Дело № 2-247/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2020 года в городе Кингисеппе
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Мицюк В.В.,
При секретаре Баталовой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Прокофьева О.Ю., представителя ответчика – Землянкиной О.Б., действующей на основании доверенности № 01 от 09 января 2020 года сроком действия до 31 декабря 2020 года,
гражданское дело по иску Прокофьева Олега Юрьевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонное) об обязании зачесть периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокофьев О.Ю. 24 декабря 2019 года обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонному) (далее - Пенсионный фонд) о признании решения от 06.12.2019 № об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании зачесть период учебы с 01.09.1983 по 04.01.1984, период службы в ВС СССР с 09.05.1984 по 03.08.1986, периоды работы в Гидрометаллургическом заводе Производственного объединения «Востокредмет» Республики Таджикистан с 02.02.1993 по 08.07.1993 и с 03.03.1994 по 19.06.1995 в качестве электросварщика ручной сварки механического участка, период работы с 01.08.2006 по 31.03.2009 в ООО «Сочиморстрой» в качестве электросварщика ручной сварки шестого разряда, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (л.д.3-5). В обоснование иска указав, что 25.06.2019 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30.1.1 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ в связи с работой в качестве электросварщика, газоэлектросварщика, электрогазосварщика ручной сварки, электросварщика ручной сварки, электрогазосварщика в производстве минеральных удобрений, кислот и кормовых фосфатов, электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке и в связи с работой в местности приравненной к районам Крайнего Севера. Решением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кингисеппском районе от 04.10.2019 55634/19 в назначении досрочной страховой пенсии по старости мне было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Отказ был обоснован тем, что ответчиком не принят к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды моей учебы, службы в Вооруженных Силах ССР, работы в Республике Таджикистан. Не согласившись с решением ответчика он обратился с жалобой в Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Письмом от 15.11.2019 № П-16622-11-01 решение управления по документам имеющимся в материалах пенсионного дела признало обоснованным, вместе с тем, текст решения об отказе был отправлен на доработку и 06.12.2019 вручен ему снова. Считает отказ незаконным ввиду неправильного толкования норм пенсионного, трудового законодательства. В ходе рассмотрения заявления ответчиком не приняты к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период учебы в Ленинобадском учебном комбинате с 01.09.1983 по 04.01.1984 гг. однако, согласно ст.91 Закона РФ от 20.11.90г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж. То есть учеба в училище, техникуме и институте в соответствии с требованиями законодательства в период учебы включалась в трудовой стаж. Согласно п.28 Постановления Пленума ВС РФ №30 от 11.12.2012 г. под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в п.3 ст.30 ФЗ №173. Причем исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Согласно п.8 ст. 13 Федеральный закон от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения роботы. Таким образом, период учебы в Ленинобадском учебном комбинате должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Также ответчиком не был принят период службы в армии с 09.05.1984 по 03.08.1986. Нормативно правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения заявителем военной службы, являлись Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и принятое в соответствии с ним Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590. В соответствии с п. 109 вышеуказанного Постановления было установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности. Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Поскольку период службы истца в составе Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то данный период службы заявителя подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения этого права.
Также ответчиком не учтен период работы истца в Гидрометаллургическом заводе Производственного объединения «Востокредмет» Республики Таджикистан с 02.02.1993 по 08.07.1993 и с 03.03.1994 по 19.06.1995 в качестве электросварщика ручной сварки механического участка. полагает, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж на основании Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Также ответчиком не учтен период с 01.08.2006 по 31.03.2009 работы истца в ООО «Сочиморстрой» электросварщиком ручной сварки шестого разряда, согласно Списка № 2 указанная профессия дает право на льготное пенсионное обеспечение. В спорный период времени характер работы истца и должность не изменялись.
Считает, что при зачете спорных периодов в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, он будет иметь право на назначение досрочной страховой пенсии, так как специальный стаж будет составлять более 10 лет (л.д. 3-7).
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования только в части обязания ответчика зачесть в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период работы в Гидрометаллургическом заводе Производственного объединения «Востокредмет» Республики Таджикистан с 02.02.1993 по 08.07.1993 и с 03.03.1994 по 19.06.1995 в качестве электросварщика ручной сварки механического участка, также просил обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 25 июня 2019 года. Дополнил, что период его работы в Гидрометаллургическом заводе Производственного объединения «Востокредмет» Республики Таджикистан с 02.02.1993 по 08.07.1993 и с 03.03.1994 по 19.06.1995 в качестве электросварщика ручной сварки механического участка подлежит зачету в льготный стаж по Списку № 1, а ответчик данный период рассмотрел по Списку № 2.
Представитель ответчика Пенсионного фонда иск не признала, представила правовую позицию, в которой указала, что Прокофьев О.Ю. обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30.1.1 Федерального Закона О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в связи с его работой в качестве электросварщика, газоэлектросварщика, электрогазосварщика ручной сварки, элсктосварщика ручной сварки, электрогазосварщика в производстве минеральных удобрений, кислот и кормовых фосфатов, электрогазосварщика, занятого на реже и ручной сварке и в связи с его работой в местности приравненной к районам Крайнего Севера. УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области действовал законно, исходя их представленных документов. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федеральной) закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в соответствии с частью 3 статьи 35 указанного Федерального закона с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона, определяется на день установления этой страховой пенсии). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работ. В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии...», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»)
Порядок подсчета и подтверждения страхового и специального стажа для установления страховых пенсий регулируются нормами статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, а также «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-Ф3, утвержденными П.07.2002 постановлением Правительства РФ № 516.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27 ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил от 11.07.2002 № 516 в специальный стаж насчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. К уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В соответствии с Правилами от 11.07.2002г. № 516 суммирование периодов работ осуществляется в следующем порядке путем прибавления:
к периодам робот (работы с тяжелыми условиями труда), указанных в подпункте 2, периодов работ, указанных в подпункте 1 (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах).
Прокофьев О.Ю. обратился 15.04.2019 за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 частью 1 ст. 30 Федерального икона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях». Были приняты периоды с 01.09.1983 по 04.01.1984 – учеба, с 09.05.1984 по 03.08.1986 - служба в ВС СССР.
Не были приняты периоды в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: - с 02.02.1993 по 08.07.1993, с 03.05.1994 по 19.06.1995 в качестве электросварщика ручной сварки на механическом участке № 6 в Гидрометаллургическом заводе ПО «Востокредмет». За данный период поступила архивная справка о работе в особых условиях труда № 189/Р от 10.07.2019, выданная Министерством промышленности и новых технологий Республика Таджикистан, ответ на запрос Управления №03/702 от 29.04.2019 в Агентство по социальному страхованию и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан. В поступившем документе отсутствует информация о зачете данных периодов при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Таджикистан; - с 01.08.2006 по 30.06.2009, с 05.10.2009 по 20.10.2009 - в качестве злектрогазосварщика ручной сварки в ООО «Сочиморстрой». Данные периоды засчитаны как работа в обычных условиях труда на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованною лица от 04.10.2019. На основании изложенного, страховой стаж истца составляет 26 лет 06 мес. 07 дней, специальный стаж по ст. 30 ч. 1 п. 1 - 06 лет 08 мес. 20 дней, специальный стаж по ст.30 ч.1 п.2 - 03 года 02 мес. 27 дней, специальный стаж по ст.30 ч.1 п.2 (с учетом специального стажа но ст.30 ч.1 п.1 – 09 лет 11 мес. 17 дн., специальный стаж по ст.30 ч. 1 п.2 (с учетом 2П (си.№2 в МКС)) - 10 лет 02 мес. 26 дн., ИПК – 64,343. по представленным документам право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у Прокофьева наступит 25.04.2020 при исполнении возраста 54 года. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 52-55).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7, пункт 2 части 1, часть 2 статьи 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом "а" статьи 1 которого установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Судом установлено, что Прокофьев О.Ю. работал в качестве электросварщика ручной сварки на механическом участке № 6 в Гидрометаллургическом заводе ПО «Востокредмет» с 02.02.1993 по 08.07.1993 и с 03.05.1994 по 19.06.1995 (л.д. 22-25).
25 июня 2019 года Прокофьев О.Ю. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии (л.д. 57-61).
Решением Пенсионного фонда от 06 декабря 2019 года N 255634/19 Прокофьеву О.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимого специального стажа (л.д.13-16).
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, Пенсионный фонд не включил спорный период осуществления Прокофьевым О.Ю. трудовой деятельности в качестве электросварщика ручной сварки на механическом участке № 6 в Гидрометаллургическом заводе ПО «Востокредмет» с 02.02.1993 по 08.07.1993 и с 03.05.1994 по 19.06.1995 по Списку № 2 со ссылкой на то, что за данный период поступила архивная справка о работе в особых условиях труда № 189/Р от 10.07.2019, выданная Министерством промышленности и новых технологий Республики Таджикистан, ответ на запрос Управления № 03/702 от 29.04.2019 в Агентство по социальному страхованию и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан. В поступившем документе отсутствует информация о зачете данных периодов при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Страховой стаж Прокофьева О.Ю. составил 26 лет 06 месяцев 07 дней, специальный стаж по статье 30.1.1 - 06 лет 08 месяцев 20 дней, специальный стаж по статье 30.1.2 – 03 года 02 месяца 27 дней, специальный стаж по статье 30.1.2 (с учетом спецстажа по ст. 30.1.1) – 09 лет 11 месяцев 17 дней, специальный стаж по статье 30.1.2 (с учетом 2П (Сп.№2 в МКС)) – 10 лет 02 месяца 26 дней, ИПК – 64,343.
