Дело № 11-306/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Хабаровск 23 декабря 2019 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре Шевлюк Ю.В.,
с участием ответчика Атрощенкова А.Ф., представителя ответчика Тайковой Т.И., представителя истца Савченко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» к Атрощенкову Александру Федоровичу, Атрощенковой Рите Федоровне о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, по апелляционной жалобе ответчиков Атрощенкова Александра Федоровича, Атрощенковой Риты Федоровны на решение мирового судьи судебного района «Центральный район г. Хабаровска» судебного участка № 28 от 10 октября 2019 г.,
установил:
НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» обратилась в суд с исками к Атрощенковой Р.Ф., Атрощенкову А.Ф. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, судебных расходов, в обоснование которых указала следующее:
Атрощенкова Р.Ф. и Атрощенков А.Ф. являются собственниками по ? доли жилого помещения 13 в многоквартирном <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2013 № 479-пр «Об утверждении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 г.» с учетом дополнений Постановления Правительства Хабаровского края от 26.05.2014 г.№166-пр. Постановления официально опубликованы на официальном сайте Правительства Хабаровского края. Постановлением Администрации города Хабаровска от 25.05.2014 № 2063 в отношении МКД - <адрес> принято решение в соответствии с ч. 7 статьи 170 ЖК РФ о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Хабаровского края за периоды с 2014 по 2018 установлен Постановлениями Правительства Хабаровского края. На основании ст.ст. 153, 154, 158, 169 ЖК РФ у ответчиков в соответствии с долей в праве собственности за период с 01.09.2014 по 01.10.2018 образовалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, у Атрощенковой Р.Ф. – 10 777 рублей 21 коп.; у Атрощенкова А.Ф. – 10 777 рублей 21 коп. Указанные суммы истец просит взыскать с ответчиков, а также расходы по оплате государственной пошлины.
Определением мирового судьи от 16.09.2019 гражданские дела по искам НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» к Атрощенковой Р.Ф., Атрощенкову А.Ф. объединены в одно производство.
Решением мирового судьи судебного района «Центральный район г. Хабаровска» судебного участка № 28 от 10.10.2019 исковые требования удовлетворены частично, постановлено взыскать с Атрощенковой Риты Федоровны в пользу НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.11.2015 по 01.10.2018 в размере 8 231,16 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. Взыскать с Атрощенкова Александра Федоровича в пользу НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.11.2015 по 01.10.2018 в размере 8 231,16 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчики Атрощенков А.Ф., Атрощенкова Р.Ф. обратились с апелляционной жалобой, в которой ссылаются на то, что считают решение суда незаконным и необоснованным, судом при принятии решения применен закон не подлежащий применению в данном споре, нарушены нормы материального и процессуального права. Мировым судьей не установлено право НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» принудительно взыскивать через суд авансовые добровольные взносы на капитальный ремонт МКД с ответчиков. Право на сбор взносов у ответчика может возникнуть только после заключения договора. Расчет взносов произведен неверно. Просили решение мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
Ответчик Атрощенков А.Ф., представитель ответчика Тайкова Т.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель истца с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилась, просила решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик Атрощенкова Р.Ф. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагал возможным размаривать дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчики являются собственниками жилого помещения – <адрес>, по ? доли каждый.
В силу положений статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно нормам статьей 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу ст. 166 Жилищного кодекса РФ оказание и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного за счет взносов уплаченных собственниками помещений в МКД.
На основании части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 названного Кодекса.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении 8 календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ изложенной в постановлении от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Тем самым обеспечивается фактически индивидуально возмездный характер данных взносов, в связи с чем их установление Жилищным кодексом Российской Федерации само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с предписанием статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате ежемесячно вносов на капитальный ремонт у ответчиков как собственников жилого помещения возникла на основании закона, а доводы ответчиков о добровольности уплаты указанных взносов, отсутствии договорных отношений с региональным оператором основаны на неверном толковании закона.
В силу ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2013 № 479-пр «Об утверждении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 г.» с учетом дополнений Постановления Правительства Хабаровского края от 26.05.2014.№166-пр. многоквартирный <адрес> включен в региональную программу капитального ремонте общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 25.05.2014 № 2063 в отношении многоквартирного дома - <адрес> принято решение в соответствии с ч. 7 статьи 170 ЖК РФ о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В Хабаровском крае действует Закон Хабаровского края от 24.07.2013 N 296 "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края", который регулирует отношения в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Хабаровского края.
В силу ст. 7 указанного закона региональный оператор создается в целях создания условий для формирования фондов капитального ремонта, обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим законом, нормативными правовыми актами Правительства края.
На территории края создается один региональный оператор.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.09.2013 N 260-пр в целях создания условий для формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Хабаровского края учреждена некоммерческая организация в организационно-правовой форме - фонд с наименованием "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае".
В силу ст. ч. 1 ст. 171 Жилищного кодекса РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В суде первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиками, что уплата вносов на капитальный ремонт ответчиками в спорный период не производилась, имеется задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Размер минимального взноса на капитальный ремонт МКД, расположенных на территории Хабаровского края, установлен на 2016 г. Постановлением Правительства Хабаровского края от 10.07.2015 № 185-пр, на 2017 г. Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.05.2016 № 1655-пр, на 2018 г. Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2017 № 192-пр.
Расчет задолженности за период с 01.11.2015 по 01.10.2018 произведен судом правильно в соответствии с требованиями закона исходя из минимального размера вноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Хабаровского края в соответствующие периоды.
К периоду задолженности с 01.09.2014 по 31.10.2015 мировым судьей обоснованно применён срок исковой давности.
Мировой судья правильно пришел к выводу о том, что неисполнение обязанности по внесению платы на капитальный ремонт, возложенной законом на ответчиков, как собственников жилого помещения, противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем, заявленные истцом требования о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт обоснованными, а доводы ответчиков о том, что с ними должен быть заключен отдельный договор – несостоятельными, противоречащими действующему закону.
Ссылки ответчика Атрощенкова А.Ф. и его представителя на возраст ответчиков, как основание для признания оспариваемого решения мирового судьи незаконным быть приняты не могут, поскольку ни федеральные законы, ни законы Хабаровского края не содержат положений о льготах при уплате вносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах для лиц определённых возрастных групп.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что мировым судьей при принятии решения были правильно применены нормы материального права, судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем решение мирового судьи является законным и обоснованным.
Обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, явились предметом разбирательства суда первой инстанции при рассмотрении дела по существу, им дана верная оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного района «Центральный район г. Хабаровска» судебного участка № 28 от 10 октября 2019 г. по иску Некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» к Атрощенкову Александру Федоровичу, Атрощенковой Рите Федоровне о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме оставить без изменения, апелляционную жалобу Атрощенкова Александра Федоровича, Атрощенковой Риты Федоровны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Н.А. Чижова