Судья Бузылева Н.А. дело № 33-9096/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Илларионовой Л.И.,
судей Брыкаловой Л.М., Нигматулиной Б.Ш.,
при секретаре Андросовой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 марта 2019 года гражданское дело по иску <данные изъяты> к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 28.03.2018г. <данные изъяты>, признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по апелляционной жалобе <данные изъяты> на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 29 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Нигматулиной Б.Ш., объяснения истца <данные изъяты> судебная коллегия
установила:
<данные изъяты> обратился в суд с иском к Администрации Наро-Фоминского городского округа <данные изъяты>, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа и, уточнив 23.08.2018г. требования, просил признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом Наро-Фоминского городского округа (далее КУИ) в постановке (восстановлении) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 28.03.2018г. <данные изъяты>, признать право постановки на учет как относящегося к определенной Федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан, обязать поставить на такой учет на этих основаниях с момента постановки на учете в УВД по <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что, являясь сотрудником милиции, 23.12.1995г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в жилищно-бытовой комиссии УВД по <данные изъяты>. В 1996г. главой Администрации <данные изъяты> на соответствующем ходатайстве УВД была поставлена резолюция «выдать за выездом двухкомнатную квартиру». В 2012г. истцу в составе семьи, состоящей из него и его дочери, было предоставлено служебное жилое помещение - квартира по адресу: Наро-Фоминск, <данные изъяты>. 18.09.2014г. истец уволен из органов МВД с 24.09.2014г. по достижении предельного возраста пребывания на службе в ОВД, с указанной даты является пенсионером МВД по предельному возрасту. Решением Наро-Фоминского городского суда от 03.03.2016г. истец вместе с дочерью выселен из указанного служебного жилого помещения со снятием с регистрационного учета. 09.08.2016г. истец снят с регистрационного учета, однако до настоящего времени продолжает проживать в данном помещении совместно с дочерью и ее двумя детьми. 14.10.2016г. ему было отказано в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. Полагая, что имеет право на обеспечение жилым помещением, как поставленный на учет в 1995г. в жилищно-бытовой комиссии УВД по <данные изъяты>, 28.02.2018г. он обратился в КУИ с заявлением по вопросу о восстановлении в очереди на получение жилой площади, однако письмом от 28.03.2018г. ему было в этом отказано.
В судебном заседании истец <данные изъяты> уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрация <данные изъяты> в судебном заседании возражал против требований, указав, что у органов местного самоуправления не имеется обязанности обеспечивать бывших сотрудников полиции жилыми помещениями, такое обеспечение осуществляется за счет федерального фонда, а оспариваемый ответ КУИ не является отказом, поскольку лишь содержит разъяснения о порядке признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещении в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.
Представитель третьего лица УМВД России по <данные изъяты> в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что у УМВД жилищного фонда не имеется, в 2018г. были составлены списки нуждающихся в жилых помещениях, в которых <данные изъяты> значится и решение по которым принимается МВД России.
Представитель ответчика КУИ надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением суда истцу отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановленным решением, истец обжалует его в апелляционном порядке, в своей жалобе просит решение суда отменить.
В заседании суда апелляционной инстанции <данные изъяты> просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представители ответчиков и третьего лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Поскольку они не просили об отложении дела, а также не представили никаких доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ сочла их неявку без уважительных причин и пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению обжалуемого решения. В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и постановил обоснованное и законное решение, при этом не допустил нарушений норм процессуального права.
Согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты>. истец на имя начальника Наро-Фоминского УВД подал рапорт, в котором просил поставить его на очередь для получения квартиры. 23.01.2002г. истец подал рапорт с просьбой перевести его в льготную очередь, поскольку его супруга <данные изъяты> является инвали<данные изъяты> группой. 11.01.2009г. начальником УВД по <данные изъяты> утвержден список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором <данные изъяты>. значится под номером 5 и подлежит обеспечению жильем в составе семьи из 2 человек.
Согласно списку очередников городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского района по состоянию на 2006 год и <данные изъяты>г. <данные изъяты> в них не значился.
26.09.2016г. <данные изъяты> обратился к Главе городского поселения «Апрелевка» с заявлением о признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма. Постановлением Администрации городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 14.10.2016. <данные изъяты> <данные изъяты> с семьей отказано в признании малоимущим в связи с тем, что Попов С.И. и члены его семьи не имеют регистрации по месту жительства на территории г.<данные изъяты>.
19.10.2016г. <данные изъяты> обратился с заявлением к Главе городского поселения «Апрелевка», в котором просил учесть при рассмотрении его заявления, что решением Наро-Фоминского городского суда установлен факт его постановки на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, 23.12.1995г. по решению жилищно-бытовой комиссии УВД по Наро-Фоминскому району, то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
На данное заявление <данные изъяты> 07.11.2016г. дан ответ <данные изъяты>, в котором разъяснено, что ему должно быть предоставлено жилое помещение жилищного фонда Российской Федерации. Постановка на учет в орган местного самоуправления без признания малоимущим и нуждающимся законом не допускается, как и перенос очередности постановки на учет, исходя из времени принятия таких граждан на учет из очереди сотрудников полиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет жилищно-бытовой комиссией УВД <данные изъяты> в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрацию городского поселения Апрелевка.
28.02.2018г. <данные изъяты> обратился в КУИ с заявлением о восстановлении его на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.12.1995г.
28.03.2018г. КУИ истцу дан ответ <данные изъяты>ТГ-63, в котором разъяснено, что для признания его семьи малоимущей необходимо предоставить документов, перечень которых установлен <данные изъяты> от <данные изъяты>. <данные изъяты>-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членом семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции счел установленным, что 23.12.1995г. по решению жилищно-бытовой комиссии Наро-Фоминского УВД <данные изъяты> был поставлен на учет по улучшению жилищных условий, 18.09.2014г. истец уволен из УВД, с 24.09.2014г. является пенсионером МВД по предельному возрасту, с 22.02.2018г. значится в списке индивидуального учета сотрудников УВМД России по Наро-Фоминскому округу, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении жилой площадью, обжалуемый истцом ответ КУИ не содержит отказ в постановке на учет, а лишь является разъяснением порядка предоставления документов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», <данные изъяты>, как бывшему сотруднику органов внутренних дел, должно быть предоставлено жилое помещение жилищного фонда Российской Федерации. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма. <данные изъяты>. вправе встать на учет в органы местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставив необходимые документы, перечень которых установлен законом Московской области от 22.12.2017. <данные изъяты>-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Также суд исходил из того, что обжалуемый ответ КУИ от 28.03.2018. по своему содержанию не является отказом в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, т.к. им разъяснен порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также указан перечень необходимых для предоставления документов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильно установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом оценки суда первой инстанции, сводятся, по сути, к иной оценке установленных судом обстоятельств и переоценке доказательств, что не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 29 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи