Гражданское дело № 2-5693/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2019 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.
при секретаре Миногиной А.В.,
с участием представителя истца Кирюшина Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горохов В.А. к Управлению жилищно -коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга о признании пункта муниципального контракта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга (заказчик) (в дальнейшем организация переименована на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга) и Горохов В.А. (поставщик) заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 8.4 контракта, в случае возникновения споров и разногласий по настоящему контракту и в связи с ним стороны примут меры к их разрешению в Арбитражном суде Оренбургской области. Однако данный пункт контракта не несет в себе правовое основание, а именно в данном случае стороны договора применили норму права не соответствующую своей правовой природе, тем самым нарушили требование закона. Истец считает, что п. 8.4 контракта является недействительным по следующим основаниям. Из смысла арбитражного процессуального законодательства следует то, что определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав, предмет спора, экономический характер требования. Из муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения (квартиры) для предоставления по договору социального найма отдельным категориям граждан, следует, что договор заключался между муниципальной организацией и физическим лицом Горохов В.А. Согласно акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 85,1 кв.м (без учета лоджий, балконов, террас и вспомогательных посещений) из них жилая площадь 70,8 кв.м передавалось Горохов В.А. в муниципальную собственность города Оренбурга и в оперативное управление Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена норма, согласно которой в случае возникновения спора его разрешение возможно в арбитражном суде Российской Федерации, поскольку поставщиком является физическое лицо, а не организация, тем самым при заключении данного пункта договора стороны не верно применили норму права, что влечет за собой признание п. 8.4 контракта недействительным. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 3, 28, 131, 132 ГПК РФ, просил суд признать пункт 8.4 муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между управлением жилищной политики администрации города Оренбурга и Горохов В.А. недействительным.
Определением Центрального районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица была привлечена администрация г.Оренбурга.
Истец Горохов В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив письменное заявление.
Представитель истца Кирюшина Н.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив письменные заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее представив муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснив, что иных контрактов с истцом не заключалось, по заявленному договору споры разрешались в арбитражном суде и просила принять во внимание.
Третье лицо администрация г. Оренбурга извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайств не представил.
Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, огласив исковое заявление, заслушав представителя истца, изучив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
По смыслу данных законоположений свобода договора означает свободу волеизъявления стороны договора на его заключение на определенных сторонами условиях. Стороны договора по собственному усмотрению решают вопросы о заключении договора и его содержании, обязаны исполнять договор надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
По смыслу статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1).
Статья 434 ГК РФ гласит, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга (заказчик) и Горохов В.А. (поставщик) заключен муниципальный контракт №.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязуется поставить принадлежащее ему жилое помещение (благоустроенную трехкомнатную двухуровневую квартиру), пригодную для постоянного проживания (отвечающую установленным санитарным и техническим правилам и нормам), с выполненной внутренней отделкой, установкой сантехнического оборудования, расположенную по следующему адресу: <адрес>, общей площадью 85,1 кв.м (без учета лоджий, балконов, террас, и иных вспомогательных помещений), согласно техническому заданию (IV. Техническая часть документации об электронном аукционе), для предоставления по договору социального найма отдельным категориям граждан, а заказчик оплатить и принять в муниципальную собственность города Оренбурга и в оперативное управление Управления жилищной политики администрации города Оренбурга вышеуказанное жилое помещение (квартиру) (далее - имущество).
В силу статьи 2.1 контракта цена приобретаемого заказчиком имущества по настоящему контракту установлена на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № от ДД.ММ.ГГГГ, и составляет 2 675 542,32 рублей. Источник финансирования - субсидии бюджета Оренбургской области.
Пунктом 3.5 контракта предусмотрено, что требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара (устанавливаются заказчиком при необходимости): гарантийные сроки на конструктивные элементы жилых помещений (квартир) и их монтаж - в течение 5 (пяти) лет, на использованные материалы и установленное оборудование - в соответствии со сроками, установленными производителями. Гарантийные сроки на товар, материалы и оборудование исчисляются с момента начала эксплуатации.
Гарантийные обязательства не распространяются на случаи, не относящиеся к гарантии, а именно: нарушение правил эксплуатации жилищного фонда, в том числе инженерных систем, бесхозность, либо действия третьих лиц, либо события непреодолимого характера, а также на комплектующие, которые подвержены нормальному износу в процессе эксплуатации, и другие комплектующие, на которые в соответствии с обязательными требованиями ГОСТов гарантия не предоставляется.
В пункте 4.1 контракта стороны определили обязанности поставщика, так согласно подпункту 4.1.1 контракта поставщик обязан передать заказчику имущество, являющееся предметом настоящего контракта, в пригодном для жилья состоянии, укомплектованное санитарно-техническим, электро- и иным оборудованием и не обремененное задолженностями по налогам и сборам, квартплате, коммунальным платежам, оплате электроэнергии, абонентской плате за телефон и междугородние телефонные переговоры, по акту приема- передачи (приложение №) в течение 30 дней с момента подписания контракта.
В подпункте 6.3.2 контракта стороны определили, что за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом поставщик выплачивает заказчику штраф в размере 267 554 руб. 23 коп.
Настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7.1 контракта).
В соответствии с пунктом 8.4 контракта, в случае возникновения споров и разногласий по настоящему контракту и в связи с ним стороны примут мены к их разрешению в Арбитражном суде Оренбургской области.
Из материалов дела следует, что муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, заключен по волеизъявлению обеих сторон, при этом стороны приняли на себя обязательства по исполнению муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, каждая сторона приняла на себя риск по его исполнению.
Муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный межу истцом и Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга содержит все существенные условия, заключен в письменной форме, с условиями муниципального контракта истец был ознакомлен, о чем свидетельствует его собственноручная подпись.
А именно, муниципальным контрактом подтверждается, что истец непосредственно совершал все юридически значимые действия, результатом которых явилось заключение муниципального контракта, поставка жилого помещения и получения денежных средств.
Истец знал о существе договора и его правовых последствиях, сознательно его заключила. Содержащиеся в договоре условия предусмотрены законом, согласуются с волей истца. В тексте договора его условия отражены совершенно определенно и ясно, ошибиться в толковании его содержания, учитывая ясность изложения его текста, невозможно.
При обращении в суд с требованием о признании пункта 8.4 муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, истец указывает на то обстоятельство, что договор заключался между муниципальной организацией и физическим лицом Горохов В.А., законодательством Российской Федерации не предусмотрена норма, согласно которой в случае возникновения спора его разрешение возможно в арбитражном суде Российской Федерации, поскольку поставщиком является физическое лицо, а не организация, тем самым при заключении данного пункта договора стороны не верно применили норму права, что влечет за собой признание п. 8.4 контракта недействительным.
На основании пункта 8 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ, а также иные законы в части, не урегулированной настоящим параграфом.
Статьей 526 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В силу ст. 763 ГК РФ, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.
По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно ст. 765 ГК РФ, основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 527 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Статья 528 ГК РФ определяет порядок заключения государственного или муниципального контракта.
Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.
Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.
Протокол разногласий по условиям государственного или муниципального контракта либо отказ от заключения государственного или муниципального контракта в соответствии с пунктом 2 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации истец в адрес ответчика не направлял, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
А именно из представленных документов следует, что истец, подписав муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ согласился со всеми условиями и принял на себя все обязательства по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, каких-либо возражений либо не согласия или отказа от заключения муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ не изъявлял как не письменном, так не при исполнении настоящего контракта начиная с ДД.ММ.ГГГГ даты его подписании и до окончания сроков действия договора, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что доказательств, объективно свидетельствующих о не верном применении норм права при заключении муниципального контракта истцом представлено не было.
Так же в материалы дела не представлено муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга (заказчик) и Горохов В.А. (поставщик) пункт которого оспаривает истец.
В связи с изложенным, суд отказывает в удовлетворении требований Горохов В.А. о признании пункта 8.4 муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Кроме того, по общему правилу арбитражного судопроизводства, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика (статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, арбитражное процессуальное законодательство предусматривает исключения из этого правила - подсудность по выбору истца (статья 36 Кодекса), договорная подсудность (статья 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), исключительная подсудность (статья 38 Кодекса).
Согласно статье 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подсудность, установленная статьями 35 и 36 Кодекса, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству (договорная подсудность).
В соответствии с пунктом 8.4 контракта, в случае возникновения споров и разногласий по настоящему контракту и в связи с ним Стороны примут мены к их разрешению в Арбитражном суде Оренбургской области.
Следовательно, при заключении названного контракта стороны определили договорную подсудность рассмотрения споров.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга к ИП Горохов В.А. о взыскании денежной суммы и устранении недостатков по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены частично.
Суд, с учетом вышеизложенного и принимая во внимание ч. 3 ст. 61 ГПК РФ, полагает, что заявленные требования являются необоснованными и подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горохов В.А. к Управлению жилищно –коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга о признании пункта 8.4 муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Гончарова Е.Г.
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2019 года.