Дело <НОМЕР>.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<ДАТА1> <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> РД, <ФИО1>,
при секретаре судебного заседания <ФИО2>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <НОМЕР> по иску ГАУ РД «МФЦ в РД» к <ФИО3> о взыскании излишне выплаченной субсидии по оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ГАУ РД "МФЦ в РД" обратился в суд судебного участка с иском к <ФИО3> о взыскании суммы выплаченной субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 7132,68 руб., в бюджет из которого была предоставлена субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из искового заявления усматривается, что Постановлением Правительства РФ от <ДАТА2> <НОМЕР> "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в которых указаны, что- Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Размер субсидий зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (п.20 Правил).
Размер предоставляемой субсидий не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п.27 Правил).
Правительством Республики <АДРЕС> было принято Постановление от <ДАТА3> <НОМЕР> "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики <АДРЕС> от 26.08.2011 г. №294 ", согласно которому Министерство экономики и территориального развития Республики <АДРЕС> определено уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Приказом Министерства экономики и территориального развития Республики <АДРЕС> от <ДАТА4> <НОМЕР> Государственное автономное учреждение Республики <АДРЕС> "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике <АДРЕС>; (далее- ГАУ РД "МФЦ в РД") управомочено на принятие решения о предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
<ФИО3> обращался в филиал ГАУ РД "МФЦ в РД" за государственной услугой "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Ему была назначена субсидия за период: с марта 2016 года по август 2016 года в размере 2841,34 руб. ежемесячно.
Всего ответчик получил 17048,04 руб. за период с марта по август 2016 года.
А также инвентаризационную задолженность по субсидиям на оплату ЖКУ (долг муниципального отдела субсидий) в размере- 39333,64 руб.
(17048,04 +39333,64 +56381,68)
Получатель субсидий не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие физические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.
В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п.27 Правил).
<ДАТА5> ответчик обратился за услугой "Перерасчет субсидий по оплате ЖКУ".
<ДАТА5> ответчику обратился за произведением перерасчета размера предоставленной субсидии на оплату ЖКУ за период с марта по август 2016 года, произведение перерасчета размера предоставленной субсидии, произведено специалистом ФГАУ РД "МФЦ в РД" в пределах пяти рабочих дней, предусмотренных законодательством.
<ДАТА6> года- и был выявлен факт наличия излишне выплаченной ответчику суммы субсидий на оплату ЖКУ, подлежащий возврату в бюджет из которого была произведена выплата.
Расчет:
Март: 1652,56 (оплата жку)-0,00 (льгота)- 2841,34 (субс) = -1188,78 (сумма переплаты за этот месяц, подлежащая возврату).
Апрель: 1652,56 (оплата жку)-0,00 (льгота)- 2841,34 (субс) = -1188,78 (сумма переплаты за этот месяц, подлежащая возврату).
Май: 1652,56 (оплата жку)-0,00 (льгота)- 2841,34 (субс) = -1188,78 (сумма переплаты за этот месяц, подлежащая возврату).
Июнь: 1652,56 (оплата жку)-0,00 (льгота)- 2841,34 (субс) = -1188,78 (сумма переплаты за этот месяц, подлежащая возврату).
Июль: 1652,56 (оплата жку)-0,00 (льгота)- 2841,34 (субс) = -1188,78 (сумма переплаты за этот месяц, подлежащая возврату).
Август: 1652,56 (оплата жку)-0,00 (льгота)- 2841,34 (субс) = -1188,78 (сумма переплаты за этот месяц, подлежащая возврату).
1188,78*6=7132,7- итоговая сумма переплаты субсидии, по итогам перерасчета за субсидирования, которые ответчик должен вернуть в бюджет.
В соответствии с п.11 Правил предоставления субсидии на оплату ЖКУ, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В соответствии с п.50 Правил, В случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации (п.49 Правил).
Согласно ст.200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п.3 и 5 Постановления Пленума ВС РФ от <ДАТА7> <НОМЕР> "О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса РФ об исковой давности" течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица; начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
В соответствии с вышеизложенным, сроки, в течение которого истец может обратиться в суд не истекли.
Представитель истца ГАУ РД "МФЦ в РД"- <ФИО4>, в заявлении представленном в суд, просил рассмотреть гражданское дело без его участия в судебном заседании.
Ответчик <ФИО3> в судебное заседание не явился, просил применить сроки исковой давности, рассмотреть гражданское дело без его участия.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решений суда.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что <ФИО3> обращался в филиал ГАУ РД "МФЦ в РД" за государственной услугой "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в марте 2016. По заявлению последнего была назначена субсидия. В июле 2018 года, ответчику был произведен перерасчет предоставленной субсидии на оплату ЖКУ за период с марта по август 2016 года, по итогам которого выявлено, что сумма предоставленной субсидии превышает фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п.60 постановления Правительства РФ от <ДАТА8> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА9>) " О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных" предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:
а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;
б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);
(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от <ДАТА10> N 734)
в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);
г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В материалах дела отсутствуют доказательства о наличии вышеперечисленных условий.
Ответчик <ФИО3> обратился в суд с заявлением о пропуске истцом срока исковой давности. Заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства. По регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.
Закон связывает начало течения срока исковой давности с моментом, когда о нарушении своего права узнало или должно было узнать лицо, являющееся стороной гражданско-правового обязательства.
Из материалов дела видно, что ГАУ РД "МФЦ в РД" стало известно о нарушении своего права в июле 2018 года, когда ответчику был произведен перерасчет субсидирования.
В указанный период истец имел возможность применить правовые меры для защиты нарушенного права, в том числе посредством обращения в суд.
Статьей 199 ГК РФ установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Исковое заявление ГАУ РД "МФЦ в РД" поступило в мировой суд Республики <АДРЕС> <ДАТА11>, то есть после истечения срока исковой давности.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что истцом пропущен срок исковой давности для защиты своего нарушенного права, установленный статьей 196 ГК РФ и мировой суд принимает решение о полном отказе в иске.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца (статья 333.36 НК РФ).
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В исковых требованиях ГАУ РД «МФЦ в РД» к <ФИО3> о взыскании излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 7132,68 руб., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <АДРЕС> городской суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Мотивированное решение составлено <ДАТА12>
Мировой судья <ФИО1>
<ОБЕЗЛИЧЕНО>