УИД 54RS0010-01-2019-005835-65
Судья: Разуваева Е.А. Дело № 2-5832/2019
Докладчик: Никифорова Е.А. № 33-13272/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Быковой И.В.,
судей Крейса В.Р., Никифоровой Е.А.,
при секретаре Левицкой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «16» января 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии города Новосибирска Бутко М.С. на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 24 октября 2019 года по исковому заявлению Васильевой Д.С. к мэрии города Новосибирска, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, Правительству Новосибирской области о предоставлении жилого помещения, которым постановлено:
Исковые требования Васильевой Д.С. удовлетворить.
Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Васильевой Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Васильева Д.С. обратилась в суд с иском в котором просила обязать предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, указав в обоснование, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении. Полагает, что в силу закона вправе претендовать на предоставление специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ей не предоставлено.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель мэрии города Новосибирска Бутко М.С., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворения исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что истец включена в сводный список по приказу главы администрации Дзержинского района г.Новосибирска от 27.06.2013 № 904-од и подлежит обеспечению жилым помещением исходя из даты включения в список.
Положениями закона НСО № 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» и закона НСО № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставления жилого помещения возложена на мэрию города Новосибирска за счет средств областного бюджета.
Однако в отсутствии надлежащего финансирования из субъекта РФ по приобретению жилых помещений для детей-сирот мэрия не может исполнить решение суда.
Суд первой инстанции не приял во внимание, что согласно п. 8 ст. 8 Федерального закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как предусмотрено в законе Новосибирской области от 25.12.2018 № 332-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов» сумма субвенций на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год по Новосибирской области (с учетом дополнительных соглашений от 11.01.2019, от 25.03.2019, от мая 2019, заключенных между мэрией города Новосибирска и министерством труда и социального развития Новосибирской области) составляет 51 602 300 рублей.
По состоянию на 01.10.2019 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г.Новосибирске состоят 2123 человека (781 – лица, не достигшие 18 лет, 342 человека – лица, достигшие 18 лет).
Также на 01.10.2019 в пользу лиц из числа детей-сирот постановлено 196 судебных решений (в 2018 – 87 решений, в 2019 – 109 решений), в соответствии с которыми на мэрию города Новосибирска возлагается обязанность по предоставлению лицам из числа детей-сирот жилых помещений за счет средств бюджета Новосибирской области.
Таким образом, не смотря на предусмотренную Законом № 411-03 обязанность уполномоченного органа в полном объеме финансировать исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий, потребность в средствах для указанных целей в разы превышает выделенные лимиты бюджетных ассигнований согласно указанному списку детей-сирот по городу Новосибирску. Однако судом указанные обстоятельства во внимание не приняты.
Возложение решением суда обязанности на мэрию города Новосибирска по предоставлению Васильевой Д.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда без возложения на Министерство труда и социального развития Новосибирской области обязанности по выделению мэрии города Новосибирска соответствующего объема субвенций для приобретения жилого помещения нарушает права мэрии города Новосибирска и противоречит вышеуказанным нормам права.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в аб. 1 п. 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в аб. 1 п. 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области регулируются Законом Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Согласно положениям Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" и Закона Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ, обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию г. Новосибирска за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Согласно ч. 8 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 г. N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Васильева Д.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ года, ее матерью является <данные изъяты>., в графе «отец» стоит прочерк (л.д. 5).
Как установлено в ходе рассмотрения дела мать истца <данные изъяты>. решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав (л.д. 11).
Приказом главы администрации Дзержинского района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней Васильевой Д.С. была назначена <данные изъяты>
Распоряжением главы администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 17.07.2012 № 1024-од истец была включена в сводный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Как следует из представленного в материалы дела акта обследования жилого помещения от 08.10.2019, составленного ведущим специалистом отдела по жилищным вопросам администрации Дзержинского района г. Новосибирска Власовой Ю.А и главным специалистом Лавровой Н.В. в ходе осмотра квартиры <адрес> установлено, что указанная квартира общей площадью 60,2 кв.м., расположена на 8 этаже девятиэтажного панельного дома, квартира состоит из трех комнат, кухни, коридора, раздельного санузла. Указанное жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит 4 собственникам, в квартире зарегистрирован 5 человек, Васильева Д.С. также зарегистрирована в указанном жилом помещении. Со слов одного из собственников жилого помещения установлено, что фактически в квартире проживает семь человек, в связи с чем на одного зарегистрированного человека общей площади приходится менее учетной нормы.
По состоянию на 17.07.2012 (дату включения истца в список детей-сирот), истец как и в настоящее время недвижимости в собственности не имеет, органы местного самоуправления, проверяя нуждаемость истца в обеспечении жилым помещением, обладая соответствующей информацией, пришли к выводу о наличии у истца нуждаемости в предоставлении жилого помещения, что и послужило основанием к включению его в соответствующий список. Следует отметить, что до настоящего времени никаких изменений у истца не произошло, он по прежнему не имеет недвижимого имущества в собственности. Включение истца в список детей-сирот в 2012 году, свидетельствует о том, что администрация Дзержинского района г. Новосибирска района пришла к выводу о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая указанные выше нормы гражданского законодательства и фактически обстоятельства дела, пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска, обязав мэрию города Новосибирска предоставить Васильевой Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выделенные лимиты недостаточны для исполнения решения суда не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения Васильевой Д.С. возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии города Новосибирска Бутко М.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи