Решение по делу № 8а-2027/2020 [88а-3094/2020] от 12.03.2020

Дело № 2а-1008/2019

88а-3094/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток                                             10 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.,

судей Зайцевой О.А., Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Юдиной Н.В. на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 12 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2019 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Борисова А.В. к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения представителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Тишера А.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, административного истца Борисова А.В. и его представителя Сазонова Д.М., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Борисов А.В. обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье») об оспаривании решения от 13 мая 2019 года № 2370 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о принятии его на указанный учет.

В обоснование заявленных требований Борисов А.В. указал, что он проходил военную службу по контракту, уволен из вооруженных сил приказом от 10 мая 2018 года по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении на момент увольнения превысила 18 лет 4 месяца. В рапорте на увольнение от 5 апреля 2018 года он выразил свое согласие на увольнение с условием последующего его обеспечения жилым помещением.

13 мая 2019 года ФГКУ «Востокрегионжилье» приняло решение об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что он по своему усмотрению распорядился ранее полученным от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением, оставив его бывшим членам семьи.

Данное решение он считает незаконным. В период прохождения военной службы ему на основании договора найма от 29 декабря 2008 года на состав семьи 4 человека была предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В дальнейшем он неоднократно переводился на новое место военной службы без обеспечения его другим жильем. В связи с этим его супруга и несовершеннолетние дети продолжили проживать в квартире в <адрес>. Брак с супругой был расторгнут в судебном порядке 20 декабря 2012 года. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2011 года № 2025 жилищный фонд в <адрес> был передан в муниципальную собственность. Решением суда от 19 февраля 2013 года за бывшей супругой признано право пользования занимаемым жилым помещением на основании договора социального найма, а 21 ноября 2013 года бывшая супруга приватизировала квартиру на себя и детей. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что им не совершались действия по намеренному отчуждению служебного жилья из ведения Министерства обороны Российской Федерации, данным жильем он не распоряжался. В настоящее время он жильем не обеспечен, зарегистрирован при войсковой части.

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 12 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2019 года, административный иск Борисова А.В, удовлетворен, отказ ФГКУ «Востокрегионжилье» в принятии Борисова А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, от 13 мая 2019 года № 2370 признан незаконным, на ФГКУ «Востокрегионжилье» возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Борисова А.В. на указанный учет.

Удовлетворяя требования административного истца, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что согласие Борисова А.В. на проживание семьи в служебной квартире после его убытия к новому месту службы, по которому он не был обеспечен служебным жильем либо жильем по договору социального найма, нельзя расценивать как распоряжение ранее полученной служебной квартирой. В последующем возврат служебного жилья в ведение органов военного управления был невозможен по обстоятельствам, независящим от Борисова А.В.

27 февраля 2020 года представителем административного ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» Юдиной Н.В. через Кировский районный суд г. Хабаровска подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 12 марта 2020 года.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 12 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2019 года в связи с неправильным применением судами норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Борисова А.В.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что в период прохождения военной службы Борисов А.В. был обеспечен служебным жилым помещением, которое в последующем было приватизировано его бывшей супругой и детьми. Условием реализации права военнослужащего на жилье по избранному месту жительства является сдача жилого помещения, которое предоставлялось военнослужащему в период прохождения военной службы. Борисов А.В. по своему усмотрению распорядился полученным ранее от государства жилым помещением, не может его сдать в установленном порядке, поэтому он не вправе требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Положениями абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункту 1 данных Правил признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается), к которому прилагаются необходимые документы (пункт 3 Правил).

В силу пункта 11 указанных Правил военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 6 названных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, в том числе уволенные по состоянию здоровья.

Согласно пункту 7 указанных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Как следует из материалов административного дела, Борисов А.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. На основании договора найма служебного жилого помещения от 29 декабря 2008 года № 94 Борисову А.В. на состав семьи (он, жена – ФИО1, сын – ФИО2, сын – ФИО3) была предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

В последующем Борисов А.В. выехал из указанной квартиры в связи с направлением к новому месту службы, в служебном жилом помещении остались проживать его супруга и дети.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2011 года № 2025 прекращено право оперативного управления ФГУ «Восточная КЭЧ района» Минобороны России на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который передан в собственность муниципального образования городское поселение «Рабочий поселок Переяславка» муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

20 декабря 2012 года брак между супругами Борисовыми прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № 56 района имени Лазо Хабаровского края от 19 ноября 2012 года.

Решением суда района им. Лазо Хабаровского края от 19 февраля 2013 года за Борисовой А.М. признано право пользования по договору социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>.

26 августа 2013 года Борисов А.В. снят с регистрационного учета по указанному адресу и с 29 октября 2013 года зарегистрирован по адресу: <адрес>

На основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 17 октября 2013 года квартира, расположенная по адресу: <адрес>, перешла в собственность ФИО1, ФИО2, ФИО3

Согласно уведомлению ФГКУ «Востокрегионжилье» от 14 марта 2018 года Борисов А.В. по месту прохождения службы в войсковой части <адрес> с 2 августа 2016 года включен в список на предоставление служебных жилых помещений составом семьи 1 человек.

5 апреля 2018 года и 12 апреля 2018 года Борисов А.В. обратился к командованию с рапортами об увольнении с военной службы с зачислением в запас в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе. В данных рапортах Борисов А.В. указал, что жильем не обеспечен, признан нуждающимся в получении жилого помещения с 14 марта 2018 года, согласен на получение жилищной субсидии. Согласно листу беседы от 12 апреля 2018 года Борисов А.В. дал свое согласие на увольнение с военной службы с оставлением его в списках очередников на получение жилого помещения.

Как следует из представления командира войсковой части 42838, Борисов А.В. на момент увольнения с военной службы жилой площадью по нормам действующего законодательства не обеспечен, признан нуждающимся в получении жилого помещения 14 марта 2018 года.

Согласно выпискам из приказов командующего 11 армией Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (по личному составу) от 10 мая 2018 года № 104, командира войсковой части 42838 (по строевой части) от 14 мая 2018 года № 78-К старший прапорщик Борисов А.В. уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья, с 17 июня 2018 года исключен из списков личного состава воинской части; выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 4 месяца; жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам.

8 августа 2018 года Борисов А.В. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства - г. Хабаровск, формой обеспечения – жилищная субсидия.

По результатам повторного рассмотрения указанного заявления решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от 13 мая 2019 года № 1370 Борисову А.В. отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, поскольку, выехав из ранее предоставленного служебного жилого помещения и оставив его бывшим членам семьи, Борисов А.В. не может его сдать уполномоченному органу, а поэтому не имеет права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Проверяя законность указанного решения, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что, поскольку предоставленное Борисову А.В. служебное жилое помещение Министерством обороны Российской Федерации было предано в муниципальную собственность, в связи с чем его возврат в ведение органа военного управления невозможен по независящим от административного истца причинам, указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в принятии Борисова А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Доводы кассационной жалобы правильность указанных выводов судов не опровергают, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

По делу установлено и административным ответчиком не оспаривалось, что заявитель в связи убытием к новому месту службы выехал из служебной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> брак с ФИО1, оставшейся проживать в указанном жилом помещении расторгнут. Данное обстоятельство согласно положениям частей 2, 3 стать 101 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на расторжение Борисовым А.В. договора найма служебного жилого помещения и фактическое освобождение им такового.

Сам по себе выезд военнослужащего из служебного жилого помещения не является основанием для прекращения права собственности государства на такое жилое помещение и (или) других вещных прав (оперативного управления, хозяйственного ведения) переданных государством уполномоченному органу. Этот факт не порождает каких-либо ограничений в правах принадлежащих собственнику служебного жилого помещения и (или) уполномоченному им наймодателю. Без их соответствующего волеизъявления оставшиеся проживать в таком помещении граждане не могут повлиять на изменение статуса этого жилого помещения и пользуются им, как указано в части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по правилам, предусмотренным частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 - 4 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доказательств, свидетельствующих о том, что в результате действий и (или) бездействия Борисова А.В. указанная служебная квартира выбыла из собственности государства и (или) уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации утратил право оперативного управления (хозяйственного ведения) этим жилым помещением, материалы дела не содержат.

Таким образом, требования закона об освобождении служебного жилого помещения при расторжении договора найма административным истцом выполнены. При этом действующее законодательство не возлагает на военнослужащего обязанностей по выселению из служебного жилого помещения бывших членов его семьи.

Из положений статей 1, 124 - 125, 209 - 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник жилого помещения, в том числе Российская Федерация, осуществляет свои права своей волей и в своем интересе, действуя по своему усмотрению в отношении этого помещения, но в соответствии с его назначением и пределами его использования, установленными Жилищного кодекса Российской Федерации, и при этом несет бремя его содержания.

Следовательно, разрешение вопросов, связанных с возможностью проживания в служебном жилом помещении бывших членов семьи военнослужащего, зависит от волеизъявления собственника такого помещения и (или) уполномоченного им органа.

Однако из материалов дела усматривается, что уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации после фактического выезда из указанной квартиры Борисова А.В. и до передачи ее в муниципальную собственность каких-либо действий, направленных на ее освобождение от лиц, не имеющих права пользования служебным жилым помещением ведомственного фонда, не предпринимал.

Изложенное указывает на то, что выезд Борисова А.В. из занимаемой им ранее служебной квартиры не может служить основанием для отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

При таких обстоятельствах решение ФГКУ «Востокрегионжилье» от 13 мая 2019 года № 2370 об отказе в принятии Борисова А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, требованиям закона не соответствует и нарушает жилищные права административного истца, поэтому суды обосновано удовлетворили заявленные им требования.

При разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения Кировского районного суда г. Хабаровска от 12 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2019 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 12 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8а-2027/2020 [88а-3094/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисов Алексей Владимирович
Ответчики
ФГКУ "Востокрегионжилье"
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зиганшин Игорь Камильевич
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
29.04.2020Судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
10.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее