Дело № 2а-765/2019

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

02 июля 2019 года город Валуйки

Валуйский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Порошина А.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Косовой О.И.,

с участием посредством систем видеоконференц-связи административного истца Горбенкова А.Н., представителя административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области по доверенности Полупанова М.В., представителя административного ответчика УФСИН России по Белгородской области по доверенности Попова А.И., представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России по доверенности Жуковой М.И., в отсутствие представителя заинтересованного лица Филиала «Туберкулезная больница» «МСЧ № 31 ФСИН России по Белгородской области»,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи дело по административному исковому заявлению Горбенкова Алексея Николаевича к ФКУЗ «МСЧ № 31 УФСИН России по Белгородской области», к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области, к УФСИН России по Белгородской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,

установил:

Административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области, страдает рядом заболеваний, является инвалидом II группы бессрочно по общему заболеванию, нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации – аппаратами на коленные суставы, согласно индивидуальной программы реабилитации (абилитации) (далее – ИПРА) инвалида.

Дело инициировано административным исковым заявлением Горбенкова А.Н., просившего признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России по Белгородской области, выразившееся в длительном отказе обеспечить техническими средствами реабилитации - аппаратами на коленные суставы, разработанными согласно ИПРА инвалидов; обязать административного ответчика обеспечить его (истца) указанными аппаратами.

В судебном заседании, проведенном с помощью использования системы видеоконференц-связи, административный истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Настаивал на удовлетворении требований, предъявленных к ответчику ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России. Указал, что неоднократно обращался к ответчикам с заявлениями об обеспечении его средствами реабилитации в виде аппаратов на коленные суставы, однако, вместо указанного оборудования ему был предоставлен бандаж на коленный сустав, не идентичный требуемому аппарату, который не выполняет реабилитационных функций.

Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России по доверенности Жукова М.И. в судебном заседании с требованиями Горбенкова А.Н. не согласилась, в удовлетворении административного иска просила отказать. В обоснование возражений сослалась на то, что техническими средствами реабилитации осужденного обеспечивает исправительное учреждение, в котором лицо отбывает наказание; в рассматриваемом случае это ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области. При этом, последнее обеспечило административного истца бандажом на коленные суставы, заявлений в ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России по поводу обеспечения аппаратами на коленные суставы, разработанными согласно ИПРА инвалидов, от истца не поступало.

Представители административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области и ФСИН России по Белгородской области по доверенностям Полупанов М.В. и Попов А.И. в судебном заседании с требованиями Горбенкова А.Н. не согласились, в удовлетворении административного иска просили отказать. Пояснили, что процедура обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации регламентирована Постановлением Правительства РФ № 240 от 07.04.2008 года "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", согласно пунктов 4, 15 (1) которого предоставление технических средств реабилитации носит заявительный характер. Соответствующего заявления от административного истца не поступало, однако, в ноябре 2018 года ФКУ ИК-6 заблаговременно приобрело для Горбенкова А.Н. и выдало ему бандажи на коленные суставы (2 шт.), претензий по поводу указанных средств реабилитации истцом не заявлялось.

Представитель заинтересованного лица Филиала «Туберкулезная больница» «МСЧ № 31 ФСИН России по Белгородской области» в судебное заседание не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении разбирательства не ходатайствовал.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов РФ" от 24.11.1995 № 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 11 названного федерального закона, индивидуальная программа реабилитации (абилитации инвалида) (ИПРА инвалида) - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, в пункте 8 раздела "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий).

Положениями ст. 101 УИК РФ предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными ИПРА в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Минюста России от 22.09.2015 № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными ИПРА в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, со стороны администрации исправительного учреждения.

Пунктами 2, 5 описанного выше Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными ИПРА в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными ИПРА в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.

Из содержания п. п. 192, 194 "Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" следует, что обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ № 240 от 07.04.2008 года "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" финансирование расходов по обеспечению техническими средствами реабилитации в отношении инвалидов из числа лиц осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.

Из приведенных положений закона следует, что обязанность по обеспечению лица, являющегося инвалидом и отбывающим наказание в исправительном учреждении, лежит на администрации такого учреждения, в рассматриваемом случае это ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области.

При этом, УФСИН России по Белгородской области осуществляет формирование требований ассигнований на приобретение средств реабилитации, далее обязуясь перечислить необходимую сумму непосредственно исправительному учреждению.

С учетом изложенного, надлежащими ответчиками по рассматриваемому делу являются ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области и УФСИН России по Белгородской области, а не ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России на требованиях к которому настаивает административный истец.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что Горбенков А.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области, страдает рядом заболеваний, является инвалидом II группы бессрочно по общему заболеванию, нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, и подлежит обеспечению такими средствами в силу указанных выше положений закона, что следует из представленной суду и исследованных в судебном заседании: медицинской карты больного, ИПРА, справки МСЭ об инвалидности (л.д. 3, 4-7), а также пояснений административного истца и представителей административных ответчиков.

В рамках ИПРА 22.10.2018 г. ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области приобрело в превентивном порядке Горбенкову А.Н. аппараты на коленный сустав (торговое наименование – бандаж на коленный сустав в KS-RP, размер М) в количестве 2 штук, которые были получены осужденным в ноябре 2018 года, что подтверждается соответствующей товарной накладной, ведомостью на выдачу ТМЦ, и не оспаривается административным истцом.

Претензий в письменной виде по поводу полученных бандажей на коленный сустав в KS-RP, а также заявлений на изготовление и выдачу аппаратов на коленные суставы, разработанных согласно ИПРА инвалидов, административным ответчикам от Горбенкова А.Н. либо его представителя не поступало, что подтверждается исследованными судом: журналом № 37 (дело № 31/ТО/22/2-15) регистрации жалоб и заявлений ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России; журналом № 31/ТО/1-25 учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных при проведении приема по личным вопросам работниками ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области; журналом № 31/ТО/1-25 учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных при проведении приема по личным вопросам работниками УФСИН, ФСИН, контролирующими органами; журналом № 31/ТО/1-25 учета личного приема подозреваемых, обвиняемых и осужденных начальником учреждения, его заместителями, начальниками отделов и сотрудниками УФСИН России по Белгородской области, справками из личного дела осужденного, предоставленными ФКУ ИК-5 УФСИН России по Белгородской области и МСЧ-31 ФСИН России. При этом, в ИПРА от 25.05.2017 г. (л.д. 4-7) не указаны какие-либо характеристики аппарата на коленный сустав, материал, из которого он должен быть изготовлен, комплектация, способы крепежа, способ изготовления (серийного производства, или по индивидуальному заказу).

Административный истец в иске и в судебном заседании ссылался на то, что безвозмездно переданный бандаж на коленный сустав в KS-RP его не устраивает, требуются аппараты на коленные суставы, разработанные согласно ИПРА инвалидов. При этом не оспаривал, что лично не обращался по этому поводу с письменным заявлением к ответчикам, вопреки положениям пунктов 4.15 (1) Правил "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 240 от 07.04.2008 года. Уточнил, что неоднократно в устном порядке обращался лично по поводу обеспечения техническими средствами реабилитации к сотрудникам ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России, а также письменно по этому поводу обращался адвокат в его интересах.

Доводы административного истца в указанной части опровергаются исследованными судом журналами: № 37 (дело № 31/ТО/22/2-15) регистрации жалоб и заявлений ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России; №31/ТО/1-25 учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных при проведении приема по личным вопросам работниками ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области; № 31/ТО/1-25 учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных при проведении приема по личным вопросам работниками УФСИН, ФСИН, контролирующими органами; № 31/ТО/1-25 учета личного приема подозреваемых, обвиняемых и осужденных начальником учреждения, его заместителями, начальниками отделов и сотрудниками УФСИН России по Белгородской области, справками из личного дела осужденного, предоставленными ФКУ ИК-5 УФСИН России по Белгородской области и МСЧ-31 ФСИН России. Согласно которых имевшие место письменные обращения адвоката в интересах Горбенкова А.Н., а так же самого заявителя к ответчикам содержат иные основания и не связаны с предметом обеспечения спорнымм техническими средствами реабилитации.

Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что установленные по делу фактические обстоятельства опровергают утверждения административного истца о безусловным нарушении его прав незаконным бездействием ответчиков, выразившимся в длительном отказе обеспечить техническими средствами реабилитации. Поскольку техническими средствами реабилитации (бандажами на коленные суставы) Горбенков А.Н. был обеспечен, что не отрицал в суде. В силу действующего законодательства процедура обеспечения инвалидов аппаратами на коленные суставы, разработанными согласно ИПРА инвалидов, носит заявительный характер, но с письменным заявлением такого рода административный истец к административным ответчикам не обращался, что подтвердил в судебном заседании.

Факт безвозмездного предоставления осужденному бандажей на коленные суставы в ноябре 2018 года, равно как и других средств (ходунков), свидетельствует о добросовестности действий ИК-6 УФСИН России по Белгородской области, УФСИН России по Белгородской области по обеспечению истца техническими средствами реабилитации.

В силу изложенного, в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области и УФСИН России по Белгородской области надлежит отказать.

Не имеется правовых оснований и для удовлетворения исковых требований Горбенкова А.Н., предъявленных к ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России, поскольку в силу закона на указанного ответчика не возложена обязанность по обеспечению осужденных-инвалидов техническими средствами реабилитации, по причине чего ФКУЗ МСЧ-31 ФСИН России является ненадлежащим ответчиком по делу.

При этом, административный истец не лишен возможности реализовать свои права по обеспечению техническими средствами реабилитации в предусмотренном законом порядке, обратившись к правомочным должностным лицам, органам с соответствующим письменным заявлением.

Отказывая Горбенкову А.Н. в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в длительном отказе обеспечить техническими средствами реабилитации, у суда не имеется правовых оснований и для удовлетворения иска в его производной части - обязании административных ответчиков обеспечить истца аппаратами на коленные суставы, разработанными согласно ИПРА инвалидов на обе ноги.

Таким образом, права и интересы административного истца административными ответчиками нарушены не были, зависят от субъективных действий истца, а потому восстановлению судом не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░ № 31 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░ ░░-6 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «04» ░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░:

2а-765/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горбенков Алексей Николаевич
Ответчики
ФКУЗ "МСЧ №31 ФСИН России по Белгородской области"
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области
УФСИН России по Белгородской области
Другие
Филиал "Туберкулезная больница" "МСЧ №31 ФСИН России по Белгородской области"
Суд
Валуйский районный суд Белгородской области
Судья
Порошин Александр Григорьевич
Дело на сайте суда
valuisky.blg.sudrf.ru
30.04.2019Регистрация административного искового заявления
30.04.2019Передача материалов судье
30.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2019Подготовка дела (собеседование)
30.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2019Судебное заседание
24.06.2019Подготовка дела (собеседование)
24.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2019Судебное заседание
29.03.2020Регистрация административного искового заявления
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее