Решение по делу № 2а-485/2019 от 11.06.2019

Дело № 2а-485/2019, УИД 54RS0012-01-2019-000629-57

Поступило в суд 11.06.2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» июня 2019 г.                                            г.Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Власовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Барабинского района к судебному приставу-исполнителю отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Кухоренко Виктории Валерьевне, старшему судебному приставу отдела по ИОИП УФССП России по Новосибирской области Варнавской Василине Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об освобождении от уплаты исполнительного сбора, взысканного на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с неисполнением исполнительного документа (исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ), выданного Барабинским районным судом Новосибирской области), в срок, установленный для добровольного исполнения,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ. администрация Барабинского района (далее по тексту администрация) обратилась в суд, в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Кухоренко Виктории Валерьевне, в котором просила освободить администрацию Барабинского района от уплаты исполнительного сбора в размере 50 000 руб., взысканного на основании постановления судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением в срок, установленного для добровольного исполнения исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Барабинским районным судом Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ., в рамках исполнительного производства , возбужденного ДД.ММ.ГГГГ

Определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-37) административное исковое заявление оставлено без движения для устранения недостатков, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1-2) административный иск администрации Барабинского района после устранения недостатков, принят к производству Барабинского районного суда Новосибирской области и в порядке подготовке определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-7) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: старший судебный пристав отдела по ИОИП УФССП России по Новосибирской области Варнавская Василина Александровна (далее по тексту старший судебный пристав), и Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее по тексту Управление).

В обосновании заявленных требований истец в административном иске (л.д. 41-44) указал, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом Кухоренко В.В. вынесено постановление, согласно которому с администрации Барабинского района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., на основании постановления судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением в срок, установленного для добровольного исполнения исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Барабинским районным судом Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ., в рамках исполнительного производства , возбужденного ДД.ММ.ГГГГ., от уплаты которого администрация подлежит освобождению, ввиду принятия всех мер для исполнения решения суда, а, следовательно, отсутствии вины в неисполнении решения суда.

Представитель административного истца, просившая о рассмотрении дела в её отсутствие, административные ответчики - судебный пристав, просившая о рассмотрении дела в её отсутствие, старший судебный пристав, представитель Управления в судебное заседание, явка которых признана не обязательной, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменных возражениях на иск (л.д.______) судебный пристав указала, что требования иска не подлежат удовлетворению, так как оснований для освобождения администрации от уплаты исполнительного сбора не имеется.

Суд, изучив основания и требования иска, возражения ответчика, письменные материалы дела, приходит к следующему:

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

    Судом установлено, что решением Барабинского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., администрация Барабинского района обязана предоставить Яхонтовой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное применительно к условиям г.Барабинска, Новосибирской области жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв.м. общей площади на одного человека (л.д. _______).

    На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, Яхонтовой Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ. выдан исполнительный лист серии , на основании которого ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем отдела по ИОИП Кухоренко В.В. возбуждено исполнительное производство -ИП (л.д._20-21).

Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.

При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ направлена сторонам исполнительного производства, в том числе должнику - администрации, которое получено ДД.ММ.ГГГГ., что следует из штампа входящей корреспонденции (л.д. 22-23).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Барабинского района обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения; определением от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, администрации Барабинского района предоставлена отсрочка исполнения решения Барабинского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ..

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением требований вышеуказанного исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника - администрации исполнительского сбора в размере 50 000 руб..

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ч. 1 ст. 1).

В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации - 50 000 руб. (часть 3).

В силу ч. 6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением …. об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. N 13-П и от 02.04.2015 г. N 654-О), что также согласуется с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В соответствии со ст.2 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" органы местного самоуправления Барабинского района наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Закон Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Закон Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ) регулирует отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области.

При этом ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Как субъект исполнения обязанности по предоставлению взыскателю жилого помещения, администрация Барабинского района обращалась в Министерство труда и социального развития Новосибирской области с просьбой увеличить бюджетные ассигнования на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате чего были приняты изменения в Закон Новосибирской области от 25.12.2018 N 332-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" (принят постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 21.12.2018 N 332-ЗС), где бюджетные ассигнования в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам на 2019 г. увеличены до требуемого размера.

Таким образом, действия администрации, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение указанной категорий лиц жилыми помещениями, требует значительных временных затрат, в связи с чем, оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, не имеется.

Суд, с учетом установленных обстоятельств по делу, требований нормативно-правовых актов, считает возможным освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора, так как нашло свое подтверждение, что должник принял все необходимые меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, и не исполнил решение по обстоятельствам от него не зависящим, т.е. вина должника в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, отсутствует.

Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Освободить администрацию Барабинского района от уплаты исполнительного сбора в размере 50 000 руб., взысканного на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, принятого судебным приставом-исполнителем отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Кухоренко Викторией Валерьевной, утвержденного начальником отдела – старшим судебным приставом-исполнителем Варнавской Василиной Александровной, в связи с неисполнением исполнительного документа (исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ), выданного Барабинским районным судом Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.

Судья Барабинского районного

суда Новосибирской области                                                                Е.В.Сафонова

Мотивированное решение изготовлено судом 02.07.2019 года

2а-485/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация Барабинского района
Ответчики
старший судебный пристав отдела по ИОИП УФССП России по Новосибирской области - Варнавская Василина Александровна
судебный пристав-исполнитель Отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Кухоренко Виктория Валерьевна
Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области
Другие
Попехина Ирина Юрьевна
Суд
Барабинский районный суд Новосибирской области
Судья
Сафонова Елена Владимировна
Дело на странице суда
barabinsky.nsk.sudrf.ru
11.06.2019Регистрация административного искового заявления
11.06.2019Передача материалов судье
13.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2019Рассмотрение дела начато с начала
26.06.2019Судебное заседание
02.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее