Решение по делу № 2-731/2021 от 12.04.2021

Дело № 2-731/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2021 года                                                                                      г. Южно-Сахалинск<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка № 29 города Южно-Сахалинска <АДРЕС> области Захаров А.В., с участием ответчика Фроловой О.С., третьего лица <ФИО1>, при секретаре судебного заседания <ФИО2>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» к Фроловой <ФИО3> о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Представитель Администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» обратился в судебный участок с исковым заявлением к Фроловой О.С. о взыскании денежных средств, указав в его обоснование, что <ДАТА2> Фролова О.С. обратилась в администрацию с заявлением на участие в мероприятии «Предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем» подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Анивского городского округа от <ДАТА3> <НОМЕР> (далее по тексту - Мероприятие).

Указанная программа разработана в соответствии с положениями государственной программы <АДРЕС> области «Обеспечение населения <АДРЕС> области качественным жильем», утвержденной постановлением Правительства <АДРЕС> области от <ДАТА4> <НОМЕР>. Вопросы повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения <АДРЕС> области реализуются в рамках подпрограммы <НОМЕР> «Стимулирование жилищного строительства».

 В соответствии с подпунктом 3.1 подпрограммы <НОМЕР>, расчет социальной выплаты производится на основании приказа Министерства социального и жилищно-коммунального хозяйства РФ «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекта РФ» на IV квартал года, предшествующего году подачи заявления на участие в Мероприятии.

Предельный размер общей площади жилья, с учетом которой определяется размер социальной выплаты для участников составляет: 33 кв.м. - для одиноко проживающего; 42 кв.м. - для семьи из 2 человек; по 18 кв.м. на одного члена семьи - для семьи, состоящей из трех и более человек.

Размер социальной выплаты, предоставляемой за счет средств областного бюджета для категории граждан - молодая семья составляет 60% от стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленного в <АДРЕС> области на IV квартал года, предшествующего году подачи заявления.

Приказом Минстроя России от <ДАТА5> <НОМЕР> «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на IV квартал 2017 года» показатель средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в <АДРЕС> области был установлен в размере 58275 руб. 00 коп.

Однако, в 2018 году при расчете размера социальной выплаты, положенной ответчику, была допущена арифметическая ошибка, неверно применен показатель средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Вместо показателя за IV квартал 2017 года в размере 58275 руб. 00 коп. применен показатель за I квартал 2018 года в размере 59388 руб. 00 коп., в связи с чем размер социальной выплаты был завышен.

Так, в целях реализации Мероприятия, ответчику была предоставлена социальная выплата в размере 2591217 руб. 00 коп., исходя из следующего расчета: 59388 руб. 00 коп. * 72 кв.м. (предельный размер общей площади для семьи из 3 и более человек) 60% (размер социальной выплаты, предоставляемый за счет средств областного бюджета для категории граждан молодая семья) + 25656 руб. 00 коп. (1% от размера социальной выплаты определенного из областного бюджета).

Вместе с тем, исходя из показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения за IV квартал 2017 года в размере 58275 руб. 00 коп., подлежащего применению, размер социальной выплаты ответчику должен был составлять 2542655 руб. 00 коп.

Переплата в связи с допущенной арифметической ошибкой составила 48652 руб. 00 коп. (2591217 руб. 00 коп. - 2542655 руб. 00 коп.).

На основании заявления ответчика и распоряжения администрации Анивского городского округа от <ДАТА6> <НОМЕР> сумма социальной выплаты перечислена на расчетный счет застройщика ООО «Строительная компания «Арт Эль».

Поскольку ответчик, вследствие счетной ошибки, получил социальную выплату в размере, превышающем установленный размер, указанная денежная сумма не является суммой предоставленной в качестве средств к существованию, последний отказался добровольно возвратить излишне выплаченный размер бюджетных средств, ссылаясь на положения статей 1102, 1103, 309 Гражданского кодекса РФ, просит взыскать в пользу Администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» с ответчика Фроловой О.С. неосновательное обогащение в размере 48562 руб. 00 коп.

Представитель истца, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав исковые требования в полном объеме.

