Дело №12-137/2020
УИД 11RS0010-01-2020-001159-52
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судья Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми Баудер Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании в г.Сыктывкаре **.**.** ходатайство Гилевой Алины Игоревны на определение должностного лица ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару от **.**.** об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
установил:
Определением должностного лица ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару от **.**.** отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по факту дорожно-транспортного происшествия с участием автомобилей марки ... г.н. «...» под управлением Канева И.Н. и автомобиля марки ... г.н. ...», принадлежащего Гилевой А.И.
Не согласившись с определением, Гилева А.И. обратилась в суд с жалобой, считая неправомерным вывод должностного лица ГИБДД об отсутствии оснований для возбуждения в отношении Канева И.Н. дела об административном правонарушении по факту дорожно-транспортного происшествия. Одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу жалобы.
В судебное заседание Канев И.Н. при надлежащем извещении не явился.
ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару своего представителя для участия в деле не направило.
Судья счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Гилева А.И. в судебном заседании на заявлении о восстановлении срока на обжалование определения должностного лица ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару от **.**.** настаивала. Указала, что с определением была ознакомлена непосредственно сразу после его вынесения, т.е. **.**.**, его копию получила **.**.**. С жалобой она обратилась только **.**.**, поскольку не была осведомлена о сроках обжалования. Кроме того, ввиду действующего в этот период режима самоизоляции она не могла составить жалобу и подать жалобу в суд. Услугами почты она не воспользовалась, в почтовое отделение не обращалась. Полагает, что обжалуемое определение нарушает ее права, поскольку по факту дорожно-транспортного происшествия она обратилась в страховую компанию, однако в выплате страхового возмещения ей было отказано по тому основанию, что в справке, составленной **.**.** по факту дорожно-транспортного происшествия, указано на наличие у водителя Канева И.Н. договора ОСАГО. Между тем, из ответа страховщика следует, что гражданская ответственность Канева И.Н. при управлении автомобилем не была застрахована. По этому основанию заявитель лишена возможности получить страховое возмещение.
Заслушав объяснения Гилевой А.И., исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Начало процессуального срока на подачу жалобы исчисляется с даты получения копии постановления по делу об административном правонарушении лицом, привлекаемым к ответственности.
В силу части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации с 30.03.2020 по 30.04.2020 и с 06.05.2020 по 08.05.2020 на территории Российской Федерации установлены нерабочие дни.
Между тем, положения приведенных выше Указов Президента Российской Федерации в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 № 821 «О приостановлении личного приема граждан в судах», в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», приостановлен личный прием граждан в судах и рекомендовано подавать документы через электронные интернет-приемные судов или посредством почтовой связи, ограничена категория дел и материалов безотлагательного характера, подлежащих рассмотрению в указанный период, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения; о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни; об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста; об обеспечении иска и другие), дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным. Ограничен доступ в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов по делам, указанным в пунктах 3 и 4 настоящего постановления.
11.05.2020 истек срок действия Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. № 294 и Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 821. С 12.05.2020 деятельность судов осуществляется в полном объеме.
С учетом изложенного, нерабочие дни в период с 30.03.2020 по 30.04.2020 и с 06.05.2020 по 08.05.2020 включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.
Из материалов дела следует, что копию обжалуемого определения заявитель получила в день его вынесения, т.е. **.**.**, о чем свидетельствует подпись Гилевой А.И. на определении. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Жалоба на определение подана Гилевой А.И. в суд **.**.**, то есть за пределами установленного законодателем процессуального десятисуточного срока на обжалование акта, вынесенного по делу об административном правонарушении, который в данном случае истекал **.**.**.
В обоснование уважительности причин пропуска срока на подачу жалобу заявитель ссылается на то, что ввиду введения на территории Российской Федерации режима самоизоляции она не имела возможности своевременно подать жалобу.
Оценивая доводы Гилевой А.И. об уважительности причин пропуска процессуального срока, исхожу из нижеследующего.
Как отмечено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу объективных обстоятельств возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством восстановления процессуальных сроков (статья 112 ГПК РФ, статья 117 АПК РФ, статья 95 КАС РФ, статья 130 УПК РФ).
С учетом изложенного, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.
Законодательство об административных правонарушениях не содержит исчерпывающего перечня оснований для признания уважительными причин пропуска установленного срока для обжалования постановление по делу об административном правонарушении. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов.
