Дело № 2-1998/2019
УИД: 61RS0020-01-2019-002565-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
при секретаре Сугейко Д.А.,
с участием представителя истцов – адвоката Еремеевой В.Н., действующей на основании ордера №... от 22.10.2019,
представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска – Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности №... от 06.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева В.С., Дмитриевой Т.Н., Евсюковой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Евсюкова К.А. и Евсюкова Д.А., Евсюкова А.В., Дмитриева Д.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Дмитриевой З.Д., к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ними, зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, до конца 2020 года.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что их семья проживает в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, по шахте .... и все включены в список на переселение...., под № ТЭО №...
Дом, в котором они проживают, находиться в аварийном состоянии, признан непригодным для проживания. В доме нет центральной канализации, водопровода, печное отопление, на стенах, потолке и полах грибок и глубокие трещины. В доме постоянная сырость и повышенная влажность, что негативно отражается на их здоровье и здоровье детей. В доме осталась проживать только их семья, так как другие жильцы уже все умерли.
Они неоднократно обращались устно и письменно к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке. Однако, всегда один и тот же ответ, что средства на переселение израсходованы и вопрос будет рассмотрен при поступлении средств в следующем году.
Как видно из сказанного выше, в категоричной форме им Администрация г. Новошахтинска не отказывает, но и договор на предоставление социальной выплаты с ними не заключен по настоящее время. Устно в Администрации г. Новошахтинска пояснили, что неизвестно когда придут деньги, предложили обратиться в суд.
Таким образом, Администрация г. Новошахтинска немотивированно и необоснованно уклоняется от заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты под любым предлогом.
Считают, что их семья имеет право на первоочередное переселение, так как кроме их в доме никто не проживает, Дмитриев В.С. является ветераном труда, Евсюкову Д.А. нет 3-х лет (в список льготных категорий граждан входят ветераны труда и дети до 3-х лет).
Учитывая сложности, возникшие с финансированием Администрации г. Новошахтинска по вышеуказанной программе, считают возможным заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности до конца 2020 года.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.
Истцы Дмитриев В.С., Дмитриева Т.Н., Евсюкова О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Евсюкова К.А. и Евсюкова Д.А., Евсюков А.В., Дмитриев Д.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Дмитриевой З.Д., в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Согласно предоставленным заявлениям, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истцов Дмитриева В.С., Дмитриевой Т.Н., Евсюковой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Евсюкова К.А. и Евсюкова Д.А., Евсюкова А.В., Дмитриева Д.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Дмитриевой З.Д. в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истцов – адвокат Еремеева В.Н., действующая на основании ордера, поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска – Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражении, приобщенном к материалам дела, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в 1/2 доли дома №..., признанного непригодным для проживания по критериям безопасности по <адрес>.
Истцы включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной .... ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности под №.... Данный дополнительный Список… утвержден протоколом Минэнерго РФ АЯ-343пр от 18.07.2016.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что истцы неоднократно в течение 2018 года и в 2019 году обращались к ответчику с заявлением о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты, на что Администрация г. Новошахтинска ответила об отсутствии денежных средств для заключения с ними такого договора.
Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.
Вместе с тем, из материалов дела, фотоматериала, следует, что проживание в 1/2 доле доме №..., равно как и в целом доме, по <адрес> невозможно, так как его состояние создает угрозу жизни и здоровью истцов.
Суд также обращает внимание на то, что если проживание в доме представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в доме граждан, то предоставление жилья, взамен признанного непригодным, не должно зависеть от установленного плана и срока расселения, а также от наличия либо отсутствия финансирования данных мероприятий.
Кроме того, как следует из материалов дела, Дмитриев В.С. является ветераном труда, в доме проживает малолетний ребенок Евсюков Д.А., .... года рождения, следовательно, истцы имеют право на внеочередное переселение в соответствии с п. 1.5 Положения о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013. Однако, данному обстоятельству ответчиком не было дано оценки при решении вопроса об установлении очерёдности переселения граждан в 2018-2019 годах.
При этом суд полагает необходимым отметить, что, несмотря на огромное количество обращений и судебных споров, аналогичных рассматриваемому, ответчиком до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий, направленных на установление порядка и сроков очередности переселения граждан в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности.
При разрешении данного спора, суд также полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
При этом отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат. Право истцов на получение социальных выплат, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем восстановить нарушенное право истцов суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, скорректировав при этом с учетом положений ст. 206 ГПК РФ, срок, в течение которого ответчик обязан произвести указанные в иске действия - до 31.12.2020.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ 31.12.2020.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26. 11.2019.