Дело №2-1093/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» марта 2019 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области
в составе судьи: Вербицкой Е.В.,
при секретаре: Доброквашиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты, действующего в интересах Российской Федерации, ГУ УПРФ в г. Шахты к Скачковой Елене Сергеевне, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученной пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Шахты, действующий в интересах Российской Федерации, ГУ УПРФ в г. Шахты, обратился в суд с настоящим исковым заявлением, ссылаясь на то, что Прокуратурой города на основании поручения Прокуратуры области проверена законность установления <данные изъяты> группы инвалидности Скачковой Е.С.
Установлено, что согласно справке и выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 № 1548634, выданных Бюро № 30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 12.05.2016г. Скачковой Е.С., 21.09.1982 г.р., установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России от 27.11.2018г. исх. № 02/11-5788 установлено, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе, используемой с января 2014 года при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Скачковой Е.С. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования Скачковой Е.С. также отсутствуют.
В МБУЗ «ЦГБ г. Гуково», согласно ответу на запрос от 20.11.2018г. № 945/1, Скачкова Е.С. за медицинской помощью не обращалась, в службу медико-социальной экспертизы не направлялась.
Таким образом, информация ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России и МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково свидетельствуют о непроведении в отношении Скачковой Е.С. медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», незаконности установления ей группы инвалидности.
Согласно представленным ГУ УПФР в г. Шахты сведениям Скачкова Е.С. за период с 12.05.2016г. по 31.12.2018г. получила страховую пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 404 017 руб. 17 коп.
Полученные сведения свидетельствуют о том, что Скачкова Е.С. не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России, и как следствие, знала об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ.
Просит признать недействительным с момента выдачи справку Бюро № 30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серия МСЭ-2015 № 1548634 от 12.05.2016г., выписку из акта медицинского освидетельствования серия МСЭ-2015 № 1548634 от 12.05.2016г. об установлении Скачковой Е.С., <дата>.р., <данные изъяты> группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания. Взыскать со Скачковой Е.С. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области незаконно полученные за период с 12.05.2016г. по 31.12.2018г. пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 404 017 руб. 17 коп.
Прокурор г. Шахты, действующий в интересах Российской Федерации, ГУ УПРФ в г. Шахты, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен.
Представитель УПФР в г. Шахты Ростовской области – Елисеева К.В., действующая на основании доверенности, не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Скачкова Е.С. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, извещенный о дате и времени судебного заседания, не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, указав, что полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. Сведениями о прохождении 12.05.2016г. Скачковой Е.С. медико-социальной экспертизы в бюро № 30 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России (г. Гуково) учреждение не располагает. Отсутствуют дело медико-социальной экспертизы (акт, протокол) Е.С. Скачковой, а также сведения о ней в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора г. Шахты, действующего в интересах Российской Федерации, ГУ УПРФ в г. Шахты к Скачковой Е.С., ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученной пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Скачковой Е.С. 12.05.2016г. установлена впервые <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности – общее заболевание, что подтверждается справкой серии МСЭ-2015 № 1548634, выданной Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области».
Согласно сведениям, представленным ГУ - УПФ по г. Шахты Ростовской области № 12038 от 09.11.2018г., Скачкова Е.С. с 12.05.2016г. получала страховую пенсию по инвалидности, и с 20.05.2016г. ежемесячные денежные выплаты в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил).
Согласно п. 3 Правил медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п. 7 Правил).
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Согласно абз. 2 п. 16 Правил (в редакции, на дату выдачи справки, то есть 12.05.2016г.) при этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. N 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. N 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п. 27 указанного порядка, на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение гражданина в медицинских организациях, проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.1 ст.9 указанного Федерального закона, право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно сведениям, представленным МБУЗ «Центральная городская больница» г. Гуково Скачкова Е.С. за медицинской помощью в МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково не обращалась, в службу медико-социальной экспертизы не направлялась.
Согласно ответа ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России № 02/11-5788 от 27.11.2018г. на запрос заместителя Прокурора г. Шахты о подтверждении факта освидетельствования, в том числе, Скачковой Е.С., в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе, используемой с января 2014 года при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Скачковой Е.С. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России нет. В связи с отсутствием дела медико-социальной экспертизы, проверить обоснованность предполагаемых решений о признании инвалидом и установлении соответствующей группы инвалидности не представляется возможным.
В нарушение положений статей 56 ГПК РФ каких-либо доказательств о прохождении медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 -филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Скачковой Е.С. не представлено.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Скачкова Е.С. не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 -филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в нарушение правил прохождения медицинского освидетельствования, с целью получения справки и пенсии по инвалидности, что является основанием для признания справки Бюро № 30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серия МСЭ-2015 № 1548634 от 12.05.2016г., выписку из акта медицинского освидетельствования серия МСЭ-2015 № 1548634 от 12.05.2016г. об установлении Скачковой Е.С., 21.09.1982г.р., 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания, недействительными.
Согласно сведениям, представленным Управлением Пенсионного фонда в г. Шахты Ростовской области сумма переплаты, выплаченной Скачковой Е.С. с 12.05.2016г. на основании справки МСЭ-2015 №1548634 составляет 404 017,17 руб.
В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Учитывая вышеизложенные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии законности выдачи справки серия МСЭ-2015 № 1548634 от 12.05.2016г и осведомленности Скачковой Е.С. об этом, поскольку проведение медико-социальной экспертизы носит заявительный характер и в соответствии с процедурой установленной законом.
Таким образом, проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания со Скачковой Е.С. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области незаконно полученных за период с 12.05.2016г. по 31.12.2018г. пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат в общей сумме 404 017 руб. 17 коп.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Шахты, действующего в интересах Российской Федерации, ГУ УПРФ в г. Шахты к Скачковой Елене Сергеевне, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученной пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат, удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справки Бюро № 30 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серия МСЭ-2015 № 1548634 от 12.05.2016г., выписки из акта медицинского освидетельствования серия МСЭ-2015 № 1548634 от 12.05.2016г. об установлении Скачковой Елене Сергеевне, <дата>.р., <данные изъяты> группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Взыскать со Скачковой Елены Сергеевны в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области незаконно полученные за период с 12.05.2016г. по 31.12.2018г. пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 404 017 руб. 17 коп.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2019 года.
Судья: Е.В. Вербицкая