Решение по делу № 3а-1847/2018 ~ М-1301/2018 от 21.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    25 декабря 2018 года                             г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи                     Непопалова Г.Г.,

при секретаре                                 Лещёвой А.А.,

с участием административного истца Захаровой Т.И., представителя Главы городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области Назаровой Н.Б., прокуратуры Самарской области Устиновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1847/2018 по административному исковому заявлению Захаровой Т.И. к Главе городского округа Новокуйбышевск Самарской области, Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Финансовому управлению Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л :

Захарова Т.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в котором просит обязать Главу городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрацию городского округа Новокуйбышевск Самарской области выплатить ей солидарно компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 142 279 рублей 84 копейки.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 8 ноября 2016 года, удовлетворены исковые требования прокурора города Новокуйбышевск Самарской области в интересах Захаровой Т.И. к Главе городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, Глава городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области обязаны обеспечить Захарову Т.И. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

9 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем ОСП г.Новокуйбышевска возбуждено исполнительное производство № об обязании Администрации городского округа Новокуйбышевск обеспечить Захарову Т.И. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям. Однако, до настоящего времени указанное выше решение суда фактически не исполнено, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, административному истцу не предоставлено.

Общая продолжительность ожидания административным истцом исполнения решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года составила 23 месяца, что, по ее мнению, нарушает право Захаровой Т.И. на судопроизводство в разумный срок.

Существенное затягивание срока исполнения судебного постановления имеет место вследствие отсутствия у Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области достаточного бюджетного финансирования за счет средств регионального и федерального бюджетов, а также отсутствия со стороны административных ответчиков активных действий по получению дополнительного бюджетного финансирования в целях приобретения жилых помещений для последующего предоставления их детям-сиротам и лицам из их числа.

В связи с нарушением права Захаровой Т.И. на исполнение судебного акта в разумный срок административный истец несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и иных расходов по месту фактического проживания в жилом помещении, не принадлежащем ей ни на каком праве. Кроме того, нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок влечет причинение ей нравственных страданий, связанных с необходимостью проживания в чужом жилом помещении с посторонними лицами в постоянной атмосфере стресса и напряжения.

В судебном заседании Захарова Т.И. административный иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель Главы городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области Назарова Н.Б. административные исковые требования Захаровой Т.И. не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области осуществляет государственные полномочия Самарской области лишь в пределах, выделенных для этого финансовых средств за счет бюджета Самарской области, и не может повлиять на сроки выделения таких средств.

Захарова Т.И. в установленном законом порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и в настоящее время значится в данном списке под номером 11. Однако, выделяемых субвенций недостаточно, чтобы обеспечить жилыми помещениями всех подлежащих обеспечению на сегодняшний день детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с этим, Администрацией городского округа Новокуйбышевск Самарской области ведется активная работа, направленная на исполнение требований исполнительных документов в отношении Захаровой Т.И. В адрес Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ежеквартально направляются сведения о лицах, состоящих на учете и имеющих право на получение жилых помещений.

Таким образом, Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области предпринимает все возможные меры для исполнения обязательства, но не может исполнить судебное решение в установленный законом срок в силу особенности характера обязательства. Нарушение сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля административного ответчика.

Представитель прокуратуры Самарской области Устинова Т.А. возражает против удовлетворения административных исковых требований Захаровой Т.И., полагает, что предусмотренные законом основания для их удовлетворения отсутствуют.

Представители Финансового управления Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области представил письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку для учета при формировании бюджета, а также для выделения дополнительного финансирования в целях своевременного исполнения решений суда и обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированными жилыми помещениями, Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области регулярно информировала Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и Правительство Самарской области о необходимости увеличения бюджета в целях приобретения жилых помещений специализированного жилищного фонда для предоставления их детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в том числе и Захаровой Т.И. Однако, с учетом потребности в денежных средствах, необходимых для исполнения муниципальными образованиями Самарской области судебных решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений, исполнить все решения суда не представляется возможным. При таких обстоятельствах, Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области не уклонялась от исполнения судебного акта, предпринимала меры к его исполнению, но в связи с недостаточным финансированием из бюджета Самарской области не имела возможности своевременно исполнить судебный акт в отношении административного истца.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения административного истца, представителей административных ответчиков и прокуратуры Самарской области, проверив дело, обозрев в судебном заседании материалы гражданского дела № по иску прокурора г.Новокуйбышевска в интересах Захаровой Т.И. к Главе городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда, полагает административный иск Захаровой Т.И. к Главе городского округа Новокуйбышевск Самарской области, Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Финансовому управлению Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 3 названного выше Федерального закона заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В силу частей 2 и 3 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее – заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

При этом, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП) как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации (абз. 2 п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Судом установлено, что 2 августа 2016 года исполняющий обязанности прокурора города Новокуйбышевск Самарской области обратился в Новокуйбышевский городской суд Самарской области с иском в интересах Захаровой Т.И. к Главе городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда.

Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 8 ноября 2016 года, удовлетворены исковые требования прокурора города Новокуйбышевск Самарской области в интересах Захаровой Т.И. к Главе городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, Глава городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области обязаны обеспечить Захарову Т.И. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Из текста указанного выше решения суда усматривается, что срок его исполнения судом не установлен.

Вместе с тем, судом установлено, что 2 декабря 2016 года исполнительный лист серии об обязании Главы городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области обеспечить Захарову Т.И. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающего санитарным и техническим требованиям, направлен судом в ОСП г.Новокуйбышевска Самарской области.

8 декабря 2016 года указанный выше исполнительный лист поступил на исполнение в ОСП г.Новокуйбышевска Самарской области, после чего 9 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем Понятовой И.А. было возбуждено исполнительное производство № в отношении Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области об обязании предоставить Захаровой Т.И. жилое благоустроенное помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 настоящей статьи.