Вместе с тем, истцом представлена справка уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии № 136/р от 06 мая 2019 года, выданная Министерством промышленности и новых технологий Республики Таджикистан ГУП «Таджредмет», из которой усматривается, что данная справка выдана Прокофьеву Олегу Юрьевичу, 25.04.1966 г.р. в том, что он действительно работал полный рабочий день в Гидрометаллургическом заводе Производственного объединения «Востокредмет», в производстве атомная энергетика и промышленность на обогащении ураносодержашего сырья с 02.02.1993 г. по 08.07.1993 г. и с 03.03.1994 г. по 19.06.1995 г. - в качестве электросваршика ручной сварки механического участка № 6 (Приказ № 36/лс от 29.01.93 г., Приказ № 49/с от 19.02.93 г., Приказ № 135/лс от 09.07.93 г., Приказ № 107/лс от 28.02.94 г., Приказ № 153/лс от 14.06.95 г., Приказ № 159/лс от 19.06.95 г.), постоянно занятого в условиях радиационной вредности на ремонте технологического оборудования, загрязненного радиоактивными веществами, что относится к категории особо вредных и особо тяжелых условий труда и дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1 раздел ХХ1У, подраздел 2, позиция 12402000-17541 перечня «Производств, работ, профессий...», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 г. за № 10;
В указанные периоды времени Прокофьев О.Ю. работал полный рабочий день в режиме полной рабочей недели, исправительных работ, гособязанностей, отпусков без сохранения з/платы, ученических отпусков, административных отпусков, простоев предприятия, курсов повышения квалификации, работы с сокращенным (неполным) рабочим днем, совмещения профессий не было.
Гидрометаллургический завод, структурное подразделение ПО «Востокредмет», который с 1945 года относился к Министерству Среднего машиностроения СССР, позднее к Министерству атомной энергетики и промышленности СССР и занимался добычей и переработкой ураносодержащего сырья.
ПО «Востокредмет» согласно гражданского кодекса переименовано в Государственное предприятие «Восточный комбинат редких металлов» - Приказ № 123 от 11.12.2000 г.
ГП «Востокредмет» с 03.03.2014 г. Приказом № 47 от 17.04.2014 г. переименовано в Государственное унитарное предприятие «Таджикские редкие металлы» - ГУП «Таджрежмет».
ГУП«Таджредмет» является правопреемником ПО «Востокредмет» и ГП «Востокредмет».
Предприятие несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в данной справке, в соответствии с Законами Республики Таджикистан.
В данной справке также указано снование ее выдачи: Технологический процесс, карты аттестации рабочих мест по условиям труда. Журналы учета рабочего времени в особо вредных условиях, личная карточка формы Т-2, расчетно-платежные ведомости, штатные расписания, приказы по личному составу, Архивный фонд № 2, опись 1-ЛС, дело 721 (л.д. 76-77).
Справку аналогичного содержания от 10 июля 2019 истец представлял ответчику (л.д. 64-65).
Однако спорный период был рассмотрен ответчиком по Списку № 2.
Суд полагает, что период работы Прокофьева О.Ю. с 02.02.1993 г. по 08.07.1993 г. и с 03.03.1994 г. по 19.06.1995 г. в качестве электросваршика ручной сварки механического участка № 6 на Гидрометаллургическом заводе Производственного объединения «Востокредмет», подлежит включению в специальный стаж по Списку № 1, поскольку в данный период истец был занят в производстве атомная энергетика и промышленность на обогащении ураносодержашего сырья, постоянно был занят в условиях радиационной вредности на ремонте технологического оборудования, загрязненного радиоактивными веществами, что относится к категории особо вредных и особо тяжелых условий труда и дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1 раздел ХХ1У, подраздел 2, позиция 12402000-17541 перечня «Производств, работ, профессий...», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 г. за № 10.
13 марта 1992 между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13 марта 1992 года, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В связи с чем довод ответчика о том, что спорный период не принят к зачету поскольку в поступившем документе отсутствует информация о зачете данных периодов при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, суд отклоняет.
По списку № 1 ответчик зачел периоды работы истца в ООО «ПГ «Фосфорит» в количестве 06 лет 08 мес. 20 дн., с учетом периода работы истца с 02.02.1993 г. по 08.07.1993 г. (05 мес. 06 дн.) и с 03.03.1994 г. по 19.06.1995 г. (01 год 01 мес. 16 дн.) в качестве электросваршика ручной сварки механического участка № 6 на Гидрометаллургическом заводе Производственного объединения «Востокредмет», общий стаж Прокофьева О.Ю. с особыми условиями труда по Списку № 1 составляет 08 лет 03 мес. 12 дн. при необходимых 7 годах специального стажа по достижении возраста 53 лет.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, ответчик может быть обязан судом к назначению пенсии истцу с 25 июня 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокофьева Олега Юрьевича удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кингисеппской районе Ленинградской области (межрайонное) зачесть Прокофьеву Олегу Юрьевичу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период работы в Гидрометаллургическом заводе Производственного объединения «Востокредмет» Республики Таджикистан с 02.02.1993 по 08.07.1993 и с 03.03.1994 по 19.06.1995 в качестве электросварщика ручной сварки механического участка, назначить страховую пенсию по старости с 25 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Мотивированное решение составлено 28 февраля 2020 года.
Судья