Дело №2-411/2019 УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 июля 2019 года <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашкой Республики в составе:
председательствующего судьи Ярусовой А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4,
представителя ответчика – директора МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, Отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением (с последующим уточнением) к МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, Отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики об обязании устранить нарушения требований противопожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- в здании котельной учреждения установить автоматическую пожарную сигнализацию,
- обеспечить в учреждении уровень звука сигнала СОУЭ в допустимых нормах (не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя),
- обеспечивать для срабатывания АПС не менее 2-х извещателей,
- пожарный резервуар учреждения установить на расстоянии менее 200 метров от здания школы,
- помещения различных классов функциональной пожарной опасности разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (помещения буфета и гладильной с коридором школы),
- обеспечить отделку стен на путях эвакуации в лестничных клетках и общих коридорах учреждения из материалов в соответствии с требованиями и нормами пожарной безопасности.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики совместно с ОНД и ПР по Моргаушскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике во исполнение поручения прокуратуры республики на предмет исполнения законодательства при организации детского отдыха проведен осмотр здания МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- отсутствует проектная документация на автоматическую пожарную сигнализацию (в нарушение ч.1 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»),
- в здании котельной отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (в нарушение Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»),
- звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения (в нарушение п.4.1 СП 3.13130.2009),
- срабатывание АПС происходит от одного пожарного извещателя (в нарушение п.14.1 СП 5.13130.2009),
- пожарный резервуар расположен на расстоянии более 200 м от здания (п.9.30 СНиП 2.04.02-84*),
- части помещений различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (помещения буфета и гладильной с коридором школы) (в нарушение п.7.4 СНиП 21-01-97*),
- на путях эвакуации для отделки стен в лестничных клетках, общих коридорах применен материал высокой пожарной опасностью (в нарушение п.6.25* СНиП 21-01-97*),
- не все огнетушители имеют паспорт завода-изготовителя (в нарушение п.475 ППР в РФ).
По данному факту прокуратурой района в адрес МБОУ «<адрес> СОШ» было внесено представление об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №. Из ответа учреждения следует, что только 2 вышеперечисленных нарушений устранены (огнетушители не имеющие паспорта заменены на новые и разработан проект автоматической охранно-пожарной сигнализации), однако остальные нарушения до настоящего времени не устранены в связи с отсутствием финансирования.
В судебном заседании старший помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4 поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – директор МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора признал, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представителя ответчика - Отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО6 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель третьего лица – администрации Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, в направленном суд отзыве просил рассмотреть дело без их участия.
Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке
Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в числе прочего, относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ).
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) определено, что настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
На основании ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, 22.07.2008 принят Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ).
В силу п.20 ст.2 Федерального закона №123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Согласно п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (ч.3 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ).
Приказом МЧС России от 25.03.2009 №171 утвержден СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2009).
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №173 утвержден СП 3.13130.2009 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
В соответствии с п.4.1 данного СП звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №175 утвержден СП 5.13130.2009 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
В соответствии с п.14.1 указанного СП формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения, или дымоудаления, или оповещения, или инженерным оборудованием должно осуществляться при срабатывании не менее двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме «И».
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/14 утвержден свод правил «СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
Согласно п.9.30 указанного свода правил пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при наличии автонасосов - 200 м;
при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.32.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997г. №18-7 приняты и введены в действие государственные строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Согласно п.7.4 указанных государственных строительных норм и правил части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В соответствии с п.6.25* указанных государственных строительных норм и правил в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.
Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п.1 Правил, настоящие правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 475 Правил предусмотрено, что каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь паспорт завода-изготовителя и порядковый номер.
Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой.
Согласно ч.1 ст.83 Федерального закона №123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Судом установлено, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики по поручению Прокуратуры Республики совместно с ОНД и ПР по Моргаушскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике проведена проверка исполнения законодательства в области противопожарной безопасности при организации детского отдыха в МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
- отсутствует проектная документация на автоматическую пожарную сигнализацию,
- в здании котельной отсутствует автоматическая пожарная сигнализация,
- звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения,
- срабатывание АПС происходит от одного пожарного извещателя,
- пожарный резервуар расположен на расстоянии более 200 м от здания,
- части помещений различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (помещения буфета и гладильной с коридором школы),
- на путях эвакуации для отделки стен в лестничных клетках, общих коридорах применен материал высокой пожарной опасностью,
- не все огнетушители имеют паспорт завода-изготовителя.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой по результатам обследования здания (помещения) МБОУ «Москакасинская СОШ» (л.д. 4).
Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
По факту выявленных нарушений прокурором Моргаушского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики внесено представление об устранении нарушений в сфере пожарной безопасности.
Из ответа МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что с целью устранения нарушений в сфере пожарной безопасности МБОУ «<адрес> СОШ» приняты следующие меры:
1) разработан рабочий проект автоматической охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (приложение 1),
2) огнетушители оснастили паспортами завода-изготовителя в необходимом количестве,
3) при проведении косметического ремонта в июле месяце текущего года на путях эвакуации в лестничных клетках и общих коридорах будет применен материал низкой пожарной опасности,
4) в настоящее время в бюджете школы не предусмотрены финансовые средства на проводку автоматической пожарной сигнализации в здании котельной, усиление звукового сигнала СОУЭ, реконструкцию имеющегося пожарного водоема.
Однако после поступления средств на указанные цели, будут заключены соответствующие договора и устранены имеющиеся нарушения.
За ненадлежащее исполнение обязанностей в сфере пожарной безопасности ФИО1, завхоз школы, привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, по результатам рассмотрения представления до настоящего времени не принято действенных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии с абзацем 5 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Бездействие МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики при обеспечении пожарной безопасности в учреждении нарушает права неопределенного круга лиц, что гарантировано ст.41 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики является бюджетным учреждением, созданным муниципальным образованием Моргаушский район Чувашской Республики.
Согласно п.1.1, 1.5 Положения об Отделе образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики Отдел является отраслевым органом администрации Моргаушского района Чувашской Республики, осуществляющим управление в сфере образования в пределах своей компетенции и является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.
В силу статей 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следовательно у главного распорядителя бюджетных средств - отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающее угрозу его нарушения.
Предъявление искового заявления прокурором вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Непринятие мер МБОУ «<адрес> СОШ», отделом образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики по выполнению мероприятий по пожарной безопасности, ставит в опасность жизнь и здоровье как персонала, так и обучающихся в ней лиц, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности, в том числе в случае совершения террористических актов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеизложенные нормы права, учитывая, что при рассмотрении дела было установлено нарушение МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, Отделом образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики требований пожарной безопасности в здании школы, при этом доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора.
В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий, суд полагает возможным в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, определить срок исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ. Суд считает указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики и Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес> а именно:
- в здании котельной учреждения установить автоматическую пожарную сигнализацию,
- обеспечить в учреждении уровень звука сигнала СОУЭ в допустимых нормах (не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя),
- обеспечивать для срабатывания АПС не менее 2-х извещателей,
- пожарный резервуар учреждения установить на расстоянии менее 200 метров от здания школы,
- помещения различных классов функциональной пожарной опасности разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (помещения буфета и гладильной с коридором школы),
- обеспечить отделку стен на путях эвакуации в лестничных клетках и общих коридорах учреждения из материалов в соответствии с требованиями и нормами пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Н. Ярусова