По смыслу действующего законодательства пропущенный заинтересованным лицом срок обжалования может быть восстановлен лишь в случае, если он пропущен по уважительным причинам, к которым, в свою очередь, относятся обстоятельства, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам. Исходя из принципов действующего законодательства, согласно которым заинтересованное лицо должно иметь возможность рассмотрения своего дела в суде, при рассмотрении ходатайства о восстановлении процессуального срока судья должен тщательным образом исследовать все обстоятельства пропуска срока, а также доводы заявителя относительно уважительности причин такого пропуска.
Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении режима повышенной готовности» (далее по тексту – Указ) в целях повышения готовности органов управления, сил и средств Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к реагированию на возникновение возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Коми, с 00.00 часов 16 марта 2020 года для органов управления и сил Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим функционирования «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ».
Согласно п. 2.3 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 (ред. от 11.05.2020) «О введении режима повышенной готовности» (вместе с «Порядком передвижения лиц и транспортных средств на территории Республики Коми в период действия режима повышенной готовности, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки») граждане обязаны соблюдать постановления, предостережения и предложения должностных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми о нахождении в режиме изоляции на дому.
В силу п. 20 приведенного Указа Главы Республики Коми с 00.00 часов 31 марта 2020 г. до 24.00 часов 14 мая 2020 г. гражданам, проживающим и (или) временно находящимся на территории Республики Коми, предписано не покидать места проживания (пребывания), за исключением следующих случаев:
обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
следования к месту (от места) работы в организации;
осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Республики Коми, в случае если такое передвижение непосредственно связано с деятельностью организаций (в том числе деятельностью организаций, осуществляющих транспортные услуги и услуги доставки), работа которых не приостановлена настоящим Указом и иными нормативными правовыми актами;
следования к месту (от места) нахождения садовых или огородных земельных участков (далее - дача) с использованием личного транспорта, автомобильного транспорта общего пользования или такси;
следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Указом;
выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
выноса отходов до ближайшего места накопления отходов;
следование к месту охоты в случае, предусмотренном пунктом 20.2 настоящего Указа.
Таким образом, в период с 31.03.2020 по 14.05.2020 включительно на территории Российской Федерации действовали правовые режимы, ограничивающие свободное перемещение и нахождение граждан в публичных местах, государственных и иных учреждениях. Субъекты Российской Федерации вправе были устанавливать дополнительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Между тем, анализ приведенных выше актов, принятых в связи с угрозой распространением новой коронавирусной инфекции, а так же правовых норм, которыми урегулирована деятельность по оказанию почтовой связи на территории Российской Федерации, не позволяет сделать вывод о введении и действии в спорный период на территории Республики Коми ограничений в отношении получения гражданами услуг почтовой связи.
Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» устанавливает систему правовых гарантий формирования и эффективного функционирования почтовой связи на территории Российской Федерации в целях укрепления и развития взаимодействия участников экономических, социальных и политических отношений, реализации потребностей населения в услугах почтовой связи.
Согласно с ч. 1 ст. 3 данного Закона в соответствии со своим назначением почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности. Согласно части 2 указанной статьи почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.
В соответствии со ст. 5 названного Закона деятельность в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основе принципа доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею.
Наличие обстоятельств, объективно препятствовавших Гилевой А.И. подать жалобу в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара, которым обеспечивались в спорный период получение и обработка обращений граждан в установленном порядке, в течение десяти суток с момента получения копии обжалуемого определения, в том числе, в течение десяти суток с момента окончания ограничений, введенных на территории Российской Федерации в спорный период, и не зависящих от нее, по делу не установлено. Заявителем доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, не представлено.
С учетом изложенного доводы заявителя об уважительности причин пропуска процессуального срока нахожу необоснованными.
Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу об отсутствии оснований для восстановления Гилевой А.И. срока на подачу жалобы на определение должностного лица ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару от **.**.** об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Ходатайство Гилевой Алины Игоревны о восстановлении срока на обжалование определения должностного лица ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару от **.**.** об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставить без удовлетворения.
После вступления настоящего определения в законную силу возвратить Гилевой Алине Игоревне жалобу на определение должностного лица ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару от **.**.** об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в течение десяти суток с момента получения его копии.
Судья Е.В. Баудер