Дело № 2-3862/2019
44RS0001-01-2019-004596-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре Носковой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пилипенко И.А. к ООО «ЭкоТехноМенеджмент» об отмене начисления за образование ТКО,
УСТАНОВИЛ:
Пилипенко И.А. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к ООО «ЭкоТехноМенеджмент», мотивируя требования тем, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. В связи с этим ООО «ЭкоТехноМенеджмент» производит ему начисления за образование твердых коммунальных отходов (ТКО). Вместе с тем, он прописан и проживает по адресу: <адрес>, по которому также оплачивает ТКО. Таким образом, по выставленным ООО «ЭкоТехноМенеджмент» счетам ему приходится оплачивать одну и ту же услугу два раза. Он является инвалидом 3 группы, не работает, поэтому не может оплачивать тариф за вывоз мусора дважды. При этом не проживет в жилом помещении, где является собственником, соответственно коммунальных отходов там не происходит. Просит суд обязать ответчика ООО «ЭкоТехноМенеджмент» отменить начисление за образование ТКО по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истце Пилипенко И.А. не участвовал, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ООО «ЭкоТехноМенеджмент» (ООО «ЭТМ»), извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. В письменном отзыве представитель по доверенности Филипповский А.В. исковые требования не признал, указал, что ООО «ЭТМ» в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности № от <дата>, заключенным с Департаментом ТЭК и ЖКХ Костромской области, присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора №. Датой начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, является дата вступления в силу решения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальным отходами. Региональный оператор в своей деятельности руководствуется положениями территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Костромской области, утвержденной приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 13.03.2018 №134. В соответствии с территориальной схемой первая зона деятельности регионального оператора включает в себя, в том числе, Сусанинский муниципальный район. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен главой I Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями коммунальной услуги, в частности с Пилипенко И.А. считается заключенным с <дата> и распространяет свое действие с <дата> (дата утверждения постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от <дата> № предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭкоТехноМенеджмент» на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № <дата> год). Для осуществления расчетов и взимания платы за жилое помещение ООО «ЭТМ» заключило договор с АО «ЕИРКЦ», предметом которого является выполнение работ по ведению аналитического учета, расчета размера платы за предоставленные потребителям услуги, формирование, распечатка и предоставление потребителям единого платежного документа на оплату услуг по обращению с ТКО. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителю Пилипенко И.А. производит АО «ЕИРКЦ» исходя из предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭТМ» на территории Костромской области по зоне деятельности № <дата> год, утвержденного постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от <дата> № и нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Костромской области, утвержденных постановлением департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от <дата> №-НП. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, производится АО «ЕИРКЦ» на основании п. 148 (36) Правил № с учетом количества проживающих - 1 человек. Расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Пилипенко И.А., владеющего на праве собственности жилым помещением, производится в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Третьи лица АО «ЕИРКЦ», Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области в судебное заседание своих представителей не направили.
В письменном отзыве первый заместитель Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области П., ссылаясь на ст. 153 ЖК РФ, п. п. 148, 148 (25), 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилах домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 0605.2011 № 354, указал, что фактическое непроживание собственника в жилом помещении не освобождает его от обязанности оплаты коммунальных услуг.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (ч. 2).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч. 5).
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса (ч. 2).
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с которыми при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (п. 86).
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (п. 90).
Согласно разделу Правил XV (1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами», размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (п. 148 (28)).
Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не предоставляется на общедомовые нужды (п. 148 (29)).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, а именно:, где ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; - норматив накопления твердых коммунальных отходов; Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148 (30)).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд (п. 148 (34)).
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148 (36)).
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил (п. 148 (44)).
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 4).
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 8 (17)).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18)).
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8 (19)).
Судом установлено, что Пилипенко И.А. с <дата> зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается адресно-справочной информацией, а также доводами истца, изложенными в иске. По указанному адресу также зарегистрированы: наниматель Пилипенко Т.В., Пилипенко А.И., Пилипенко И.И., Пилипенко И.А., что подтверждается справкой МКУ г. Костромы «ЦРГ» от <дата>. Всего 5 человек.
Пилипенко И.А. одновременно является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>, запись регистрации в ЕГРП от <дата> №. Как указано истцом, по данному адресу он не проживает.
