Дело № 2-107/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 сентября 2017 года с. Тоора-Хем
Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Сата А. К.,
при секретаре Сарыглар А. Б.,
с участием истца – прокурора Тоджинского района Республики Тыва Грек Н. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности установить специальные площадки для размещения контейнеров на территории сельских поселений Ийский, Азасский, Ырбан, Сыстыг-Хемский, Чазыларский, провести обследование улиц, территорий муниципальных учреждений, предприятий и иных мест общего пользования сельских поселений Ийский, Азасский, Ырбан, Сыстыг-Хемский, Чазыларский на предмет наличия бытовых отходов и мусора, обеспечить очистку указанных территорий от бытовых отходов и мусора, ликвидации несанкционированных свалок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация) о возложении обязанности установить специальные площадки для размещения контейнеров на территории сельских поселений Ийский, Азасский, Ырбан, Сыстыг-Хемский, Чазыларский, провести обследование улиц, территорий муниципальных учреждений, предприятий и иных мест общего пользования сельских поселений Ийский, Азасский, Ырбан, Сыстыг-Хемский, Чазыларский на предмет наличия бытовых отходов и мусора, обеспечить очистку указанных территорий от бытовых отходов и мусора, ликвидации несанкционированных свалок.
В обоснование иска указано, что прокуратурой по указанию прокурора Республики Тыва приняты меры по усилению надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с отходами и проведена проверка, в ходе которой установлено, что ответчиком в нарушение требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами на территориях сельских поселений Ийский, Азасский, Ырбан, Сыстыг-Хемский и Чазыларский Тоджинского района не установлены площадки для размещения контейнеров, самих контейнеров не имеется. Также на территориях указанных сельских поселений и на территории с. Тоора-Хем имеются несанкционированные свалки, обследование улиц сельских территорий, берегов рек и иных мест Администрацией не проведено.
В судебном заседании прокурор иск полностью поддержал.
Представитель ответчика Администрации в судебное заседание, будучи извещенными о его времени и месте надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав истца, изучив исковое заявление, исследовав все доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 3 статьи 150 ГПК РФ, непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
На основании ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее – СанПиН), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
Согласно п.п. 2.1.3 СанПиН, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта; площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Пунктами 2.2.2 и 2.2.3 СанПиН установлено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры; в домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно требование прокурора от 10.03.2017 и ответу Администрации на него от 15.03.2017 схема территориального планирования Тоджинского кожууна находится на стадии разработки ООО «Земля и город» в г. Нижний Новгород и будет принята в сентябре 2017 года, а генеральная схема очистки населенных пунктов Тоджинского кожууна будет разработана после принятия схемы территориального планирования. Площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения контейнеров имеется только в сельском поселении Тоора-Хем.
Как видно из материалов дела, представлением прокурора Тоджинского района Республики Тыва от 01.03.2017 председателю Администрации указано принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере обращения с отходами, а именно по факту несанкционированных свалок на территории всех сельских поселений кожууна и непринятии мер со стороны Администрации по их ликвидации. Согласно ответу на указанное представление прокурора, Администрацией принято распоряжение от 07.04.2017 № 107, № 108 «О проведении месячника по санитарной очистке и благоустройству на территории Тоджинского кожууна», «О мерах по принятию мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории Тоджинского кожууна», намечено произвести очистку несанкционированных свалок с апреля по сентябрь 2017 года.
Как следует из ответов администраций сельских поселений Ийский, Азасский, Ырбан, Сыстыг-Хемский, Чазыларский, во всех указанных сельских поселениях имеются несанкционированные свалки, полигонов для твердых бытовых отходов не имеется.
Таким образом, судом установлено, что на территории сельских поселений Ийский, Азасский, Ырбан, Сыстыг-Хемский, Чазыларский специальные площадки для размещения контейнеров не установлены, контейнеров для мусора также не имеется, на территории всех сельских поселений Тоджинского района свалки несанкционированные; обследование улиц, территорий муниципальных учреждений, предприятий сельских поселений Ийский, Азасский, Ырбан, Сыстыг-Хемский, Чазыларский, обочин дорог общего пользования, берегов рек и иных мест общего пользования на предмет наличия бытовых отходов и мусора не проведено, очистка указанных территорий от бытовых отходов и мусора не проводилась; несанкционированные свалки не ликвидировались.
Ответчиком каких-либо возражений или документов, подтверждающих факт полного или частичного исполнения исковых требований прокурора, не предоставлено.
При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит полному удовлетворению.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик от уплаты государственной пошлины освобождается.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в силу установить на территории сельских поселений Ийский, Азасский, Ырбан, Сыстыг-Хемский, Чазыларский специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, которые должны быть удалены от жилых домов, детский учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в силу провести обследование улиц, территорий муниципальных учреждений, предприятий, в том числе учреждений образования, спорта, культуры и досуга сельских поселений Ийский, Азасский, Ырбан, Сыстыг-Хемский, Чазыларский, обочин дорог общего пользования, берегов рек и иных мест общего пользования на предмет наличия бытовых отходов и мусора, обеспечить очистку указанных территорий от бытовых отходов и мусора.
Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в силу ликвидировать несанкционированные свалки:
- в с. Тоора-Хем: старая свалка в северо-западной части площадью 2 гектара рядом с селом Тоора-Хем, в северо-восточной части с. Тоора-Хем в местечке «Хараганныг-шол» площадью 5 гектаров;
- в с. Ий: в северо-западной части рядом с селом Ий площадью 1 гектар;
- в с. Адыр-Кежиг: в северо-восточной части села Адыр-Кежиг площадью 1 гектар, свалка в 100 метрах от жилых домов по ул. Чадамба и свалка на берегу озера Азас возле туристической базы площадью 1 гектар;
- в с. Ырбан: в двух километрах от села Ырбан в северо-восточную сторону площадью 3200 квадратных метров;
- в с. Сыстыг-Хем: в северо-западной части села Сыстыг-Хем площадью 0,5 гектаров;
- в с. Чазылары: в 300 метрах к западу от села Чазылары, на расстоянии 100 метров от жилых домов, 50 метров к реке Чазылары.
Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва от уплаты государственной пошлины освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия через Тоджинский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий А. К. Сат