Дело №2-3638/2018.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2018 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Бимбаевой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыбикдоржиевой Аюны Владимировны к Министерству культуры Республики Бурятия о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании премии, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд с иском к Министерству культуры Республики Бурятия, Цыбикдоржиева А.В. просила признать незаконным приказ Министерства культуры РБ №003-15 от 1 августа 2018 о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскать с ответчика сумму невыплаченной премии за первое полугодие 2018 г. в размере до 100% от месячной заработной платы, компенсацию морального вреда – 100000 руб.
В обоснование иска указывала, что на основании трудового договора №11/тд, заключенного с Министерством культуры РБ 1 марта 2017 г. исполняла обязанности директора ГАУК РБ «Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. Н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова». Приказом Министерства культуры РБ №003-15 от 1 августа 2018 г. на нее наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Считает указанный приказ незаконным, поскольку в нем не содержится ссылок на пункты трудового договора, которые были ненадлежащее исполнены, отсутствует описание совершенного проступка, не определены степень тяжести и наличие вины работника. Вывод комиссии, проводившей проверку, о ее виновном бездействии считает безосновательным. Кроме того, работодателем при выборе вида дисциплинарного взыскания не учтено отсутствие у нее иных дисциплинарных взысканий, добросовестное исполнение обязанностей. Также, полагает, что ей незаконно работодателем не выплачена премия, предусмотренная п.18 трудового договора. Моральный вред, причиненный незаконными действиями работодателя, оценивает в 100000 руб.
В судебное заседание истец Цыбикдоржиева А.В. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Елобогоев К.М. в судебном заседании на требованиях настаивал, поясняя, что из обжалуемого приказа невозможно установить, за какие нарушения истец привлечена к дисциплинарной ответственности. Работодателем не учтено отсутствие у нее иных дисциплинарных взысканий. Что касается требований о взыскании невыплаченной премии по итогам выполнения мероприятий вне государственных заданий за первое полугодие 2018 г., незаконность ее невыплаты подтверждал самим условием п.18 трудового договора, а кроме того, приказом от 20.07.2018 о премировании Ю.К. Лаптева – художественного руководителя ГАУК РБ, согласно которому театром выполнялись мероприятия вне государственных заданий и, следовательно, истица, как руководитель, учреждения, не могла не участвовать в их выполнении.
Представитель ответчика Министерства культуры РБ по доверенности Шабаева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поясняя, что в адрес ответчика поступило представление Счетной палаты РБ, в связи с чем была проведена проверка. В результате проверки выявлено, что Цыбикдоржиевой А.В. совершено виновное бездействие, выраженное в неисполнении федерального законодательства. По результатам проверки был составлен Акт проверки. При вынесении обжалуемого приказа работодатель учитывал личность работника, её характеристику, тяжесть проступков и т.д. Поскольку нарушения трудового законодательства были значительными, работодатель пришел к выводу о наложении взыскания в виде выговора. В настоящее время трудовой договор с истцом расторгнут. Полагает, что вина истца была ответчиком установлена. Требования о взыскании премии также считает не подлежащими удовлетворению, поскольку основания для ее выплаты, которыми являются, в том числе, направление служебной записки о премировании, отсутствовали, в связи с чем, просит в удовлетворении требований истца отказать, в том числе, о во взыскании компенсации морального вреда.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину.
Согласно ст. 189 Трудового кодекса РФ дисциплиной труда является обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания - замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В соответствии со ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт.
Судом установлено, что на основании срочного трудового договора №11/тд от 02.03.2017, заключенного между Цыбикдоржиевой А.В. и Министерством культуры РБ, истец исполняла обязанности директора ГАУК РБ «Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. Н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова».
Приказом Министерства культуры РБ №003-15 от 1 августа 2018 г. в отношении Цыбикдоржиевой А.В. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение возложенных трудовым договором обязанностей, указанных в представлении Счетной палаты РБ №32 от 29.06.2018, а также по результатам служебной проверки Министерства культуры от 18 июля 2018 г.
В материалы дела представлены представление Счетной палаты РБ №32 от 29.06.2018 и Акт проверки от 18.07.2018, явившиеся основанием для привлечения истицы к дисциплинарной проверки. Исследованием указанных документов установлено следующее.
Согласно представлению, в ходе контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных государственному автономному учреждению культуры РБ «Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. Н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова» за 2016-2017 годы выявлены недостатки и нарушения и Министерству культуры Рб указано на необходимость принятия мер по их устранению, а также, на необходимость привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения.
По результатам проведенной работодателем проверки составлен Акт о результатах проверки учреждения от 18 июля 2018 года, согласно которому установлены факты нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, допущенные директором театра Цыбикдоржиевой А.В. Выводы, содержащиеся в Акте проверки указывают на такие нарушения как:
- неоднократное нарушение норм Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг некоторыми юридическими лицами», Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ. В частности, указано, что суммы заключенных договоров были намеренно разбиты на суммы до 100000 руб. в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур;
-неправомерная оплата выполненных работ по строительному контролю в сумме 364000 руб., которая подлежи возврату в республиканский бюджет;
-выплата работникам учреждения премий без методики расчета обоснования распределения, отсутствия показателей и критериев оценки эффективности труда, что нарушает принцип равной оплаты за труд равной ценности, количества и качества затраченного труда в рамках ч.2 ст.22, ст.132 ТК РФ.
Тем самым, комиссия пришла к выводу о том, что Цыбикдоржиевой А.В. совершено виновное бездействие, выраженное в неисполнении федерального законодательства, что повлекло причинение прямого действительного ущерба в размере 364000 руб.
Тем самым, проверкой ответчика было достоверно установлено нарушение истцом, как трудового законодательства, так и норм Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг некоторыми юридическими лицами», Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ, ввиду чего, работодатель обоснованно привлек ее к дисциплинарной ответственности..
То обстоятельство, что приказ не содержит указания на конкретные нарушения трудового законодательства допущенные истцом не является основанием для признания его незаконным, поскольку приказ содержит ссылку на Акт проверки от 18.07.2018, где все нарушения перечислены.
Также суд считает, что при принятии решения о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, ответчиком учтены тяжесть совершенных проступков и обстоятельства, при которых они были совершены.
Тем самым, требования истца о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования Цыбикдоржиевой А.В. о взыскании с ответчика сумму невыплаченной премии за первое полугодие 2018 г. в размере до 100% от месячной заработной платы, суд приходит к следующему.
Согласно ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Согласно п.18 трудового договора, заключенного между Цыбикдоржиевой А.В. и Министерством культуры РБ, установлены премиальные выплаты по итогам работы по выполнению государственного задания и вне государственного задания за полугодие и год.
В соответствии с пунктом 4 Положения о премировании руководителей республиканских государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры РБ, утвержденного Приказом Министерства культуры №003-30 от 26 января 2016 г. премирование осуществляется по итогам государственных заданий, по итогам выполнения мероприятий вне государственных заданий.
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрен особый порядок премирования по итогам выполнения мероприятий вне государственных заданий. Согласно данному пункту, обязательным условием для премирования является представление служебной записки (с подробным описанием результатов, полученного эффекта от проведения мероприятий) от курирующего отдела министерства.
Согласно пояснениям представителя ответчика, в отношении Цыбикдоржиевой А.В. подобной служебной записки от отдела не поступало в связи с отсутствием у руководителя в указанный период времени мероприятий учреждения, не входящих в государственное задание.
Доказательств обратного стороной истца, в нарушение положения ст.56 ГПК РФ не представлено.
Ссылки стороны истца в указанной части на приказ от 20.07.2018 о премировании Ю.К. Лаптева – художественного руководителя ГАУК РБ, согласно которому театром выполнялись мероприятия вне государственных заданий и, следовательно, истица, как руководитель, учреждения, не могла не участвовать в их выполнении, суд признает необоснованными, поскольку в указанном приказе Цыбикдоржиева А.В. не значится, сведения о выполнении под ее контролем каких-либо мероприятий отсутствуют.
Доводы представителя истца, согласно которым пункт 18 трудового договора предусматривает выплату указанных премий в обязательном порядке, также противоречит самому смыслу премиальных выплат, которые по своему характеру не носят обязательного характера, их выплата обусловлена с целью поощрения определенными условиями, в настоящем случае – подачей служебной записки от курирующего отдела Министерства.
Тем самым, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований и в части взыскания премии.
Требование истца о взыскании компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, поскольку в согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ основанием такой компенсации являются факты нарушения работодателем трудовых прав работника, неправомерные действия работодателя. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.12.2018.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░