Решение по делу № 2-33/2020 от 05.06.2019

Дело № 2-33/20 Мотивированное решение изготовлено 20.02.2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2020 года г. Ярославль

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Кропотовой Н.Л.,

при секретаре Божик Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Легкова Николая Вячеславовича к администрации Заволжского сельского поселения ЯМР Ярославской области, администрации ЯМР Ярославской области о сохранении квартиры в переустроенном состоянии,

у с т а н о в и л:

Легков Н.В. обратился в суд с иском к администрации Заволжского сельского поселения ЯМР Ярославской области, администрации ЯМР Ярославской области, в котором просит суд сохранить в переустроенном состоянии квартиру по адресу: <адрес> согласно данным технического паспорта инвентарный номер 4846 по состоянию на 11.09.2018 г..

Доводы иска мотивированы тем, что истец является собственником 1/3 доли в квартире № , расположенной по адресу: <адрес>.

Сособственниками по 1/3 доле являются супруга - Легкова Ирина Владимировна и дочь - Легкова Анна Николаевна.

Право собственности на квартиру надлежащим образом зарегистрировано, приобреталось на основании договора передачи квартиры в общую долевую собственность в порядке приватизации.

Для улучшения потребительских характеристик жилого помещения истцом были выполнены работы по переустройству, а именно: в квартире выполнено индивидуальное отопление от газового котла.

Подключение к индивидуальной системе отопления и демонтаж централизованной системы отопления выполнялся истцом на основании проекта, разработанного ОАО «Ярославльоблгаз» в 2007 году.

Все документы, свидетельствующие о законности выполненных работ, истцом оформлены, имеется договор на поставку газа для отопления.

Третьим лицом - ОАО «ЖКХ «Заволжье» предъявлены требования представить сведения об узаконении системы отопления, а также сведения о внесении соответствующих изменений в технический паспорт квартиры.

Истцом с этой целью получено заключение проектной организации ООО «СПК», заключение ВДПО о том, что выполненные работы соответствуют пожарным нормам. Также имеется акт обследования дымоходов, что система вентиляции квартиры находится в исправном состоянии.

Истец обращался в Администрацию Заволжского сельского поселения ЯМР Ярославской области с заявлением о согласовании произведённых работ. В согласовании было отказано.

В судебном заседании сторона истца исковые требования полностью поддержала.

Представитель ответчика администрации Заволжского сельского поселения ЯМР Ярославской области просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Остальные участники процесса, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Представитель третьего лица ОАО «ЖКХ «Заволжье» представил в суд письменный отзыв, согласно которому исковые требования он не признает, поскольку квартира № имеет отопление от индивидуального газового котла на основании проекта 124-07ч и акта на основании договора № Я-ВДГО 62/08. Однако, проект установки ёмкостного водонагревателя № 124-07ч, договор № Я-ВДГО 62/08 от 15.10.2017 о техническом обслуживании газового оборудования в квартире и другие документы по проектированию и установке газового оборудования не имеют отношения к системе центрального теплоснабжения многоквартирного дома и не являются основанием для внесения изменений в техническую документацию дома, в части изменения схемы отопления.

Наличие оформленного в АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» технического паспорта жилого помещения от 11.09.2018 о наличии в квартире газового котла, не является изменением проектной документации системы центрального отопления многоквартирного дома, так как не вносит изменения технический паспорт многоквартирного дома в части изменения проекта и схемы центрального отопления (раздел 9. Приказа Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998г. № 37).

Согласно пункту 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018г. № 46-П, абзац 2 пункта 40 Правил № 354 признан частично не соответствующим Конституции РФ в отношении тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые соблюдали установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

В целях исполнения указанного судебного акта, Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708 с 01.01.2019 в Правила № 354 внесены изменения, в частности, согласно пункту 42 (1), многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Истцом не соблюдался установленный порядок переустройства жилого помещения. Не оформлялись разрешающие документы: решение органа местного самоуправления о переустройстве жилого помещения и реконструкции внутренних инженерных систем отопления многоквартирного дома (ст. 25, 26 ЖК РФ); акт приёмочной комиссии, зарегистрированный в установленном порядке (ст. 28 ЖК РФ); проект переустройства жилого помещения и реконструкции внутридомовой инженерной системы отопления многоквартирного дома с оценкой влияния отключения квартиры на гидравлический режим и тепловой баланс в доме (Правила оценки физического износа жилых зданий, утв. Приказом Гос граждан строя от 24 декабря 1986 г. N 446; п. 1.7.1. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170); подпункты в), д). е) п. 35 Правил № 354); решение общего собрания собственников многоквартирного дома о согласии на реконструкцию и об отключении квартиры от централизованного отопления дома (статьи 44-48 ЖК РФ); согласование реконструкции системы отопления дома с теплоснабжающей организацией.

Кроме того, теплоснабжение многоквартирного жилого дома и квартиры по адресу: <адрес>, в соответствие с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», осуществляется согласно схеме теплоснабжения утверждённой органами местного самоуправления Ярославского муниципального района Ярославской области, от котельной ОАО ЖКХ «Заволжье».

Представитель третьего лица МП ЯМР «Теплоресурс» представил в суд письменный отзыв, согласно которому в соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно ст. 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при не достижения согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

На проведение переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (ст. ст. 44 - 48 Жилищного кодекса РФ).

Для установки в квартире индивидуального источника отопления требуется разработка проекта переустройства жилого помещения с оценкой влияния отключения квартиры от центрального отопления на гидравлический режим и тепловой баланс в доме (Письмо Минстроя России от 15 октября 2014 г.№22588-ОД/04).

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в 1-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления или в которых в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. То есть Правила № 354 предусматривают обязанность исполнителя услуг по отоплению не начислять плату за отопление жилого помещения в домах, где отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии, лишь в тех случаях, когда в соответствии с технической документацией на дом, в помещениях не предусмотрено наличие приборов отопления или если потребителями соблюдался установленный порядок переустройства и наличие индивидуальных приборов отопления предусмотрено схемой теплоснабжения, утвержденной Ярославским муниципальным районом ЯО в соответствии с ФЗ.

Учитывая, что в МП «Теплоресурс» отсутствуют сведения о том, что истец соблюдал установленный законодательством порядок переустройства жилого помещения, разрешающие документы для переустройства в МП «Теплоресурс» не представлялись, а схема теплоснабжения указанного многоквартирного дома, утвержденная Ярославским муниципальным районом ЯО не предусматривает возможность перехода на отопление отдельных жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, отсутствуют основания для удовлетворения иска.

Суд, выслушав присутствующих участников процесса, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

При этом доказательств того, что схема теплоснабжения Заволжского сельского поселения предусматривает возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в материалы дела не представлено. Как пояснил представитель ответчика – администрации Заволжского сельского поселения ЯМР Ярославской области, в Схеме теплоснабжения Заволжского сельского поселения отсутствует перечень домов, в которых возможен переход на индивидуальную систему отопления.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения в установленном порядке разрешения на переустройство жилого помещения.

Демонтаж приборов отопления (радиаторов) в квартире при сохранении стояков внутридомовой системы отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом не потребляется, соответственно, не свидетельствует о переходе на индивидуальное отопление.

Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления и системы газоснабжения многоквартирного дома.

Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, то на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (ст. 44 - 48 Жилищного кодекса РФ), а также такое отключение должно быть согласовано с теплоснабжающей организацией.

Всего объема необходимых доказательств суду стороной истца вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не представлено.

В целом, представленные истцом документы на установку газового оборудования, рабочие чертежи, факт получения необходимых разрешений и согласований не подтверждают и не свидетельствуют о соблюдении ответчиком порядка переустройства жилого помещения, установленного главой 4 Жилищного кодекса РФ, а также не свидетельствуют о том, что произведенные в жилом помещении работы по установке газового оборудования, которое по существу является источником повышенной опасности, осуществлялись в соответствии с существующими стандартами, нормами и правилами, а результаты данных работ не будут создавать угрозу жизни и безопасности других граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, и не влекут выдачу органом местного самоуправления разрешения на переустройство жилого помещения.

Вместе с тем, согласно п. 6.5.5 СП 60.13330.2012 "Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003" выбросы дымовых газов следует предусматривать через коллективные дымовые каналы (трубы) выше кровли здания. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены (в том числе через окна, под балконами и лоджиями) в жилых многоквартирных зданиях не допускается.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены: доказательства получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома и переход на индивидуальное отопление с использованием отопительного газового оборудования, доказательства того, что произведенным переустройством не нарушены права и законные интересы граждан.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, действующее нормативное регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на индивидуальное отопление, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления тепловой энергии на общедомовые нужды и норматива ее потребления для отопления жилого (нежилого) помещения.

Переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.

Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).

Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года N 30-П).

В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению (например, путем печного отопления и т.п.).

Тем не менее, подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.

В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 39 ЖК РФ), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.

На основании изложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований по представленным документам суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья             Н.Л. Кропотова

2-33/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Легков Николай Вячеславович
Ответчики
Администрация Заволжского сельского поселения
Администрация ЯМР ЯО
Другие
Сидоров Н.А.
Легкова Анна Николаевна
Рыкалова Г.А.
ПУШКИН В.Н.
Гречин В.Ю.
Ивойлова Н.И.
Исакова Н.Г.
Лебедева А.А.
Прусакова И.А.
Абметалин Д.А.
Гречина О.Н,
ООО "Теплоресурс"
Королева Т.В.
Гречин Е.В.
Абметалина В.В.
Тихонов А,В.
Лебедев З.А.
Тихонов С.А.
Борисенков П.Г.
Пушкина Т.В.
Гречина А.В.
ОАО "ЖКХ "Заволжье"
Легкова Ирина Владимировна
Борисенкова Н.А.
Овчиникова Н.Д.
Уткина М,В.
Сидорова Т.Г.
Козлова Е.М.
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Кропотова Н.Л.
Дело на сайте суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
09.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2020Передача материалов судье
09.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2020Предварительное судебное заседание
09.06.2020Предварительное судебное заседание
09.06.2020Предварительное судебное заседание
09.12.2019Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
27.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее