Дело № 2а-294/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2019 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Чориной Е.Н.,
при секретаре Зябловой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула к Гладышеву Павлу Ивановичу о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2016 год в размере 4105, 51 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула обратилась в Чемальский районный суд Республики Алтай с иском к Гладышеву П.И. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2016 год в размере 4105, 51 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что согласно сведениям, полученным от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов технической инвентаризации, Гладышев Павел Иванович является собственником имущества – иные строения, помещения и сооружения, адрес: 656004, Россия, <адрес>, кадастровый №, площадь 391,10, дата регистрации права 29.12.2004. Должнику было направлено налоговое уведомление № 45371834 от 11.09.2017 об уплате налога на имущество физических лиц за 2014, 2016, сумма исчисленного налога на имущество составила 677137 рублей. Налогоплательщику было выставлено требование об уплате налога 15.12.2017 № 9188 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в отношении имущества – иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, однако в срок, установленный в требовании для добровольной уплаты, а именно до 07.02.2018 г. За период 2014, 2016 г.г. за Гладышевым П.В. числилась задолженность в размере 17696 рублей. По состоянию на 01.12.2017 налог на имущество по данному объекту за 2014 год погашен в полном объеме (5574 рублей), за 2016 год частично в размере 8016 рублей 49 копеек. В 2016 году размер коэффицента – дефлятора составлял 1,329 рублей. Налоговая база = инвентаризационная стоимость 2020271 х 1:3 х 1.8 х 12/12 = 12122 руб. = 8016 рублей 49 копеек = 4105 рублей 51 копейка. 16.04.2019 г. мировым судьей судебного участка Чемальского района Республики Алтай по заявлению налогоплательщика был отменен судебный приказ налогового органа о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогу имущества физических лиц 2016. В связи с изложенным, административный истец просит удовлетворить заявленные им требования.
В судебное заседание административный истец представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил.
В судебное заседание административный ответчик Гладышев П.И. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен по известному суду месту жительства, однако конверты вернулись в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статьей 17 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) предусмотрено, что Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (п. 9 ч. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ч.2).
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 2003-1 от 09.12.1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» - плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с п.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Как следует из сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица Гладышева Павла Ивановича, последний в своей собственности имеет объект недвижимости, относящийся к категории иные строения, помещения, сооружения, кадастровый №, адрес: 656004, Россия, <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве 1/3.
Согласно п. 1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 15 НК РФ, налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
На основании п.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, административным истцом исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 г. – иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, кадастровый №, стоимость в 2016 г. 2020272 р., доля в праве 1/3, налоговая ставка 1,80, количество месяцев 12/12, который составил 12122 рубля. Налог частично погашен в размере 8016 рублей 49 копеек, в 2016 году размер коэффицента – дефлятора составлял 1,329, в связи с чем, задолженность составила 4105, 51 рублей.
Гладышеву П.И. направлено требование № 9188 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 15 декабря 2017 года в сумме 17696,00 рублей, установлен срок для исполнения требования до 07 февраля 2018 года. Налогоплательщику Гладышеву П.И. через личный кабинет налогоплательщика также направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц в размере 4105,51 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, поскольку общая сумма недоимки превышает 3000 рублей, срок подачи в суд общей юрисдикции заявления о взыскании налоговым органом составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования № 9188, установленного в нем до 07.02.2018 года. С настоящим заявлением административный истец обратился 11.10.2019 года, что следует из штампа на почтовом конверте.
При этом суд учитывает, что налоговый орган определением мирового судьи судебного участка Чемальского района от 16.04.2019 г. восстановлен пропущенный срок на подачу возражения относительно исполнения судебного приказа, отменен судебный приказ мирового судьи Чемальского района № 2а-75/2018 от 19 июля 2018 года по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула о взыскании с Гладышева П.И. задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 17 696 рублей 00 копеек, пени в сумме 63 рубля 27 копеек, государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Чемальский район» в сумме 355 рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализируя представленные административным истцом документы, судом установлено, что налоговым органом соблюден срок обращения в суд.
Налоговые требования об уплате налога, предъявленные должнику, суд находит соответствующими требованиям ст.ст. 52, 70 Налогового кодекса, направленными в порядке, предусмотренном законом, и подлежащими исполнению. Административным ответчиком сведений об обжаловании требования об уплате налога и пени в соответствии со ст. 137 Налогового кодекса РФ не представлено.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гладышев П.И. владеет на праве собственности указанным выше имуществом, и применительно к положениям ст. 400, ст. 401 НК РФ является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с чем должен был самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога.
Расчет взыскиваемого платежа судом проверен и признан верным. Оснований для освобождения от исполнения обязанности по уплате налога судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд признает административные исковые требования налогового органа правомерными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 103, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика Гладышева П.И. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, составляющая на основании п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, 400 рублей 00 копеек, от уплаты которой в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ налоговый орган освобожден.
Таким образом, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула к Гладышеву Павлу Ивановичу о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2016 год в размере 4105, 51 рублей удовлетворить.
Взыскать с Гладышева Павла Ивановича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула задолженность по налогу на имущество за 2016 год в размере 4105 рублей 51 копеек.
Взыскать с Гладышева Павла Ивановича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.Н. Чорина
Мотивированное решение суда составлено 17 декабря 2019 года.