дело № 5-331/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Артемовский 10 августа 2021 года Мировой судья судебного участка № 2 Артемовского судебного района Свердловской области Кузьминых Т.Л.,рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Урало-Сибирская Промышленная Компания», (ОГРН 1056604856538, ИНН 6673128630, КПП 668601001), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, д. 101Б,
У С Т А Н О В И Л:
11.05.2021 в 15-00 часов по адресу: г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, д. 101Б, Акционерное общество «Урало-Сибирская Промышленная Компания» (далее АО «УСПК») при проведении плановой выездной проверки выявлен факт невыполнения требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
отсутствует договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием для ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий на опасном производственном объекте АО «УСПК»; в представленных договорах <НОМЕР> от <ДАТА3> - Государственное унитарное предприятие <АДРЕС> не является аварийно-спасательным формированием; договор от <ДАТА4> - <ОБЕЗЛИЧЕНО> не аттестован на проведение газоспасательных работ, чем нарушены п. д ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; не разработаны (отсутствуют) приложения 1, 3, 4, 5 Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера АО «УСПК»: приложение 1 - возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций; приложение 3 - решение председателя КЧС территориальной подсистемы РСЧС по ликвидации ЧС; приложение 4 - расчет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий; приложение 5 - организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В плане действий отсутствует информация о наличии на предприятии опасных производственных объектов, в том числе, сети газопотребления АО «УСПК» (рег. Номер <НОМЕР>, взрывопожароопасный объект), эксплуатируемого АО «УСПК». Не рассмотрены возможные чрезвычайные ситуации на опасных производственных объектах, чем нарушены п.п. а, д ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794; ст. 12 Закона Свердловской области от 27.12.2004 № 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области;
не проводятся тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, с участием формирований постоянной готовности в отношении опасного производственного объекта сеть газопотребления АО «УСПК» (рег. Номер <НОМЕР>), эксплуатируемого АО «УСПК». Отсутствуют документы, подтверждающие проведение тактико-специальных учений, чем нарушены ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485, п. 1 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.07.2020 № 565; ст. 16 Закона Свердловской области от 27.12.2004 № 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области»;
не проводятся объектовые тренировки, отсутствуют документы, подтверждающие проведение объектовых тренировок, чем нарушены Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485; п.п. 1, 3 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера , обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29.07.2020 № 565.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя АО «УСПК», представителя Министерства общественной безопасности, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается смс-уведомлениями, согласие на данный вид уведомления дано представителями и отражено в расписках.
Из ходатайства представителя АО «УСПК» следует, что организацией приняты меры по устранению допущенных нарушений: 01.06.2021 заключен договор на обслуживание с аварийно-спасательным формированием - <ОБЕЗЛИЧЕНО> утвержден план тренировок и учений в области ГО и защиты от ЧС; разработаны приложения № 1, 3, 5 к Плану мероприятий, срок выполнения предписания 01.05.2022.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 20.6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характер, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Объективная сторона состава данного правонарушения выражается как в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, так и в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
По смыслу ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ под законодательством, несоблюдение которого вменяется в вину лицам, нарушившим положения ст. 20.6 КоАП РФ, понимается законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к которому, помимо Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), относятся иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации, принимаемые в соответствии с данным Законом. В ст. 1 Закона N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Согласно п.п. «а», «д» ст. 14, ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязана, в том числе: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: планироватьи осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Согласно ст. 12 Закона Свердловской области от 27.12.2004 № 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области» В соответствии с федеральным законом организации, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, в том числе: планируют и осуществляют необходимые меры в сфере защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планируют и проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивают создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляют подготовку работников организаций в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций. В соответствии с п.п. 1, 11, 13 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.07.2020 № 565, ТСУ проводятся в целях совершенствования практических навыков органов управления формирований при организации и проведении АСДНР, подготовки формирований и служб к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий по гражданской обороне, выработки у личного состава формирований практических навыков в проведении АСНДР, применения закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты для сил гражданской обороныи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций продолжительностью до 8 (восьми) часов 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности РСЧС - 1 раз в год.
Для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах руководителей, должностных лиц и работников организаций проводятся объектовые тренировки.
Вина АО «УСПК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается письменными доказательствами:
приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 05.04.2021 № 129, согласно которому в отношении АО «УСПК» в период с 13.04.2021 по 12.05.2021 была назначена плановая выездная проверка с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, согласованного с прокуратурой Свердловской области с использованием проверочного листа, типовая форма которого утверждена приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 16.02.2021 № 58 «Об утверждении типовой формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Министерством общественной безопасности Свердловской области при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
уведомлением от 06.04.2021 в адрес АО «УСПК» о проверке на электронный адрес;
актом проверки от 11.05.2021 № 34 установлено, что проверка проводилась 20.04.2021 с 12:00 часов до 15:00 часов и 11.05.2021 с 11:00 часов до 15:00 часов, по адресу фактического местонахождения: Свердловская область, Артемовский район, п. Буланаш, ул. Машиностроителей, 27, в ходе проверки установлено: отсутствует договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием для ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий на опасном производственном объекте АО «УСПК»; в представленных договорах <НОМЕР> от <ДАТА3> - Государственное унитарное предприятие <АДРЕС> не является аварийно-спасательным формированием; договор от <ДАТА4> - <ОБЕЗЛИЧЕНО> не аттестован на проведение газоспасательных работ, чем нарушены п. д ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
не разработаны (отсутствуют) приложения 1, 3, 4, 5 Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера АО «УСПК»: приложение 1 - возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций; приложение 3 - решение председателя КЧС территориальной подсистемы РСЧС по ликвидации ЧС; приложение 4 - расчет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий; приложение 5 - организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В плане действий отсутствует информация о наличии на предприятии опасных производственных объектов, в том числе, сети газопотребления АО «УСПК» (рег. Номер <НОМЕР>, взрывопожароопасный объект), эксплуатируемого АО «УСПК». Не рассмотрены возможные чрезвычайные ситуации на опасных производственных объектах, чем нарушены п.п. а, д ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794; ст. 12 Закона Свердловской области от 27.12.2004 № 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области»;
не проводятся тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, с участием формирований постоянной готовности в отношении опасного производственного объекта сеть газопотребления АО «УСПК» (рег. Номер <НОМЕР>), эксплуатируемого АО «УСПК». Отсутствуют документы, подтверждающие проведение тактико-специальных учений, чем нарушены ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485, п. 1, 11 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.07.2020 № 565; ст. 16 Закона Свердловской области от 27.12.2004 № 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области»;
не проводятся объектовые тренировки, отсутствуют документы, подтверждающие проведение объектовых тренировок, чем нарушены Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485; п.п. 1, 3 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера , обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29.07.2020 № 565.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ вид деятельности юридического лица АО «УСПК»: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
Как следует из представленных АО «УСПК» материалов, на момент рассмотрения дела юридическим лицом предприняты меры по устранению допущенных нарушений, а именно: 01.06.2021 заключен договор на обслуживание с аварийно-спасательным формированием - <ОБЕЗЛИЧЕНО> утвержден план тренировок и учений в области ГО и защиты от ЧС; разработаны приложения № 1, 3, 5 к Плану мероприятий.
Оценив все имеющиеся доказательства в их совокупности, суд считает установленной вину АО «УСПК» в совершении инкриминируемого правонарушения, его действия суд квалифицирует по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, мировой судья учитывает признание представителем юридического лица своей вины, принятие мер по устранению допущенных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд вправе, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, исследовав имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к выводу, что в действиях АО «УСПК» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, судом учитывается, что действия юридического лица не повлекли каких-либо негативных последствий для окружающих, доказательств обратного суду не представлено, в кратчайшие сроки приняты меры по устранению допущенных нарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что совершенное АО «УСПК» правонарушение является малозначительным.
Каких-либо запретов, ограничивающих применение ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к совершенному АО «УСПК» административному правонарушению, в действующем законодательстве не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что АО «УСПК» должно быть освобождено от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Урало-Сибирская Промышленная Компания»на основании ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ограничиться устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Артемовский городской суд Свердловской области или опротестовано прокурором, с подачей жалобы через мирового судью. Мировой судья: Т.Л.Кузьминых