По всем указанным выше адресам АО «ЕИРКЦ» начисляет плату за ТКО. При этом по адресу: <адрес>, – исходя из количества граждан 1 человек, а по адресу: <адрес>, - исходя из количества граждан 5 человек.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства договор на оказание услуги по обращению с ТКО считается заключенным с региональным оператором по обращению с ТКО в силу приведенных положений Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из представленной АО «ЕИРКЦ» информации от <дата>, в жилом помещении по адресу: <адрес>, начисление платы по обращению с ТКО производится в соответствии с агентским договором с ООО «ЭТМ». Начисления производятся с декабря 2018 года исходя из количества граждан - 1 человек. Сведения о регистрации граждан, а также снятие с регистрационного учета, вносятся в лицевые счета при предоставлении таких сведений гражданами либо предприятиями – поставщиками (исполнителями) услуг. Сведений об изменении количества граждан по данному адресу в АО «ЕИРКЦ» не поступали.
Как следует из представленной АО «ЕИРКЦ» истории начислений и платежей по лицевому счету 152001876, открытого на имя Пилипенко И.А. размер начислений за обращение с ТКО по адресу: <адрес>, составил: декабрь 2018 года – 125,46 руб., январь 2019 года – 127,59 руб., февраль 2019 года – перерасчет за вычетом 104,88 руб., март-июнь 2019 года – по 95,57 руб., июль-август 2019 года – по 107,77 руб., сентябрь 2019 года – 84,21 руб. Итого: 830,20 руб. Указанные начисления не оплачиваются. Произведена единственная оплата в сумме 1 руб. <дата>.
Размер платы за обращение с ТКО ли лицевому счету 821805450, открытого на имя Пилипенко Т.В., по месту жительства истца Пилипенко И.А., по адресу: <адрес>, составил: декабрь 2018 года – 509,90 руб., январь-июнь 2019 года – по 528,78 руб., июль-август 2019 года – по 596,26 руб., сентябрь 2019 года – 465,96 руб. Итого: 5341,06 руб. Указанные начисления ежемесячно оплачиваются.
Начисление платы за обращение с ТКО производится АО «ЕИРКЦ» на основании агентского договора, заключенного с ООО «ЭкоТехноМенеджмент» с <дата>, исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов и установленного размера платы за 1 человека.
Нормативы накопления ТКО утверждены постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от <дата> №-НП.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от <дата> № утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭкоТехноМенеджмент» на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № <дата> год.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от <дата> № утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭкоТехноМенеджмент» на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № <дата> год.
ООО «ЭкоТехноМенеджмент» с <дата> осуществляет полномочия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора №, на основании соглашения от <дата>, заключенного с Департаментом ТЭК и ЖКХ Костромской области.
Пилипенко И.А. <дата> обратился в ОО «ЭТМ» с заявлением, в котором просил не производить начисления за ТКО по адресу: <адрес>, поскольку проживает по иному адресу, а именно АО адресу: <адрес>.
ООО «ЭТМ» направило Пилипенко И.А. ответ от <дата> №, в котором разъяснено, что при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников помещения. Коммунальная услуга по обращению с ТКО жителя <адрес> отказывается. Оборудованы контейнерные площадки по <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>. Основания для снятия начислений по оплате стоимости коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствуют.
Не согласившись с ответом, Пилипенко И.А. обратился в суд с настоящим иском. Полагает, что оснований для начисления платы за обращение с ТКО по адресу: <адрес>, не имеется, поскольку он не проживает и не зарегистрирован в данном жилом помещении.
Вместе с тем, требования истца судом отклоняются.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Порядок начисления платы за обращения с ТКО при отсутствии временно или постоянно проживающих граждан в жилом помещении прямо урегулирован положениями п. 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно которому при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан начисление платежей за ТКО производится по количеству собственников жилого помещения.
Пилипенко И.А. является единоличным собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной истцом копией свидетельство о регистрации права собственности от <дата>.
Таким образом, в случае отсутствия проживающих в данном жилом помещении лиц, начисления должны производиться по количеству собственников жилого помещения в составе 1 человека.
Очевидно, что при урегулировании данной ситуации законодатель исходил из необходимости постоянного пользования услугой по обращению с ТКО в целях надлежащего содержания жилого помещения.
Размер начисленной истцу платы за обращение с ТКО в спорный период проверен судом, соответствует установленной Правилами формуле расчета, истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не оспорен.
Поскольку действия ООО «ЭкоТехноМенеджмент» по начислению истцу платы за услугу обращения с ТКО соответствуют действующему законодательству, основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Пилипенко И.А. к ООО «ЭкоТехноМенеджмент» об отмене начисления платы по коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Т.С. Царёва