72RS0013-01-2020-000546-13
Дело № 2а-1506/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 05 марта 2020 года
Судья Калининского районного суда города Тюмени Бойева С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административном иску ИФНС России по г.Тюмени №1 к Мальцеву Андрею Александровичу о взыскании задолженности пени за 2016 год,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №1 обратилась с административным иском к Мальцеву А.А. о взыскании задолженности за несвоевременную оплату транспортного налога за 2016 год, мотивируя требования тем, что на основании сведений, представленных МРЭО ГИБДД при ГУВД ТО ответчик имел на праве собственности с 16.06.2011г. по 06.06.2012г. автомобиль легковой, марки –SUV T11, государственный регистрационный знак №, 2011г.в., c 19.06.2012г. по 06.10.2015г. автомобиль легковой, марки ВОЛЬВО ХС70, государственный регистрационный знак №, 2012г.в., с 21.08.2014г. имеет автомобиль легковой, марки ВОЛЬВО ХС60, государственный регистрационный знак №, 2014г.в., которые являются объектом налогообложения. Налогоплательщику начислен транспортный налог за 2016, 2017г.г. в размере по 11825,00 руб.. 25 сентября 2019 года задолженность по налогу за 2016-2017гг. погашена. В связи с тем, что транспортный налог за 2016 год в установленный срок не уплачен, Мальцеву А.А. начислены пени в размере 651,26 руб. В связи с неуплатой налога в установленные сроки в адрес ответчика направлено требование №98208 от 04.09.2018г, которое не исполнено. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №7 Калининского судебного района г. Тюмени от 17 июля 2019 года, отменен 02.08.2019г., в связи с возражениями ответчика. Поскольку до настоящего времени задолженность не погашена, административный истец просит взыскать с Мальцева А.А. задолженность за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016г. в размере 651,26 руб..
Определением суда от 31 января 2020 года административное дело по иску ИФНС России по г.Тюмени №1 возбуждено в порядке упрощенного производства, разбирательство по делу назначено на 05.03.2020г..
В соответствии с пп.3 ч.1 ст.291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
В возражениях на иск, представленных суду в письменном виде административный истец не возражает против применения упрощенного производства и указывает на то, что транспортный налог за 2016г. в сумме 11825,00 руб. им уплачен своевременно 21.11.2017г., что подтверждается распечаткой о выполненных платежах, а потому пени начислены не законно. Кроме того, 10 декабря 2018 года решением Калининского районного суда г.Тюмени в удовлетворении исковых требований ИФНС России по г. Тюмени №1 к Мальцеву А.А.о взыскании пени по транспортному налогу в размере 6485,86 руб. было отказано.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности с 21.08.2014г. принадлежит легковой автомобиль, марки ВОЛЬВО ХС 60, государственный регистрационный знак №, 2014 г.в.. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено, установленные судом обстоятельства не опровергнуты.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст.358 Налогового Кодекса РФ, автомобили являются объектом налогообложения.
Налогоплательщиками транспортного налога (ст.357 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
При этом, ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты на территории Тюменской области регулируются Законом Тюменской области № 93 от 19 ноября 2002 года «О транспортном налоге».
В соответствии со ст.409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с указанными требованиями законодательства, налоговым органом административному ответчику Мальцеву А.А. за 2016 год начислен транспортный налог в размере 11825,00 руб., о чем ответчику направлено налоговое уведомление №4326689 02.07.2017 (л.д.8).
Срок уплаты вышеуказанного налога установлен не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим периодом (не позднее 01.12.2017 по налоговому уведомлению).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст.69 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование №98208 от 04.09.2018 года со сроком исполнения до 26 ноября 2018 года (л.д.7).
В связи с тем, что налог не был уплачен в установленный срок, Мальцеву А.А. в порядке ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены пени по транспортному налогу в размере 651,26 руб. за период с 02.12.2017 по 25.03.2018г. в размере 651,26 руб. с учётом внесенных платежей.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Кроме того, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, от 17 февраля 2015 года N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Кроме того, административный ответчик в отзыве на иск указывает на то, что транспортный налог за 2016г. в сумме 11825,00 руб. им уплачен своевременно и в полном объеме 21.11.2017г., что подтверждается распечаткой о выполненных платежах ПАО «Запсибкомбанк». Доказательств того, что спорный налог уплачен в иной срок в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок подачи заявления о взыскании задолженности по налогам и пени по состоянию на 04.09.2018 года должен исчисляться с 26.11.2019 года по 26.05.2019 года. Заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье 15 июля 2019 года, то есть уже с пропуском срока, установленного п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ.. Определением мирового судьи судебного участка №7 Калининского судебного района г. Тюмени от 02 августа 2019 года судебный приказ о взыскании с Мальцева А.А. в пользу ИФНС России по г. Тюмени №1 недоимки по транспортному налогу за 2017 год, отменен (л.д.5).
Довод административного ответчика Мальцева А.А. о том, что решением Калининского районного суда г.Тюмени от 10 декабря 2018 года административному истцу уже было отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании пени по транспортному налогу в размере 6485,86 руб. не принимается судом во внимание как несостоятельный, поскольку в настоящем деле заявлен иной период.
С учётом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, отсутствие допустимых и достоверных доказательств принудительного взыскания в установленные сроки и в установленном законом порядке недоимки по транспортному налогу, на которую начислены пени за 2016 год, наличие доказательств своевременной уплаты транспортного налога за 2016 год, а также принимая во внимание, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании с Мальцева А.А. пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год.
Руководствуясь ст.ст.23,45,48,69,70,75,357,358 Налогового кодекса РФ, Законом Тюменской области № 93 от 19.11.2002г. «О транспортном налоге», ст.ст.45,46,62,84,290,293-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ИФНС России по г.Тюмени №1 к Мальцеву Андрею Александровичу о взыскании задолженности за несвоевременную оплату транспортного налога за 2016 год, отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Калининский районный суд г.Тюмени в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья (подпись) С.А. Бойева
Копия верна.
Подлинник решения подшит и хранится в Калининском районном суде г.Тюмени в материалах дела № 2а-1506/2020
Судья С.А. Бойева