Дело № 2-1135/2019
УИД – 61RS0036-01-2019-001503-62
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2019 года Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курилова А.Е.,
с участием истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) Козиной М.А.,
представителя истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) Арутюнянц А.А. – Шевченко А.Ю.,
представителей ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) МУП «Каменсктеплосеть» - Кравцовой Е.И., Лекарчук Т.И.
при секретаре Семерниковой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арутюнянц Алевтины Алексеевны, Козиной Маргариты Аркадьевны к МУП «Каменсктеплосеть» о признании незаконным начисления платы за услугу теплоснабжения, обязании произвести перерасчет по услуге теплоснабжения, путем исключения задолженности, по встречному иску МУП «Каменсктеплосеть» к Арутюнянц Алевтине Алексеевне, Козиной Маргарите Аркадьевне о признании переустройства системы отопления в квартирах не соответствующими требованиям законодательства, взыскании задолженности за тепловую энергию, взыскании пени,
У С Т А Н О В И Л:
Арутюнянц А.А., Козина М.А. обратились в суд с иском к МУП «Каменсктеплосеть» о признании незаконным начисления платы за услугу теплоснабжения, обязании произвести перерасчет по услуге теплоснабжения, путем исключения задолженности, ссылаясь на то, что после вынесения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления № 46-П от 20.12.2018 года, а также принятия Правительством Российской Федерации Постановления № 1708 от 28.12.2018 года, содержащих требования о том, что начисление платы за теплоснабжение при наличии установленного автономного отопления в жилых помещениях, производится теплоснабжающей организацией только за общедомовое имущество, единственная в городе теплоснабжающая организация МУП «Каменсктеплосеть» продолжает выставлять им, как собственникам квартир № и № в <адрес> в <адрес>, счета на оплату за не потребленную услугу, а именно отопление принадлежащих им квартир. При этом, счета на оплату за не потребленную услугу выставляются им за период ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, однако до ДД.ММ.ГГГГ года к ним со стороны МУП «Каменсктеплосеть» не было никаких претензий. Переустройство принадлежащих им жилых помещений было выполнено в соответствии со ст.ст. 25, 26, 28 Жилищного кодекса РФ. Установка автономного отопления выполнена ими с соблюдением всех нормативно-технических требований, технических условий, проекта, строительных норм и правил. Установка индивидуального источника отопления в принадлежащих им жилых помещениях не носит признаков самовольного характера, никем не оспорена, не признана незаконной. Существующая система водоснабжения и стояки системы центрального отопления жилого дома сохранены. В судебном порядке требования о понуждении их как собственников квартир к восстановлению прежней системы отопления в принадлежащих им жилых помещениях, со стороны жильцов дома, либо со стороны третьих лиц, к ним не предъявлялись. Переустройство системы отопления произведено с разрешения органа местного самоуправления. Услугу по поставке тепловой энергии в принадлежащие им на праве собственности квартиры от МУП «Каменсктеплосеть» они не получают, к централизованной системе теплоснабжения дома их жилые помещения не подключены, в принадлежащих им квартирах теплопринимающие устройства отсутствуют. При этом, они не оспаривают, что отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме, подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им жилых помещений. Внесение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, оборудованных индивидуальными источниками тепловой энергии, в схему теплоснабжения города при ее актуализации не является их обязанностью, а является обязанностью органа местного самоуправления на основании п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Ранее выданное МУП «Каменсктеплосеть» предписание Госжилинспекции Ростовской области о необходимости начислять плату за коммунальную услугу по отоплению, после принятия указанного Постановления Конституционного суда РФ № 46-П, снято с контроля в связи с изменением законодательства. Радиаторы отопления, расположенные в квартире, и имеющие отключающие устройства, общим имуществом многоквартирного жилого дома не являются. Собственниками многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> не определено, что радиаторы отопления, находящиеся в жилых помещениях, отнесены к общему имуществу. Считают, что действия ответчика в части выставления им счетов по оплате за не потребленную услугу, с учетом изменений действующего законодательства, являются противоправными. После принятия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 46-П от 20.12.2018 года и Постановления Правительства РФ № 1708 от 28.12.2018 года начисление за отопление возможно только за места общего пользования.
На основании изложенного, Козина М.А. и Арутюнянц А.А., с учетом уточнения исковых требований при производстве по делу, просят суд признать незаконным начисление МУП «Каменсктеплосеть» платы за услугу центрального теплоснабжения при наличии индивидуальной системы газового отопления в квартирах № и №, расположенных по адресу: <адрес> сверх объема тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, а также обязать ответчика произвести перерасчет по услуге теплоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, путем исключения задолженности сверх объема оплаты тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома.
МУП «Каменсктеплосеть» обратилось со встречным иском к Арутюнянц А.А., Козиной М.А. о признании переустройства системы отопления в квартирах первоначальных истцов не соответствующим требованиям законодательства, действующим на момент проведения такого переустройства, взыскании задолженности за тепловую энергию, взыскании пени. В обоснование встречного иска МУП «Каменсктеплосеть» ссылается на то, что Арутюнянц А.А. является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес>, ответчик Козина М.А. является собственником <адрес> указанном многоквартирном жилом доме. В квартирах ответчиков произведено переустройство и отключение системы центрального отопления, путем замены его на индивидуальное отопление, осуществляемое при помощи установленного в квартирах дополнительного газового оборудования. Переустройство <адрес> произведено в ДД.ММ.ГГГГ году, а <адрес> ДД.ММ.ГГГГ году и с указанных периодов начисление платы за отопление собственникам не производилось. ДД.ММ.ГГГГ Государственная жилищная инспекция <адрес> вынесла предписание № в адрес МУП «Каменсктеплосеть» о необходимости начисления платы за теплоснабжение всем собственникам многоквартирного <адрес> в <адрес>, у которых имеется индивидуальное отопление. В связи с этим, ответчикам было произведено начисление платы за коммунальную услугу отопления: Арутюнянц А.А. за период с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года на общую сумму 57994 рубля 58 копеек, Козиной М.А. за период с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года на общую сумму 64771 рубль 09 копеек. Начисление за указанный период производилось в соответствии с действующим на тот период времени п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Расчет за период с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 года № 1708, которым внесены изменения в указанные Правила, а именно изменены формулы расчета стоимости отопления в помещениях многоквартирного жилого дома. В целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора ответчикам были направлены досудебные уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, которые были проигнорированы. Учитывая, что ответчики своевременно не исполнили своих обязательств по оплате за теплоснабжение, они обязаны уплатить пени в соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ: Арутюнянц А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22935,34 рублей, Козина М.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумме 26254,17 рублей. Кроме того, считают, что Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. не соблюден порядок переустройства принадлежащих им жилых помещений, установленный действующим на момент переустройства законодательством. Система внутридомового отопления является общим имуществом всех собственников помещений многоквартирного жилого дома, демонтаж системы отопления ведет к уменьшению размера общей собственности. Однако, согласие собственников многоквартирного жилого дома на выполнение переустройства не было представлено. Ответчиками не предоставлены доказательства изменения схемы теплоснабжения дома (проектное решение по теплоснабжению отдельных квартир за счет отопления газовыми приборами без соответствующего изменения проекта теплоснабжения всего дома, без государственной экспертизы проекта и заключения проектировщика и соответствующих служб по вопросам безопасности эксплуатации дома), составления нового технического паспорта дома, отражающего данный факт. Также ответчики не предоставили документы, подтверждающие соблюдение требований к температурному режиму воздуха в принадлежащих им квартирах. Таким образом, ответчики произвели переустройство и отключение системы центрального отопления, путем замены его на индивидуальное отопление, осуществляемое при помощи установленного в квартирах дополнительного газового оборудования без соблюдения порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действовавшее на момент переустройства.
На основании изложенного МУП «Каменсктеплосеть» с учетом уточнения исковых требований при производстве по делу, просит суд: признать переустройство системы отопления в квартирах № и № в <адрес> собственниками Арутюнянц А.А. и Козиной М.А., осуществившими установку индивидуального источника тепловой энергии, не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действующим на момент проведения такого переустройства; просят взыскать с Арутюнянц Алевтины Алексеевны задолженность за потребленную тепловую энергию за период с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 55461 рубль 94 копейки, пени за несвоевременную и не полную оплату отопления в сумме 22916 рублей 64 копейки, просят взыскать с Козиной Маргариты Аркадьевны задолженность за потребленную тепловую энергию за период <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 64771 рубль 09 копеек, пени в сумме 26395 рублей 11 копеек, взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4639 рублей.
