Дело № 2а-194/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего: Приб Я.Я.,
при секретаре: Киселевой А.Е.,
рассмотрев 17 января 2019 года дело по административному иску Бумагтна А.В. к Призывной комиссии Междуреченского городского округа об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Бумагин А.В. обратился в суд с иском к Призывной комиссии Междуреченского городского округа об оспаривании решения призывной комиссии.
Требования административного истца мотивированы тем, что решением призывной комиссии Междуреченского городского округа он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «Б-4». Оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. а п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и является необоснованным и незаконным, поскольку принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
В период прохождения процедур, связанных с призывом на военную службу, он обращался с устным заявлением в адрес должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не прибывающих в запасе. В своих заявлениях он говорил о наличии у него следующих заболеваний: <данные изъяты> Согласно ст. 81 п. «В» расписания болезней, на основании которых предписано определять категории годности «В»- ограниченно годен к военной службе в случае наличия указанных заболеваний.
Таким образом, врачами - специалистами не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям. Призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, врачи - специалисты не осмотрели его должным образом, не были изучены имеющиеся у него медицинские документы, не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям, вследствие вышеуказанного произошло неверное правоприменение при определении в отношении него категории годности к военной службе, выразившееся в не применении в его отношении ст. 81 п. «В» Расписаний болезней, что в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
Просит признать незаконным решение призывной комиссии Междуреченского городского округа о признании годным к военной службе и призыве на военную службу.
В судебном заседании административный истец Бумагин А.В. на заявленных исковых требованиях настаивал, полагая их законными и обоснованными, пояснил, что в период прохождения медицинской комиссии по призыву был направлен врачом <данные изъяты>.
Определением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 25.12.2018 (л.д. 35,36), к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Военный комиссариат городов Междуреченск и Мыски, Междуреченского района и ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области.
В судебном заседании представитель административного ответчика призывная комиссия Междуреченского городского округа ФИО5, действующая на основании доверенности № от 25.12.2018 (л.д. 44), предоставил письменные возражения (л.д. 22-23), сущность которых сводится к тому, что решение призывной комиссии, протокол № 25 от 28.11.2018 года, Бумагин А.В. годен к военной службе категория Б-4 годен к военной службе с незначительными ограничениями (ст. 81-г, 26-г, 62-д) призвать на военную службу, на основании пп. А п.1 ст. 22 Федерального закона № 53 «О воинской обязанности и военной службе». Бумагин А.В. ссылается на то, что в период прохождения процедур, связанных с призывом на военную службу, он обращался с устным заявлением в адрес должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе. Согласно освидетельствования врача - специалиста от 07.11.2018 года диагноз: <данные изъяты>, на основании ст. 81 п. 2 графы 1 расписания болезней Положения о ВВЭ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2013 № 565 Б-3 годен к военной службе с незначительными ограничениями, поэтому решением призывной комиссии был призван на военную службу.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц, Военного комиссариата городов Междуреченск и Мыски, Междуреченского района Кемеровской области, ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» ФИО5, действующая на основании доверенности № от 27.12.2018 (л.д. 45), полагала, что поскольку решение призывной комиссии и заключение о категории годности Бумагтна А.В. к военной службе с момента окончания призыва считаются нереализованными и утрачивают свое действие, вопросы о наличии оснований для отсрочки или освобождения от призыва в отношении призывника будут предметом самостоятельной проверки и оценки в каждый последующий призывной период, то производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 194 КАС РФ.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, материалы личного дела призывника Бумагтна А.В., приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 статьи 20, или пунктом 1 статьи 20.1, или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В силу п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (ред. 30.09.2017) призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бумагин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в Военном комиссариате городов Междуреченск и Мыски, Междуреченского района Кемеровской области.
Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу административный истец признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «Б-4» (личное дело призывника).
Решением призывной комиссии муниципального образования Междуреченский городской округ от 20.06.2018 года Бумагин А.В. призван на военную службу (личное дело призывника).
В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 N 565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. п. 6, 11 Положения).
Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно справки <данные изъяты>, в отношении Бумагтна А.В. 06.11.2017 года проведено исследование, дано заключение, согласно которому: <данные изъяты> (л.д. 14).
<данные изъяты> (л.д. 13).
Согласно выписного эпикриза ГБУЗ КО МГБ <данные изъяты> (л.д. 21).
Согласно Заключения врачей - специалистов (личное дело призывника): <данные изъяты>
Итоговым заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию определена категория годности "Б-4" - годен к военной службе с незначительными ограничениями (личное дело призывника).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Располагая фактическими данными, свидетельствующими о возможности вынесения медицинского заключения о годности Бумагтна А.В. к военной службе по состоянию здоровья с ограничениями, призывная комиссия приняла решение о призыве и установила категорию годности "Б-4" к военной службе.
Пунктом 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза.
Согласно пункту 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574, независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
Правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не воспользовался как во внесудебном порядке, так и не заявил ходатайство о назначении по делу судебной военно-врачебной экспертизы в ходе судебного разбирательства, несмотря на разъяснение судом права о заявлении указанного ходатайства в порядке ст. 77 КАС РФ.
Судом отклоняются доводы представителя административного ответчика ФИО5 о необходимости прекращения производства по делу на основании ст. 194 КАС РФ ввиду окончания призыва в силу следующего.
Поскольку, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия вправе вынести заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проверка судом обоснованности исковых требований об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу имеет для призывника правовое значение, несмотря на нереализованность в связи с окончанием периода очередного призыва.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не предоставлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период осеннего призыва 2018 года Бумагин А.В. имел заболевания, дающие основания для установления ему категории годности "В", ограниченно годен к военной службе.
Оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии у Бумагтна А.В. на момент вынесения оспариваемого решения призывной комиссии заболеваний с той степенью нарушения функции, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории годности к военной службе, влекущей установление иной категории годности к военной службе. Доказательств наличия заболевания, влекущего установление категории годности к военной службе "В" и зачисление в запас, административным истцом не представлено. Решение о призыве Бумагтна А.В. на военную службу и заключение о его годности к военной службе приняты уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, порядок проведения медицинского освидетельствования по призыву на военную службу соблюден и выполнен в полном объеме, в установленные сроки, в связи с чем, оснований для признания действий незаконными и отмены решения призывной комиссии не имеется.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ № ░░ 28.11.2018 ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2019 ░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░