Ответчик Фролова О.С. в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме. Не оспаривая факта неправильного расчета и перечисления размера социальной выплаты на сумму, указанную в исковом заявлении, полагала, что для перечисления денежных средств имелись законные основания, поскольку они являлись участниками утвержденной программы, в связи с чем данная сумма не является неосновательным обогащением. Также, не согласна с наличием счетной ошибки, поскольку арифметической ошибки при расчёте размера социальной выплаты допущено не было, была допущена техническая ошибка при применении показателя рыночной стоимости одного квадратного метра, исходя из которого производился расчет, что не является счетной ошибкой. За указанную ошибку должен нести ответственность соответствующий работник администрации, а не она. Фактически денежные средства они не получали, им был выдан лишь сертификат, подтверждающий право на указанную сумму, которая была перечислена в рамках заключённого ими с застройщиком ООО «Строительная компания «Арт Эль» договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Право собственности на построенное в рамках данного договора жилое помещение зарегистрировано за нею и ее супругом <ФИО4> Кроме того, полагает, что указанная сумма в силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ, а также исходя из положений статьи 19  Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР>-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», не подлежит возврату, поскольку у них имеются несовершеннолетние дети и является средством к существованию.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований на стороне ответчика <ФИО1> в судебном заседании поддержал позицию ответчика Фроловой О.С., просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на стороне истца - Министерства строительства <АДРЕС> области, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв в котором поддержал позицию Администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ», просил удовлетворить исковые требования, полагая, что со стороны ответчика имеет место неосновательное обогащение, поскольку социальная выплата получена ею в размере, превышающем установленный действующим законодательством размер.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на стороне ответчика - ООО «Специализированный застройщик «Арт Эль» (ранее имело название ООО «Строительная компания «Арт Эль»), будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв в котором подтвердил факт заключения с ответчиком договора участия в долевом строительстве, который исполнил обязательства по оплате объекта долевого участи в строительстве в полном объеме, в том числе за счет средств социальной выплаты в размере 2565562 руб. 00 коп., выплаченной за ответчика истцом. Поскольку ООО «Специализированный застройщик «Арт Эль» не является стороной спорных правоотношений, оставил разрешение искового заявления на усмотрение суда.

В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения ответчика Фроловой О.С., третьего лица <ФИО1>, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства <АДРЕС> области от <ДАТА8> <НОМЕР> утверждена государственная программа <АДРЕС> области «Обеспечение населения <АДРЕС> области качественным жильем», основными целями которой является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения <АДРЕС> области, создание инженерной и транспортной инфраструктуры для реализации генеральных планов (схем территориального планирования).

Указанной Программой на период с 2017 по 2025 годы запланирована реализация подпрограмм, в том числе Подпрограммы <НОМЕР> «Стимулирование жилищного строительства», целью которой является создание условий для роста предложения на рынке жилья, соответствующего потребностям различных категорий граждан, проживающих на территории <АДРЕС> области.

Приоритетными направлениями реализации основного мероприятия <НОМЕР> «Государственная поддержка на улучшение жилищных условий различных категорий граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий», Подпрограммы <НОМЕР> согласно пункту 3.1. обозначены следующие:

Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем направлено на оказание государственной поддержки в виде социальных выплат за счет средств областного бюджета <АДРЕС> области и бюджетов муниципальных образований гражданам и членам их семей на строительство/приобретение жилья в составе жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на участие в долевом строительстве многоквартирного дома (в том числе приобретение жилых помещений у застройщиков) или на строительство индивидуального жилого дома.

Реализация Мероприятия основана на следующих принципах: добровольность участия граждан; софинансирование улучшения жилищных условий собственными средствами граждан.

В качестве участников Мероприятия определены, в том числе, такие категории граждан как молодая семья (в том числе неполная молодая семья, состоящая из родителя и одного и более детей), молодые специалисты, имеющая(ие) постоянное место жительства на территории <АДРЕС> области и соответствующая(ие) следующим условиям: возраст каждого из супругов (либо одного родителя в неполной семье), молодого специалиста в год подачи заявления на участие в Мероприятии не превысит 35 лет; имеет законченное высшее (среднее) профессиональное образование, устроившийся на работу по полученной специальности в течение трех лет после окончания обучения и имеющий непрерывный трудовой стаж на последнем месте работы не менее года (критерии для молодых специалистов); нуждается на дату подачи заявления для участия в Мероприятии в улучшении жилищных условий; имеет доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты фактической стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

При этом, под нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках Мероприятия понимаются потенциальные участники Мероприятия, отвечающие одному из следующих условий: не являющиеся собственниками жилых помещений; являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 33 кв. метров на одиноко проживающего гражданина, менее 42 кв. метров для семьи, состоящей из двух человек, менее 18 квадратных метров на одного члена в семье, состоящей из трех и более человек; не совершавшие в течение одного года до момента подачи заявления на участие в Мероприятии каких-либо действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Под членами семьи для расчета социальной выплаты и определения нуждаемости в улучшении жилищных условий в рамках Мероприятия для молодых семей понимаются супруг (супруга), их ребенок (дети); для неполной семьи, состоящей из одного родителя, - ребенок (дети); для молодых специалистов - только заявитель (без учета членов семьи).

Размер предоставляемой за счет средств областного бюджета социальной выплаты для молодых семей, молодых специалистов составляет 60 процентов от среднерыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <АДРЕС> области в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, с учетом предельного размера общей площади жилья.

Расчет социальной выплаты производится на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации» на IV квартал года, предшествующего году подачи заявления на участие в Мероприятии.

Пунктом 3.1.2 Подпрограммы определен механизм предоставления социальных выплат гражданам - участникам подмероприятия, заключившим договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома (или договор купли-продажи с застройщиком), в силу которого социальная выплата по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома (или договора купли-продажи с застройщиком) предоставляется владельцу Сертификата в безналичной форме путем единовременного размещения таких средств на счетах эскроу, открытых в уполномоченном банке в соответствии со статьей 15.5 Федерального закона <НОМЕР>, в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве.

В соответствии с положениями государственной программы <АДРЕС> области «Обеспечение населения <АДРЕС> области качественным жильем», разработана и утверждена муниципальная программа «Обеспечение населения муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» качественном жильем на 2015-2020 годы» (постановление Администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» <НОМЕР> от <ДАТА9>), в рамках которой запланирована реализация подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» (в редакции изменений, внесенных постановлением Администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» <НОМЕР> от <ДАТА10> в части наименования подпрограммы). Кроме того, был принят и утвержден Порядок предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан, которые содержат аналогичные положения об основаниях и порядке социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы <АДРЕС> области «Обеспечение населения <АДРЕС> области качественным жильем».

Согласно действующему в период рассматриваемых событий Порядку предоставления субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований <АДРЕС> области на обеспечение населения качественным жильем, утвержденному постановлением Правительства <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА11>, субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований <АДРЕС> области в целях софинансирования расходных обязательств. Возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения на реализацию мероприятий по обеспечению населения качественным жильем в рамках соответствующей муниципальной программы, направленной на достижение целей госпрограммы.

 Предоставление субсидии осуществлялось на основании соглашения, заключенного между главным распорядителем средств областного бюджета, которым является Министерство строительства <АДРЕС> области, и администрацией муниципального образования <АДРЕС> области

<ДАТА2> ответчик обратилась с заявлением на включение с список участников подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» указанной муниципальной программы по категории граждан - молодая семья, указав помимо себя в качестве членов своей семьи супруга - <ФИО1>, малолетних детей <ФИО5> 2010 года рождения, <ФИО6> 2018 года рождения, приложив соответствующие необходимые документы.

Постановлением администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» <НОМЕР> от <ДАТА12> утвержден общий список лиц, желающих участвовать в 2019 году в подпрограмме «Стимулирование жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» качественным жильем на 2015-2020 годы, в числе которых под номером <НОМЕР> значится семья в составе 4 человек заявителя Фроловой О.С.

Постановлением администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» <НОМЕР> от <ДАТА13> утвержден список участников подпрограммы Стимулирование жилищного строительства» муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» качественным жильем на 2015-2020 годы - на получение социальной выплаты отдельным категориям граждан для обеспечения жильем», согласно которому социальная выплата заявителю Фроловой О.С. утверждена в размере 2591217 руб. 00 коп., в том числе 2565562 руб. 00 коп. за счет средств бюджета <АДРЕС> области, 25655 руб. 00 коп. за счет средств муниципального образования.

В подтверждение права на получение указанной социальной выплаты ответчику выдано свидетельство <НОМЕР>.

<ДАТА14> между ООО «Строительная компания «Арт Эль» с одной стороны и Фроловой О.С., <ФИО4> с другой, заключен договор <НОМЕР>-4/2 участия в долевом строительстве, объектом которого является жилое помещение - 3-хкомнатная квартира, общей площадью 71,0 кв.м. на 01 этаже в четырехэтажном жилом доме <НОМЕР>, жилого комплекса «Зеленая планета» в с. <АДРЕС> Анивского городского округа <АДРЕС> области, 3-й км автодороги «Троицкое - <АДРЕС>. цена одного квадратного метра площади всех помещений квартиры составляет 60704 руб. 00 коп., общая стоимость объекта долевого строительства 4310000 руб. 33 коп., из которых, с учетом дополнительного соглашения <НОМЕР> от <ДАТА15> к указанному договору, 18783 руб. 33 коп. участник долевого строительства оплачивает за счет собственных средств, 2591217 руб. 00 коп. за участника долевого строительства оплачивает Администрация Анивского городского округа <АДРЕС> области путем перечисления на расчетный счет застройщика социальной выплаты на улучшение жилищных условий на основании свидетельства <НОМЕР> от <ДАТА16>, оставшиеся 1700000 руб. 00 коп. уплачиваются участником после государственной регистрации договора за счет заемных денежных средств получаемых участником по договору займа, заключенному с АО «Сахалинское ипотечное агентство».

На основании распоряжения администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» <НОМЕР> от <ДАТА6> застройщику ООО «Строительная компания «Арт Эль» перечислена социальная выплата за участника подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» категории молодая семья, - Фролову О.С. в размере 2591217 руб. 00 коп.

Согласно выписке из ЕГРН, <ДАТА17> за Фроловой О.С., <ФИО4> зарегистрировано право общей совместной собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> д. 7А кв. 2, приобретенное на основании договора участия в долевом строительстве <НОМЕР>-4/2 от <ДАТА14>.

В ходе проведенной в период с 19 июня по <ДАТА19> контрольно-счетной палатой <АДРЕС> области проверки использования средств областного бюджета, направленных в рамках подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы <АДРЕС> области «Обеспечение населения <АДРЕС> области жильем» (включая исполнение национального проекта «Жилье и городская среда») в части субсидий, выделенных муниципальным образованиям <АДРЕС> области на обеспечение населения <АДРЕС> области качественным жильем за 2018, 2019 годы и истекший период 2020 года» было установлено, что в 2018 году при расчете социальной выплаты при реализации Подпрограммы специалистами Администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» применялся показатель средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в <АДРЕС> области составляющий 59388 руб. 00 коп., установленный приказом Минстроя России от <ДАТА20> <НОМЕР>/пр на I квартал 2018 года. В то время как согласно пункту 3.1 подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства», расчет социальной выплаты производится на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О показателях стоимости средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого в помещения по субъектам Российской Федерации» на IV квартал года, предшествующего году подачи заявления на участие в подмероприятии, который, согласно приказу Минстроя России от <ДАТА5> <НОМЕР> составлял 58275 руб. 00 коп.

В результате ошибочно произведенных Администрацией Администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» неправомерные расходы составили 3667900 руб. 00 коп., в том числе за счет средств субсидии из областного бюджета на 3649900 руб. 00 коп.

Переплата социальной выплаты заявителю Фроловой О.С. составила 48562 руб. 00 коп., из которых 48082 руб. 00 коп. из средств областного бюджета, 480 руб. 00 коп. - из бюджета муниципального образования.

Результаты проверки явились основанием для внесения <ДАТА21> председателем контрольно-счетной палаты <АДРЕС> области в адрес мэра Анивского городского округа представления об устранении выявленных нарушений, в том числе по обеспечению возврата в доход областного бюджета неправомерно израсходованных муниципальным образованием средств субсидии.

<ДАТА22> Администрацией муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» в адрес Фроловой О.С. направлена претензия о необходимости возврата социальной выплаты в размере превышающем установленный подпрограммой «Стимулирование жилищного строительства», - 48562 руб. 00 коп., которая осталась без удовлетворения.

 До настоящего времени денежные средства в добровольном порядке ответчиком не возвращены.

В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ).

Истец по требованию о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения указанных средств ответчиком. Доказыванию также подлежит размер неосновательного обогащения.

Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности фактов, подтверждающих неосновательное приобретение или сбережение ответчиком имущества за счет истца.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики <НОМЕР> (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <ДАТА23>), - в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (пункт 7 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ <ДАТА24>).

Факт перечисления денежных средств за участника подпрограммы Фролову О.С. в качестве социальной субсидии в счет оплаты приобретаемого в рамках заключенного договора участия в долевом строительстве жилого помещения нашел свое подтверждение в судебном заседании и не оспаривался стороной ответчика.

Не смотря на то, что фактически денежные средства не были предоставлены непосредственно ответчику Фроловой О.С., а были перечислены истцом на счет застройщика в рамках заключенного с ответчиком договора участия в долевом строительстве, выгодаприобретателем данных денежных средств является ответчик и ее семья, как владельцы приобретенного в рамках данного договора участия в долевом строительстве недвижимого имущества, приобретенного, в том числе, за счет средств полученной субсидии, зарегистрировавшие свое право в установленном законом порядке.