2 мая 2017 года Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области обратилась в Новокуйбышевский городской суд Самарской области с заявлением об отсрочке исполнения решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года до 31 декабря 2017 года.

Определением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 12 мая 2017 года заявление Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области об отсрочке исполнения решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года оставлено без удовлетворения.

В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, 21 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП г.Новокуйбышевска вынесено постановление о взыскании с должника – Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области, исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области обратилась в Новокуйбышевский городской суд Самарской области с иском к ОСП г.Новокуйбышевска об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 25 января 2018 года иск Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворен, названный выше должник освобожден от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г.Новокуйбышевска от 21 декабря 2017 года в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № , возбужденному в отношении Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области.

При этом, из текста решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 25 января 2018 года следует, что суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области виновных действий, выразившихся в неисполнении указанного выше решения суда, поскольку должником принимались все необходимые меры для полного и своевременного исполнения решения суда, неисполнение им требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного их исполнения, обусловлено недостаточным финансированием Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны вышестоящих бюджетов.

Из материалов исполнительного производства № следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП г.Новокуйбышевска неоднократно (5 раз) направлялись должнику требования о незамедлительном исполнении решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года, в которых устанавливались сроки его исполнения и предоставления судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающих исполнение решения суда. 4 раза должник предупреждался судебным приставом-исполнителем о возможности привлечения к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение вступившего в законную силу решения суда.

Однако, несмотря на принятые судебным приставом-исполнителем ОСП г.Новокуйбышевска меры принудительного исполнения, решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года до настоящего времени не исполнено, Захарова Т.И. не обеспечена жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Таким образом, длительность неисполнения указанного выше судебного акта по состоянию на дату обращения Захаровой Т.И. в Самарский областной суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок составляет 1 год 11 месяцев 13 дней, а на дату рассмотрения судом настоящего административного дела – 2 года 17 дней.

Однако, суд полагает, что указанный выше срок неисполнения судебного акта, в данном конкретном случае, не может быть расценен как не отвечающий критериям разумности по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Законом Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», отдельные государственные полномочия Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления и определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Так, согласно ч. 1 ст. 3 названного выше Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список со всеми документами, указанными в статье 5 настоящего Закона, представляемыми лично заявителями.

Органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению № 2 к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению № 3 к настоящему Закону (ч.ч. 5, 6 и 7 ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД).

В силу ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (в том числе, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, на осуществление государственных полномочий (ч. 1 ст. 9 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД)).

Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД).

Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, рассчитывается в соответствии с приложением № 1 к настоящему Закону (ч. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД).

Статьями 5, 6 и 8 Закона Самарской области от 5 марта 2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» установлено, что органы государственной власти Самарской области при формировании бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД, органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное использование субвенций, предоставленных из областного бюджета для осуществления государственных полномочий, а также своевременно представлять в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, отчетность по установленной форме о реализации государственных полномочий, расходовании предоставленных субвенций.

Из материалов дела следует, что для учета при формировании бюджета, а также выделения дополнительного финансирования в целях своевременного исполнения решений суда и обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированными жилыми помещениями, Администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области регулярно информировала Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, Правительство Самарской области и Губернатора Самарской области о необходимости увеличения бюджета в целях приобретения жилых помещений специализированного жилищного фонда для последующего предоставления их детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе и Захаровой Т.И.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области неоднократно обращалось к Губернатору Самарской области с сообщениями о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принимая во внимание, установленные фактические обстоятельства дела, а также учитывая, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует значительных временных затрат, как на проведение закупки, последующее заключение контракта, его исполнение – строительство жилых помещений, сдачу их в эксплуатацию, передачу и оформление прав муниципального образования на жилые помещения, суд приходит к выводу о том, что действия Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Главы городского округа Новокуйбышевск Самарской области по исполнению решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года, исходя из специфики реализации публичных полномочий в области обеспечения указанной выше категории лиц жилыми помещениями, следует признать достаточными и эффективными.

Доводы административного истца о том, что существенное затягивание срока исполнения судебного постановления обусловлено отсутствием со стороны Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области активных действий по получению дополнительного бюджетного финансирования в целях приобретения жилых помещений для последующего предоставления их детям-сиротам и лицам из их числа, суд полагает необоснованными, поскольку данные доводы не подтверждены объективными, допустимыми и достаточными доказательствами. Напротив, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о целенаправленных действиях административных ответчиков для своевременного исполнения судебного решения.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения суда, представляющую определенную сложность процедуру приобретения жилых помещений и оформления их в муниципальную собственность в целях последующего предоставления по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, общую продолжительность неисполнения судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что при исполнении решения Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 7 сентября 2016 года нарушены разумные сроки, а также, что вследствие нарушения срока исполнения решения для административного истца наступили какие-либо негативные последствия, а потому предусмотренные законом основания для удовлетворения административного иска Захаровой Т.И. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Захаровой Т.И. к Главе городского округа Новокуйбышевск Самарской области, Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области и Финансовому управлению Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение месяца со для его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2018 года.

Председательствующий:                    Непопалов Г.Г.

3а-1847/2018 ~ М-1301/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Самарской области
Захарова Т.И.
Ответчики
Финансовое управление администрации городского округа Новокуйбышевска
Глава г.о. Новокуйбышевск
Администрация г.о. Новокуйбышевск
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Управление федеральной службы судебных приставов по самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Непопалов Г. Г.
21.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
22.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.12.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
25.12.2018[Адм.] Судебное заседание
26.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее