№ 2а-230/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
поселок Зырянка 23 октября 2018 года
Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Эверстовой О.В., с участием ответчика Карпенко М.В., при секретаре Галюк О.А., рассмотрев в открытом судебном заседанииадминистративное делопо административному иску Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Республике Саха (Якутия) № 8 к Карпенко М. В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой Службы России по Республике Саха (Якутия) № 8 (далее МРИ ФНС № 8) обратилась в Верхнеколымский районный суд РС (Я) с административным исковым заявлением к Карпенко М.В., которым просит взыскать задолженность на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до <дата>, на страховые взносы на обязательное медицинское страхование до <дата>.
В обоснование административного иска указано, что ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и не уплатил своевременно недоимку по страховым взносам на общую сумму 23 153,33 руб., в том числе на ОМС в фиксированном размере до 01.01.2017 в размере 3 796,85 руб., на ОПС в ПФР на выплату страховой пенсии до <дата> в размере 19356,48 рублей.
Административный истец Межрайонная ИФНС России по Республике Саха (Якутия) № 8 (далее МРИ ФНС № 8) надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, просит в исковом заявлении рассмотреть дело без ее участия.
Административный ответчик Карпенко М.В.в судебном заседании не согласилась с требованиями истца, в письменном возражении считает, что возникшая задолженность подлежит списанию налоговым органом на основании ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», налоговым органов не соблюдены требования ч.2 ст. 286 КАС РФ, ч.2 ст. 48 НК РФ, административное исковое заявление подано в суд с нарушением сроков.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ административное дело рассматривается в отсутствие надлежащим образом извещенного истца.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Карпенко М.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>
В соответствиис п.1 ст. 5Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд социального медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ ответчик являлась плательщиком страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд социального медицинского страхования» и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
По смыслу статьи 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" обязанность по уплате указанных страховых взносов сохраняется до внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 8 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Следовательно, подлежат уплате страховые взносы, начисленные за период с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и до момента прекращения такой регистрации.
В соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд социального медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию и на обязательное медицинское страхование за 2016 год составил для ответчика 19 356,48 руб. и 3796,85 руб. соответственно.
Указанные суммы страховых взносов подлежали оплате ответчиком в течение 15 дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности.
С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по взысканию указанных взносов передана налоговым органам.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п. 14 ч.1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете (пункт 6 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
В связи с неисполнением ответчиком в добровольном порядке обязанностей по уплате страховых взносов в адрес должника выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам от <дата> № предложением о погашении задолженности по страховым взносам со сроком добровольной уплаты до <дата>.
Однако ни в установленный срок, ни на момент подачи административного иска в суд, требования истца ответчиком не исполнены.
Ответчик в установленные в требовании сроки не исполнил свои обязательства.
Административный истец обратился в суд в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с утратой ответчиком статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно ч. 5.5 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей (ч.2 ст. 286 КАС РФ).
В требовании об уплате обязательных платежей установлен срок добровольной уплаты до <дата>.
<дата> (согласно почтового штемпеля) истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа, т.е. в установленный законом шестимесячный срок.
<дата> на основании заявления МРИ ФНС № 8 мировым судьей судебного участка № 9 Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) вынесен судебный приказ №, который отменен <дата> на основании заявления Карпенко М.В.
Административное исковое заявление подано истцом <дата> (согласно почтового штемпеля) без нарушений требований ч.2 ст. 286 КАС РФ.
Согласно ч.4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до 24 часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня установленного срока, срок не считается пропущенным.
При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о пропуске срока подачи административного иска, связанные с поступлением искового заявления непосредственно в Верхнеколымский районный суд <дата>, основаны на ошибочном толковании закона.
Поскольку представленные административным истцом доказательства: требование № от <дата>, справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам Карпенко М.В. по состоянию на <дата>, выписка из ЕГРИП, реестры почтовых отправлений, в совокупности подтверждают наличие у ответчика недоимки по уплате страховых взносов на момент обращения в суд налогового органа, ответчиком страховые взносы не оплачены в добровольномпорядке, сведений и доказательств, позволяющих освободить ответчика от уплаты взносов, в суд не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности.
Представленный истцом расчет задолженности по страховым взносам на общую сумму 23 153,33руб. судом проверен и сомнений не вызывает.
Доводы ответчика о необходимости применения к возникшей задолженности требований ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для признания безнадежной к взысканию и списании недоимки за расчетный период, истекший до 01.01.2017 в размере, определяемом в соответствии с ч.11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не могут быть приняты по следующим основаниям.
Указанным федеральным законом предусмотрено списание не всех страховых взносов, по которым образовалась задолженность на 01.01.2017, а лишь тех, которые определяются в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
В соответствии с п. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредоставлением ими отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за которым уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч.2 ст. 12 настоящего федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Между тем, задолженность ответчика по страховым взносам за <дата> является начисленной ПФ РФ в соответствии требованиями п. 1 и 2 ст. 14, а не п. 11 ст. 14 ФЗ-212.
В связи с этим положения ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" применимы в настоящем деле быть не могут.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о списании спорной задолженности являются необоснованными.
Административный истец согласно пункту 1 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Сумма государственной пошлины определяется правилами статьи 333.19 НК РФи составит 894 рубля 59 копеек, которая полежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России по Республике Саха (Якутия) № 8 к Карпенко М. В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование - удовлетворить.
Взыскать с Карпенко М. В., проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Управления федерального казначейства по РС(Я) (Межрайонная ИФНС России № 8 по РС(Я) ИНН № КПП № ОГРН № Отделение НБ Республики Саха(Якутия), №, задолженность:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии за периоды до <дата> в размере 19 356 рублей 48 копеек КБК № код ОКАТО №;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФООМС за период до <дата> в размере 3 796 рублей 85 копеек КБК № код ОКАТО №;итого 23 153 рубля 33 копейки.
Взыскать с Карпенко М. В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 894 рубля 59 копеек.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решения суда принято 23 октября 2018 года.
Председательствующий О.В.Эверстова