Решение по делу № 5-380/2021 от 11.08.2021

Материал № 5-380/2021                                                            

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 августа 2021 года                                                                                г. Южно-Сахалинск

Мировой судья судебного участка № 29 города Южно-Сахалинска <АДРЕС> области Захаров А.В., с участием представителя административного органа, составившего протокол <ФИО1>, рассмотрев материалы дела в отношении юридического лица

ООО «Кипарис-2012», расположенного по адресу: ул. <АДРЕС> д<АДРЕС> области, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>,

по факту совершения административного правонарушения, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

на основании распоряжения заместителя руководителя - начальника правового управления государственной жилищной инспекции <АДРЕС> области от <ДАТА2> <НОМЕР>, главным государственным инспектором контрольно-надзорного управления государственной жилищной инспекции <АДРЕС> области <ДАТА3> проведена внеплановая документарная проверка ООО «Кипарис-2012», в ходе которой были установлены нарушения требований Федерального закона <НОМЕР> «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». С целью устранения выявленных нарушений в адрес ООО «Кипарис-2012» внесено предписание <НОМЕР> от <ДАТА3> о возложении обязанности в срок не позднее <ДАТА4> обеспечить размещение информации на сайте dom.gosuslugi.ru согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от <ДАТА5> <НОМЕР> « Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», раздела 10 Приказа от <ДАТА6> <НОМЕР> Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении.

На основании распоряжения от <ДАТА7> <НОМЕР> проведена проверка исполнения предписания, по результатам которой составлен акт <НОМЕР> от <ДАТА8>, из которого следует, что предписание <НОМЕР> от <ДАТА3> не выполнено.

Усматривая в бездействии юридического лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, главным государственным инспектором контрольно-надзорного управления государственной жилищной инспекции <АДРЕС> области <ДАТА9> в отношении ООО «Кипарис-2012» составлен протокол об административном правонарушении.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, защитника для участия при рассмотрении дела не направил, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Представитель административного органа, составившего протокол <ФИО1>, в судебном заседании поддержал протокол, полагая доказанным факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, выразившегося в неисполнении законного предписания об устранении нарушений лицензионных требований, просил привлечь его к административной ответственности, назначив предусмотренное санкцией статьи наказание.

Выслушав <ФИО1>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 24 статьи 19.5 КоАП РФ, установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.

Данная норма является специальной, предусматривающей административную ответственность за нарушение в сфере лицензионного законодательства.

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от <ДАТА10> <НОМЕР> «О лицензировании отдельных видов деятельности» требования, устанавливаемые положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования

Такие лицензионные требования к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами установлены статьей 193 Жилищного кодекса РФ, согласно которой лицензионными требованиями являются: 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются; 1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее; 2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата; 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее предоставленной лицензиату, соискателю лицензии; 6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса; 7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА11> <НОМЕР>, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Таким образом, в протоколе об указанном административном правонарушении, составленном по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ, должны быть приведены конкретные лицензионные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, которые нарушены и в чем данные нарушения выражаются.

Однако, вменяя в вину ООО «Кипарис-2012» неисполнение предписания об устранении нарушений лицензионных требований, сведений с указанием какие именно лицензионные требования не исполнило Общество, со ссылкой на нормы соответствующего закона их предусматривающие, протокол не содержит.

Исходя из текста протокола, следует, что в деятельности ООО «Кипарис-2012» были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, об устранении которых Обществу и вносилось предписание <НОМЕР> от <ДАТА3>.

Вместе с тем, с силу части 4 статьи 8 Федерального закона от <ДАТА10> <НОМЕР> «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензионным требованиям не могут быть отнесены: - требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом; - требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта; - требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; - требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

Таким образом, из указанных норм следует, что нарушение лицензионных требований, не может выражаться в несоблюдении законодательства Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере деятельности в целом, а также законодательства Российской Федерации, соблюдение которого является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

Кроме того, согласно части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Разделом 10 Приказа Минкомсвязи России <НОМЕР>, Минстроя России <НОМЕР> от <ДАТА6> определена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Однако, ни в протоколе, ни в самом предписании не содержится конкретного указания на информацию, подлежащую обязательному размещению в ГИС ЖКХ, и которая Обществом не была размещена в полном объеме в нарушение требований предписания, а также многоквартирных домов, в отношении которых данная информация подлежала размещению.

Неполнота предписания, в котором не нашли отражения признанные инспекцией нарушением обязательные лицензионные требования и не содержится ссылки на конкретные виды информации, которые должны быть размещены, не позволяет установить обстоятельства, в связи с которыми оно выдано, и определить порядок устранения выявленных нарушений, что свидетельствует о его неисполнимости.

Ссылка в протоколе на акт проверки не может быть признана состоятельной, поскольку по смыслу закона протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Таким образом, протокол об административном правонарушении не отвечает требованиям закона, поскольку не содержит описания события административного правонарушения.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Поскольку достоверных и допустимых доказательств вины ООО «Кипарис-2012» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ по делу не установлено, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

прекратить производство по делу об административном правонарушении, в отношении юридического лица - ООО «Кипарис-2012», расположенного по адресу: ул. <АДРЕС> д<АДРЕС> области, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>,

по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Настоящее постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1.-25.5. КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, через мирового судью судебного участка <НОМЕР>, либо непосредственно в Южно-Сахалинский городской суд <АДРЕС> области в течение 10-ти суток со дня получения копии постановления.

Копию настоящего постановления по делу об административном правонарушении направить в адрес юридического лица, должностного лица, составившего протокол.

Мировой судья А.В.Захаров