При этом, учитывая, что оплата по договору участия в долевом строительстве за счет субсидии произведена истцом за ответчика в размере, превышающем установленный положениями вышеприведенной подпрограммы размер социальной выплаты на сумму 48562 руб. 00 коп., исходя из положений части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ следует, что указанная сумма является неосновательным обогащением, поскольку перечислена без законных на то оснований.

Доводы ответчика и третьего лица <ФИО1> о наличии таких оснований в силу участия в программе являются ошибочными, поскольку данное обстоятельство подтверждает наличие законных оснований в отношении денежной субсидии в размере 4542655 руб. 00 коп. В части денежных средств, превышающих данный размер, таких законных оснований не имеется. При этом, переплата произошла вследствие счетной ошибки, связанной с неверным применением размера показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.

Исходя из положений части 2 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, вопреки доводам ответчика и третьего лица <ФИО1> факт отсутствия их вины в этом не имеет правового значения для признания данной суммы неосновательным обогащением.

Приведенные ответчиком и третьим лицом <ФИО4> доводы со ссылками на пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ, статью 19  Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР>-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» о наличии обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (наличие несовершеннолетних детей, денежные средства получены в качестве средств к существованию), суд также находит ошибочными, поскольку Федеральный закон от <ДАТА7> <НОМЕР>-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства и не регулирует порядок и основания для выплат иных социальных выплат, не связанных рождением и воспитанием детей, в том числе в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан (в данном случае такой категории как молодая семья), отвечающим таким условиям как возраст, наличие определенного уровня образования, осуществление трудовой деятельности, нуждаемость в улучшении жилищных условий, наличие доходов либо иных денежных средств, и не требующих в качестве необходимого условия наличие у участников программы детей. При этом нуждаемость в улучшении жилищных условиях определена не фактом нахождения гражданина на учете в качестве такового, а обеспеченностью общей площадью жилого помещения в соответствующих размерах исходя из количества членов семьи.

Кроме того, не является данная выплата и средствами к существованию в том смысле, который придается данному понятию пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодека РФ.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ, под средствами к существованию понимаются регулярно выплачиваемые гражданину на законных основаниях денежные суммы, обеспечивающие его повседневные потребности.

Между тем, как следует из положений Программы, в качестве ее задач определены, в том числе, следующие: создание условий для роста предложения на рынке жилья, соответствующего потребностям различных категорий граждан, проживающих на территории <АДРЕС> области; обеспечение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения <АДРЕС> области в условиях высокой сейсмичности, цунами, лавино- и селеопасности; создание благоприятных условий для развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения; обеспечение инфраструктурного развития (систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и транспортного обеспечения) в соответствии с потребностями жилищного, общественно-делового и промышленного строительства муниципальных образований <АДРЕС> области для реализации генеральных планов (схем территориального планирования) муниципальных образований <АДРЕС> области; создание на территории муниципальных образований <АДРЕС> области безопасных и благоприятных условий проживания граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными.

В рамках данной Программы определено продолжить поддержку молодых семей (семей, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет) путем софинансирования из федерального бюджета региональных и муниципальных программ по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, а ее реализация позволит жителям <АДРЕС> области независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса увеличить доступность строительства жилья экономкласса, индивидуального и малоэтажного жилья.

Для достижения целей Подпрограмма <НОМЕР> «Стимулирование жилищного строительства», запланированы следующие основные мероприятия: строительство (приобретение на первичном и вторичном рынке) жилья для различных категорий граждан, проживающих на территории <АДРЕС> области; ликвидация аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, неиспользуемых и бесхозяйных объектов производственного и непроизводственного назначения; государственная поддержка на улучшение жилищных условий различных категорий граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков под строительство жилья на территории <АДРЕС> области; обеспечение устойчивого развития территорий, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; осуществление строительства, реконструкции, демонтажа объектов капитального строительства государственной собственности; осуществление информационного сопровождения деятельности в сфере жилищного строительства.

Достижение цели и решение задач Подпрограммы <НОМЕР> обеспечивается путем реализации комплекса мероприятий, в том числе Основного мероприятия 1 «Строительство (приобретение на первичном и вторичном рынке) жилья для различных категорий граждан, проживающих на территории <АДРЕС> области», приоритетными направлениями реализации которого определены, в том числе: 1.6. Освоение территорий в целях строительства жилья экономического класса, которое направлено на создание условий для освоения и комплексного освоения территорий области в целях строительства жилья экономического класса.

В целях увеличения объемов жилищного строительства и обеспечения жилищного строительства в <АДРЕС> области необходимыми земельными участками, в том числе под строительство жилья экономического класса, реализация мероприятия предполагает: а) формирование Перечня земельных участков в границах территорий муниципальных образований <АДРЕС> области в целях строительства жилья экономического класса (далее - Перечень земельных участков); б) осуществление строительства жилья экономического класса в соответствии с Перечнем земельных участков для освоения и комплексного освоения территорий области; в) установление минимального количества и минимальной общей площади жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежащих передаче или продаже на условиях, предусмотренных договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса; г) определение перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса; д) установление порядка проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования и утверждения органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка внесения в них изменений, порядка ведения сводного по <АДРЕС> области реестра граждан, включенных в такие списки, и порядка предоставления содержащихся в указанном реестре сведений юридическим лицам, заключившим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации договоры об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договоры о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса; е) предоставление из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований <АДРЕС> области на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по освоению и комплексному освоению территорий области в целях строительства жилья экономического класса в соответствии с порядком предоставления субсидий, устанавливаемым Правительством <АДРЕС> области; ж) установление способов, размеров и сроков государственной поддержки строительства жилья экономического класса в рамках договоров об освоении в целях строительства жилья экономического класса; з) определение органа (организации), наделенного необходимыми полномочиями по координации и реализации данного мероприятия.

По замыслу органа исполнительной власти, реализация данного мероприятия позволит увеличить объемы ввода жилья в рамках освоения и комплексного освоения территорий <АДРЕС> области в целях жилищного строительства, повысить долю комплексной застройки территорий в целях жилищного строительства в общем объеме ввода жилья.

Таким образом, анализируя задачи и цели программы, в рамках которой ответчику произведена социальная выплата, следует, что таковыми являлись, в первую очередь, развитие строительства современного жилья на территории <АДРЕС> области, в том числе за счет оказания поддержки населению и представителям бизнеса за счет бюджетных средств, а не поддержка социально незащищенных категорий граждан, требующих постоянной государственной поддержки в виде социальных выплат, как средств без которых последние не могут существовать, к которым, по мнению суда, ответчика и членов ее семьи отнести нельзя.

Переплата денежных средств ответчику не является средством к существованию, а является дополнительной социальной гарантией со стороны органов исполнительной власти <АДРЕС> области, выплачиваемой для поддержки, в данном случае молодых семей, при приобретении вновь возводимого современного жилья, направленной в целом на развитие строительства и увеличение количества вводимого жилья.

Учитывая, что факт получения денежных средств ответчиком от истца в размере 48562 руб. 00 коп. установлен, при этом, доказательств, подтверждающих законные основания получения денежных средств в указанном размере не представлено и таких обстоятельств судом не установлено, наличие у истца воли на передачу денежных средств ответчику на каком-либо безвозмездном гражданско-правовом основании, а также в качестве средств к существованию отчетка и его семьи также ничем не подтверждается, указанная переплата произошла вследствие счетной ошибки в связи с неверным определением показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, которое подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, как получателя субсидии из бюджета <АДРЕС> области в целях софинансирования расходных обязательств, в заявленном размере.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче искового заявления Администрация муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ была освобождена от уплаты государственной пошлины, размер которой по настоящему делу, исходя из поставленных на разрешение и удовлетворенных исковых требований, на основании подпункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ, составляет 1657 руб. 00 коп. Указанная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика Фроловой О.С., не освобожденной от ее уплаты, в бюджет муниципального образования городского округа «город <АДРЕС>.

На основании изложенного, руководствуясь статьям 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, мировой судья

решил:

удовлетворить исковые требования Администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» к Фроловой <ФИО3> о взыскании неосновательного обогащения.

Взыскать с Фроловой <ФИО3> в пользу Администрации муниципального образования «<АДРЕС> городской округ» неосновательное обогащение в виде излишне выплаченной социальной выплаты в размере 48562 руб. 00 коп.

Взыскать с Фроловой <ФИО3> в доход бюджета Муниципального образования городской округ «город <АДРЕС> государственную пошлину в размере 1657 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд через мирового судью судебного участка № 29 города Южно-Сахалинска <АДРЕС> области в течение месяца со дня его вынесения.

   Разъяснить сторонам, что мировой судья может не составлять мотивированное решение суда по рассмотренному им делу, и обязан его составить в случае поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано: 1) в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании; 2) в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.     

Мотивированное решение по делу изготовлено <ДАТА25>

Мировой судья

Судебного участка № 29 А.В.<ФИО7>