В судебном заседании истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) Козина М.А. уточненные первоначальные исковые требования поддержала в полном объеме, мотивируя доводами, изложенными в иске, в удовлетворении встречных исковых требований МУП «Каменсктеплосеть» просила отказать. Также просила суд применить последствия пропуска срока исковой давности к требованиям МУП «Каменсктеплосеть» о признании переустройства системы отопления в принадлежащей ей квартире, не соответствующим требованиям законодательства.
В судебное заседание истец по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) Арутюнянц А.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, в своем заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, с участием ее представителя. Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела без участия Арутюнянц А.А.
В судебном заседании представитель Арутюнянц А.А. – Шевченко А.Ю. исковые требования своего доверителя просил удовлетворить в полном объеме, просил суд отказать в удовлетворении встречных исковых требований. Также просил суд применить последствия пропуска срока исковой давности к требованиям МУП «Каменсктеплосеть» о признании переустройства системы отопления в принадлежащей Арутюнянц А.А. квартире, не соответствующим требованиям законодательства.
В судебном заседании представители МУП «Каменсктеплосеть» - Кравцова Е.И., Лекарчук Т.И. встречные исковые требования поддержали, мотивируя доводами, указанными во встречном иске, в удовлетворении первоначальных исковых требований Арутюнянц А.А., Козиной М.А. просили отказать. Суду дополнили, что ссылка ответчиков на Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 года № 46-П является несостоятельной, так как истцы не являлись участниками конституционного судопроизводства. Истцами в нарушение ч. 3 ст. 36 ЖК РФ не предоставлены протоколы общих собраний собственников многоквартирного жилого дома о согласии на перевод квартир на автономное отопление, в связи с уменьшением общего имущества многоквартирного дома. Истцами не представлены доказательства поддержания средней температуры в квартирах на необходимом уровне. Каких-либо доказательств безопасности установленных котлов в квартирах также не предоставлено. Технические условия и акты об отключении не могут быть приняты за основу принятого решения о законности установки автономного отопления. Истцами также не предоставлено доказательств выполнения проекта на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. подлежат частичному удовлетворению, а также подлежат частичному удовлетворению встречные исковые требования МУП «Каменсктеплосеть» по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ, вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии со ст. 28 Жилищного кодекса РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
Также, согласно ст. 84 Жилищного кодекса РСФСР (действующей в период до ДД.ММ.ГГГГ), переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Как следует из материалов дела, истец Козина М.А. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Козиной М.А. разрешен перевод принадлежащей ей <адрес> жилом <адрес> в <адрес> на автономное газовое отопление. Согласно данному постановлению Козина М.А. была обязана обеспечить разработку проекта перевода квартиры на автономное отопление в соответствии с техническими условиями, выданными ОАО «Каменскгаз» и МУП «Каменсктеплосеть».
Из материалов дела следует, что на основании указанного Постановления Главы Администрации <адрес> истцом Козиной М.А. получены Технические условия №, выданные ОАО «Каменскгаз» на установку настенного газового котла вместо газовой колонки. Также истцом Козиной М.А. получены Технические условия от ДД.ММ.ГГГГ, выданные МУП «Каменсктеплосеть» на отключение отопления от центрального теплоснабжения. По заказу Козиной М.А. ООО «Лотос» была разработана проектная документация на установку теплогенератора в квартире Козиной М.А.
Согласно Акту выполненных работ на выезде № № от ДД.ММ.ГГГГ подрядной организацией ООО «Импульс Сервис Дон» выполнены работы по монтажу настенного газового котла в квартире Козиной М.А. Актом ввода в эксплуатацию газоиспользующего оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ООО «Импульс Сервис Дон», указанное газовое оборудование введено в эксплуатацию. Также согласно Акту о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ подрядной организацией ООО «Лотос» выполнены работы по монтажу газопровода системы газового отопления квартиры Козиной М.А. Согласно указанному Акту, строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиям СНиП 3.05.02-88.
Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком МУП «Каменсктеплосеть» составлен Акт об отключении с ДД.ММ.ГГГГ отопления от центрального теплоснабжения в квартире Козиной М.А. В данном Акте указано, что отключение выполнено в соответствии с Техническими условиями № от ДД.ММ.ГГГГ.
При производстве по делу Администрацией <адрес> суду предоставлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ приемки завершенного переустройства (устройство автономного газового отопления) в квартире Козиной М.А. на основании Постановления Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, согласно предоставленному истцом Козиной М.А. письму заместителя Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ выдано Козиной М.А. на основании предоставленных документов. На момент проведения работ по устройству автономного отопления в квартире Козиной М.А. ДД.ММ.ГГГГ год), прием выполненных работ комиссией, создаваемой при Администрации <адрес>, не требовался.
