Дело № 12-317/2019
УИД 69RS0040-01-2019-003770-27
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 сентября 2019 года пос. Кугеси
Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Афанасьев Э.В., рассмотрев жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «АВТОКАР» на постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта под № от 13 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «АВТОКАР»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от 13 марта 2019 года вынесенным в порядке, предусмотренной ч.3 ст. 28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ООО «АВТОКАР» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ознакомившись с жалобой и приложенными к нему материалами, прихожу к следующему выводу.
В жалобе, поданной представителем ООО «АВТОКАР», поставлен вопрос об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу.
При этом согласно ч. 3 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Арбитражно-процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности.
Также ч. 2 ст. 27 Арбитражно-процессуального кодекса РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Арбитражно-процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за повторное нарушение осуществления движения транспортного средства, имеющего максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.
Так, подлежащая уплате в федеральный бюджет плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, установлена ст. 31.1 Федерального «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятым во исполнение названного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».
Также в силу ст. 46 вышеуказанного Федерального закона в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут, в том числе административную ответственность.
Постановлением от 31.05.2016 № 14-П Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности совокупности положений ст. 31.1 данного Федерального закона, вышеуказанного постановления Правительства РФ под № 504 и ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Предметом рассмотрения являлись нормативные положения, устанавливающие в системе правового регулирования обязательных публичных платежей институт платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - большегрузные транспортные средства), в том числе определяющие в рамках данного института элементы указанной платы, как обязательного неналогового платежа, полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию ее размера и порядка взимания, функции оператора системы взимания платы и основания применения административной ответственности за неисполнение обязанности плательщика по ее внесению.
Таким образом, Конституционный Суд РФ в указанном Постановлении рассматривал ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях как норму, предусматривающую административную ответственность за неуплату обязательного неналогового платежа.
В целях исключения противоречий при определении компетенции судов в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, разъяснено, что в тех случаях, когда объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к 6 административной ответственности, в любом случае, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Названный перечень не подлежит расширительному истолкованию.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения подателя жалобы ООО «АВТОКАР» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, послужило то обстоятельство, что общество повторно, в нарушение требований п. 1 ст. 31.1 Федерального «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», допустило движение транспортного средства (по каждому из оспариваемых постановлений), имеющего максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.
При этом обжалуемое постановление вынесено в отношении ООО «АВТОКАР», то есть юридического лица, в связи с осуществлением им своей деятельности, учитывая также, что исходя из сведений Единого государственного реестра юридических лиц видами деятельности ООО «АВТОКАР» являются, в том числе, деятельность вспомогательная, связанная с перевозками, и деятельность автомобильного транспорта и услуги по перевозкам.
Объектом правонарушения, состав которого сформулирован в ч. 2 ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области дорожного движения. При этом они не связаны непосредственно с безопасностью дорожного движения, а направлены на исполнение обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 31.1 вышеуказанного Федерального закона, по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами.
Таким образом, действия (бездействие) заявителя ООО «АВТОКАР», в связи с совершением которых он привлечён к административной ответственности, не связаны с нарушением или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Кроме того, тот факт, что ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, именуемая как «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», расположена в гл. 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области дорожного движения» само по себе не свидетельствует о неподведомственности связанного с названной статьей спора арбитражному суду. Законодатель, при введении ответственности за правонарушение, предусмотренное названной статьей, не преследовал цель разграничения компетенций судов общей юрисдикции и арбитражный судов включением ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в главу, в которой содержатся составы правонарушений, связанных с безопасностью дорожного движения.
На основании вышеизложенного рассмотрение данной жалобы не относится к подведомственности суда общей юрисдикции, а относится к подведомственности арбитражного суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если её рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
Также согласно правовой позиции, сформулированной в п. 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года под № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвратить ее заявителю и должен принять ее к производству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
о п р е д е л и л :
Жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «АВТОКАР» на постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта под № от 13 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «АВТОКАР», направить по подведомственности в Арбитражный Суд Чувашской Республики.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья: Афанасьев Э.В.