Дело № 2-91/1/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации.
п. Выгоничи 3 апреля 2015 года.
Выгоничский районный суд Брянской области в составе:
председательствующий судья Терехов А.С.,
секретарь судебного заседания Пыталева О.Е.,
с участием:
заявителя Козеева Э.В. и его представителя Сайгаловой В.А.,
государственного регистратора Моисеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Выгоничского районного суда Брянской области гражданское дело по заявлению Козеева Э.В. об оспаривании действий государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, отказавшего произвести государственную регистрацию изменений в ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером № и выдать новое свидетельство о государственной регистрации права,
У С Т А Н О В И Л:
Гражданин Козеев Э.В. является собственником земельного участка площадью 60.000 кв. метров с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права № от <дата> года. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства.
22 октября 2014 года Козеев Э.В. подал в межмуниципальный отдел по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области заявление с необходимыми документами о внесении изменений в ЕГРП относительно вида разрешенного использования земельного участка основной вид «постройки, связанные с обслуживанием данной зоны», вспомогательный вид использования «сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры» и о выдаче нового свидетельства о государственной регистрации права.
Сообщением межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от <дата> Козееву Э.В. было отказано в удовлетворении заявления, в связи с тем, что выданный ему кадастровый паспорт противоречит действующему законодательству.
Не согласившись с действиями государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Козеев Э.В. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривает действия государственного регистратора службы регистрации, отказывающего ему во внесении изменений и выдаче нового свидетельства, которые просит признать незаконными и обязать государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области произвести государственную регистрацию изменений в ЕГРП и выдать новое свидетельство о государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании Козеев Э.В. и его представитель Сайгалова В.А. поддержали заявление и пояснили суду, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Орменского сельского поселения, земельный участок Козеева Э.В. был отнесен к зоне сельскохозяйственных угодий, а так же были определены виды разрешенного использования. На основании этого Козееву Э.В. был выдан кадастровый паспорт, с внесенными в него изменениями. После этого он самостоятельно выбрал новые виды разрешенного использования земельного участка основной вид «постройки, связанные с обслуживанием данной зоны», вспомогательный вид использования «сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры» и обратился в регистрационную службу для регистрации изменений и выдаче нового свидетельства. Вначале регистрацию приостановили на один месяц, а затем по его заявлению приостановили на три месяца, так как ему было необходимо представить недостающие документы. По истечении 3 месяцев ему отказали в регистрации изменений. Отказ государственного регистратора считают незаконным, поскольку никаких документов не требовалось, в связи с чем препятствий для регистрации изменений не имелось.
Государственный регистратор межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Моисеева О.В. с доводами заявления не согласилась, суду пояснила, что регистрация изменений относительно вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Козееву Э.В., вначале была приостановлена в связи с имевшимися противоречиями кадастрового паспорта действующему законодательству, а затем сам Козеев Э.В. написал заявление о приостановлении регистрации на три месяца для предоставления дополнительных документов. По истечении срока приостановления, Козееву Э.В. был выдан отказ в государственной регистрации изменений в ЕГРП, поскольку никаких документов заявитель не представил. Полагала, что отказано Козееву Э.В. в соответствии с действующим законодательством.
Суд, обсудив заявление, заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч.1 ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из обстоятельств дела, Козеев Э.В. является собственником земельного участка площадью 60.000 кв. метров с кадастровым номером 32:03:0030301:219, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного за пределами участка, на основании свидетельства о государственной регистрации права № от <дата> года. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства.
<дата> Козеев Э.В. подал в межмуниципальный отдел по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области заявление с необходимыми документами о внесении изменений в ЕГРП относительно вида разрешенного использования земельного участка основной вид «постройки, связанные с обслуживанием данной зоны», вспомогательный вид использования «сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры» и о выдаче нового свидетельства о государственной регистрации права.
Отказывая Козееву Э.В. в государственной регистрации изменений в ЕГРП и выдаче нового свидетельства о государственной регистрации права государственный регистратор сослался на положения абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 17 Закона правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав. Следовательно, регистрирующему органу как органу исполнительной власти Российской Федерации предоставлены полномочия по проведению правовой экспертизы документов на соответствие их требованиям действующего законодательства.
Судом установлено, что причиной отказа Козееву Э.В. в государственной регистрации внесения изменений и выдаче нового свидетельства, является то обстоятельство, что Козеевым Э.В. в числе других документов был представлен кадастровый паспорт, который противоречил действующему законодательству, а так же не представлены документы, исключающие данные противоречия.
Согласно ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Положениями ст.34 Градостроительного Кодекса РФ установлены основные принципы зонирования территории населенного пункта, критериями для определения вида территориальной зоны являются возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившиеся планировка территории и существующее землепользование.
Таким образом, определяющим является функциональное назначение уже использующегося земельного участка, менять которое без имеющихся правовых и фактических оснований недопустимо.
При этом согласно подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.
Вместе с тем в Законе об обороте отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. В связи с чем в данном случае применяются правила, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Так, согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом.
Кроме того, исходя из ч.6 ст.36 Градостроительного кодекса, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель.
Как видно из материалов дела земельный участок, принадлежащий Козееву Э.В., согласно Правил землепользования и застройки территории Орменского сельского поселения, утвержденных Решением Орменского сельского Совета народных депутатов № от <дата> года, находится в зоне СХ1 «Зона сельскохозяйственных угодий».
В связи с этим государственный кадастровый учет изменений земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования может быть осуществлен в случае представления в регистрирующий орган решения главы местной администрации, принятого с учетом публичных слушаний, об изменении одного вида разрешенного использования такого земельного участка на другой вид в порядке, установленном п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Такого документа заявителем Козеевым Э.В. не было представлено в орган государственной регистрации, в связи с чем действия государственного регистратора соответствовали действующему законодательству.
Доводы заявителя Козеева Э.В. о том, что выбор собственником земельного участка основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка осуществляется самостоятельно, и для этого не требуется специальных разрешений, суд считает необоснованными по следующим обстоятельствам.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации действительно указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункты 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в силу пунктов 6, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункта 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Исходя из того, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен, то следует руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации и законами регулирующие спорные правоотношения.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а гражданами, в том числе ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования положений статьей 77, 83 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что законодатель разделил по целевому использованию (видам разрешенного использования) земли сельскохозяйственного назначения: находящиеся за границами населенного пункта, и земли сельскохозяйственного использования, входящие в соответствии с градостроительными регламентами в территориальные зоны населенных пунктов.
Земельный участок заявителя, находится за пределами населенного пункта, и состоит исключительно из земель сельскохозяйственного назначения.
Разрешенное (целевое) использование таких земель регламентировано пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли сельскохозяйственного назначения могут иметь несколько видов разрешенного использования и, соответственно, один вид разрешенного использования может меняться на другой, при этом сельскохозяйственное назначение земли не меняется.
Возможность осуществления построек, связанных с обслуживанием данной зоны, а также возведения сооружений, коммуникаций, объектов инженерной инфраструктуры на таких участках как видов разрешенного использования, которые могут быть изменены в указанном выше порядке, законом не предусмотрена.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют, что действия государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, отказавшего заявителю Козееву Э.В. в регистрации изменений в ЕГРП и выдаче нового свидетельства в отношении земельного участка, соответствовали действующему законодательству, и у суда не имеется правовых оснований для признания их незаконными.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФсуд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, заявление Козеева Э.В. об оспаривании действий государственного регистратора межмуниципального отдела по Почепскому и Выгоничскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 и 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░
6 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░