Гражданское дело № 2-95/2020
УИД75RS0004-01-2020-000055-45
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Щегловой О.Ю.,
при секретаре Матафоновой Е.А.,
с участием помощника Балейского межрайонного прокурора Макаровой В.Д.
с участием представителя ответчика администрации МР «Балейский район» Шыхалиева Р.Ф. о., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации сельского поселения «Матусовское» Даньшина А.А., действующего на основании прав по должности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 05 марта 2020 года гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «Балейский район» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что межрайпрокуратурой по размещенной на сайте газеты «Вечорка» информации под заголовком «В Сарбактуе Балейского района ждут мост с 1985 года» в декабре 2019 года проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении, о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что в с. Сарбактуй Балейского района Забайкальского края отсутствует надлежащее транспортное сообщение с муниципальным центром. Так, в связи с разрушением моста через р. Унда в период межсезонья и летний период отсутствует отвечающая требованиям безопасности переправа, на реке Унда в районе с. Сарбактуй. В осенне-весенний период несколько месяцев ледовая переправа к селу Сарбактуй отсутствует полностью и село становится отрезанным от транспортного сообщения в связи с чем, дети пропускают занятия в школе, жители не имеют возможности получить достаточную медицинскую помощь, бывают проблемы с доставкой хлеба и иных товаров. Кроме того, в эти месяцы дети и жители с. Сарбактуй на свой страх и риск переправляются через р. Унда по тонкому льду в период когда закрывается ледовая переправа. Прокурор просит обязать администрацию муниципального района «Балейский район» в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда организовать надлежащее транспортное сообщение, обеспечивающее безопасность дорожного движения, через реку Унда, к селу Сарбактуй, сельского поселения «Матусовское» Балейского района Забайкальского края, путем строительства моста.
В судебном заседании помощник Балейского межрайонного прокурора Макарова В.Д. заявленные требования поддержала, в обоснование требований привела доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика администрации МР «Балейский район» Шихалиев Р.Ф. о. возражений по существу иска в судебное заседание не представил, просил суд предоставить более длительный срок для исполнения решения суда.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения «Матусовское» Даньшин А.А. исковые требования полагал обоснованными и законными.
Представитель ОГИБДД в судебное заседание не явился, предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), ст. 7 Устава муниципального района «Балейский район» (далее - Устав) к вопросам местного значения муниципального района относятся:
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района «Балейский район»
создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района «Балейский район
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.
Помимо закрепленной в Уставе и Законе № 131-ФЗ обязанности органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, действующим законодательством также предусмотрены конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования, которые призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними.
Каждый ребенок в силу ст. 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации.
На основании ст. 41 Конституции РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность медицинской помощи обеспечивается в том числе транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, возможностью беспрепятственного использования медицинским работником транспортных средств для перевозки пациентов.
Статьей 22 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» презюмируется безусловный выезд подразделений пожарной: охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях.
Как следует из положений ст.ст. 4, 5 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 17 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 6 Федерального закона РФ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», реализация права каждого человека на образование, медицинскую помощь, пожарную безопасность, доступность к услугам торговли обеспечивается органами местного самоуправления путем создания соответствующих социально-экономических условий для их получения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» ( далее - Закон № 196 - ФЗ) в качестве главных задач данного федерального закона определены: охрана жизни, : здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 2 Закона № 196 - ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 15 Закона № 131 к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района в границах которого находятся указанные поселения.
Как следует из материалов дела Межрайпрокуратурой по размещенной на сайте газеты «Вечорка» информации под заголовком «В Сарбактуе Балейского района ждут мост с 1985 года» в декабре 2019 года проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении, о безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что в с. Сарбактуй Балейского района Забайкальского края отсутствует надлежащее транспортное сообщение с муниципальным центром.
Так, в связи с разрушением моста через р. Унда в период межсезонья и летний период отсутствует отвечающая требованиям безопасности переправа, на реке Унда в районе с. Сарбактуй. В осенне-весенний период несколько месяцев ледовая переправа к селу Сарбактуй отсутствует полностью и село становится отрезанным от транспортного сообщения в связи с чем, дети пропускают занятия в школе, жители не имеют возможности получить достаточную медицинскую помощь, бывают проблемы с доставкой хлеба и иных товаров. Кроме того, в эти месяцы дети и жители с. Сарбактуй на свой страх и риск переправляются через р. Унда по тонкому льду в период когда закрывается ледовая переправа.
Из Акта осмотра от 19.12.2019 года следует, что в районе сельского поселения «Матусовское» Балейского района Забайкальского края отсутствует надлежаще организованное транспортное сообщение с селом Сарбактуй.
Отсутствие моста через р. Унда угрожает безопасности дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в селе Сарбактуй, а так же иным лицам, посещающим данный населенный пункт. Отсутствие переправы влечет нарушение прав жителей с. Сарбактуй на пользование образовательными и медицинскими услугами, услугами транспорта, торговли и бытового обслуживания, а так же права на своевременное обеспечение пожарной безопасности.
При установленных обстоятельствах, суд, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Учитывая, что исполнение в полном объеме данного решения суда сразу после вступления его в законную силу затруднительно, поскольку необходимо время, а также определенные материальные затраты, суд полагает правильным установить срок для исполнения решения суда в течении одного года шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика.
Пункт 19 статьи 333.36 НК РФ гласит, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Следовательно, администрация муниципального района от уплаты государственной пошлины освобождена в силу закона.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального района « Балейский район» в течении одного года шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать надлежащее транспортное сообщение, обеспечивающее безопасность дорожного движения через реку Унда к селу Сарбактуй сельского поселения «Матусовское» Балейского района Забайкальского края путем строительства моста.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательном виде вынесено 15 марта 2020 года.
Судья О.Ю. Щеглова