, ч. 4 ст. 26 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 года № 184 обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии либо обязательной сертификации. Исследования при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованной испытательной лабораторией.
По смыслу указанных норм, транспортное средство, конструкция которого подвергалась изменению, в рассматриваемом случае, самостоятельная замена рамы автомобиля, допускается к участию в дорожном движении только после прохождения сертификации в специальной аккредитованной испытательной лаборатории с получением свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
В соответствии с п. 78, 79,80 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 13.12.2016) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств"), внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
Судом установлено, подтверждается представленными материалами, что Мусиенко Е.С. является собственником транспортного средства автовышки «Isuzu Elt», 1990 года выпуска, цвет белый/синий, государственный регистрационный знак «***», номер двигателя 4ВЕ1-244237, номер шасси NKR58E-7227225.
03.05.2017 года Мусиенко Е.С. обратилась в МО МВД России «Белогорский» с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства «Isuzu Elt», государственный регистрационный знак «***», в связи с изменением собственника транспортного средства, к заявлению приложив следующие документы: паспорт транспортного средства 38ОЕ1551, свидетельство о регистрации транспортного средства 3827 № 197326, полис ОСАГО ***, договор купли-продажи транспортного средства от 26.04.2017г., государственный номер ***. В производстве регистрационных действий заявителю было отказано, со ссылкой на положения п. 24 Приказа МВД РФ № 605 от 07.08.2013г.
Как следует из представленных материалов, свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности № 38 АВ 043768 получено при изменении типа транспортного средства «Isuzu Elt», государственный регистрационный знак «***», с грузового фургона на автовышку 04.09.2014г.
В ответе заместителя начальника РЭО ГИБДД МО МВД России «Белогорский» от 05.05.2017г. Мусиенко Е.С. сообщено, что замена рамы на автомобиле «Isuzu Elt», государственный регистрационный знак «***», была произведена в РЭО ГИБДД ОМВД России по Шелоховскому району без получения свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требования безопасности. Также сообщено о возникших сомнениях в подлинности номера шасси автомобиля и цвета автомобиля, необходимостью представить автомобиль для проведения повторного осмотра, сообщено о проводимой проверке законности регистрационных действий РЭО ГИБДД МО МВД России «Белогорский».
Как подтверждается материалами проверки, заключением, утвержденным врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области от 24.08.2017г., в РЭО ГИБДД ОМВД России по Шелоховскому району 02.09.2014г. в нарушение п. 59.1 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013г. № 605, были произведены регистрационные действия по замене рамы на спорном автомобиле без предоставления собственником свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требования безопасности. В соответствии с п.п. 3, 51 Правил регистрации транспортных средств, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008г. № 1001, принято решение об аннулировании регистрационных действий указного транспортного средства.
Учитывая, что при обращении с заявлением о совершении регистрационных действий в МОМВД России «Белогорский» заявитель не представил доказательства того, что транспортное средство «Isuzu Elt», государственный регистрационный знак «***», на котором произведена замена рамы, соответствует требованиям Технического регламента, требованиям безопасности дорожного движения и может быть допущено к участию в дорожном движении, с учетом положений вышеприведенных норм закона, ответчиком обосновано отказано в совершении регистрационных действий.
Представленные административным истцом свидетельство № 38 АВ 043768 о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, полученным при изменении типа транспортного средства, справка об исследовании № 2/81ат от 16.06.2017 года, представление транспортного средство для осмотра, не опровергают вышеуказанные выводы суда и не ставят под сомнений законность оспариваемых действий ответчика по принятию решения об отказе в совершении регистрационных действий транспортного средства.
Представленное в ходе настоящего судебного разбирательства свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства Таможенного союза от 08.09.2017 года ТС KZ A-CN.0523.05372 не может быть приято во внимание при рассмотрении заявленных требований, так как оно изготовлено только 08.09.2017 года, на момент обращения административного истца в МОМВД России «Белогорский» с целью совершения регистрационных действий спорного транспортного средства не представлялось.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявленные Мусиенко Е. С. требования к УМВД России по Амурской области и МО МВД «Белогорский» о признании незаконным отказа ОГИБДД МО МВД России «Белогорский» в постановке на учет автомобиля «ISUZU ELF», государственный регистрационный знак «***», возложении обязанности произвести регистрационные действия в отношении автомобиля - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Коршунова
Решение в окончательной форме изготовлено 17 ноября 2017 года
Судья Т.А. Коршунова