Таким образом, переустройство системы отопления путем установки газового теплогенератора в квартире Козиной М.А. выполнено с разрешения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 84 ЖК РСФСР на основании полученных технических условий и проекта на установку газового теплогенератора.
Также из материалов дела следует, что истец Арутюнянц А.А. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Решением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу Арутюнянц А.А. дано согласие на установку автономного отопления в принадлежащей ей квартире.
Арутюнянц А.А. получены Технические условия № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные МУП «Каменсктеплосеть», Технические условия № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ООО «Управляющая компания Исток», Технические условия № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ОАО «Каменскгаз». По заказу Арутюнянц А.А. ООО «Лотос» также была разработана проектная документация на догазификацию квартиры с установкой теплогенератора.
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта системы газораспределения от ДД.ММ.ГГГГ подрядной организацией ООО «Лотос» выполнены работы по монтажу газопровода и установке газового котла в квартире Арутюнянц А.А. Согласно указанному Акту, строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиям СНиП 42-01-2002, ПБ 12-529-03.
Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком МУП «Каменсктеплосеть» составлен Акт № об отключении с ДД.ММ.ГГГГ системы отопления от центральной схемы теплоснабжения в квартире Арутюнянц А.А. В данном Акте № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что отключение выполнено в соответствии с Техническим условиями № от ДД.ММ.ГГГГ.
При производстве по делу Администрацией <адрес> суду также предоставлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ № приемки завершенного переустройства (устройство автономного газового отопления) в квартире Арутюнянц А.А. на основании решения о согласовании переустройства Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Также согласно предоставленному представителем Арутюнянц А.А. письму заместителя Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на момент проведения работ по устройству автономного отопления в квартире Арутюнянц А.А. ДД.ММ.ГГГГ год), прием выполненных работ комиссией, создаваемой при Администрации <адрес>, не требовался.
Таким образом, переустройство системы отопления путем установки газового теплогенератора в квартире Арутюнянц А.А. также выполнено с разрешения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст.ст. 26, 28 ЖК РФ на основании полученных технических условий и проекта на установку газового теплогенератора.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 2 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Как следует из ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании ч. ч. 1 и 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Однако, Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 20 декабря 2018 года № 46-П признал абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов судебные решения, вынесенные в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по рассмотренному делу, - как не исполненные, так и исполненные частично - не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов; при этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.
Одновременно Правительству Российской Федерации было предписано - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном Постановлении, - незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих формулах Приложения № 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное жилое помещение в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Так, согласно п. 42(1) указанных Правил, в редакции Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 года № 1708, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формулой № 3 определен размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии.
При этом, объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме определяется по формуле 3(6), согласно которой объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на жилое помещение в многоквартирном доме равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Согласно ст. 79 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.
Также, в соответствии с указанной ст. 79 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.
Таким образом, ст. 79 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» установлен запрет на применение нормативного акта или его отдельного положения, признанного постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В обоснование своих встречных требований о взыскании с Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. задолженности за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУП «Каменсктеплосеть» ссылается на то, что расчет задолженности за данный период произведен на основании ранее действующего законодательства, с учетом площади квартир ответчиков, и таким образом фактически ссылается на положения нормативно-правового акта, которые признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, и которые не подлежат применению.
Таким образом, исходя из смысла положений указанного Постановления Конституционного суда РФ от 20 декабря 2018 года № 46-П, суд приходит к выводу, что начисление истцам Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. платы за отопление в квартирах в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из площади квартир, которые фактически отключены от централизованного отопления многоквартирного жилого дома, является необоснованным. Требований о взыскании задолженности за период до ДД.ММ.ГГГГ по оплате объема тепловой энергии, потребляемой на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 года № 1708, МУП «Каменсктеплосеть» не заявлено.
Из материалов дела следует, что начисление платы за отопление за <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года произведено МУП «Каменсктеплосеть» только по объему тепловой энергии, потребляемой на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома и без учета площади квартир.
Исходя из смысла указанного Постановления Конституционного суда РФ от 20 декабря 2018 года № 46-П, обязанность Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. по оплате объема тепловой энергии, потребляемой на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, не исключается.
В связи с этим, суд считает необходимым первоначальные исковые требования Арутюнянц А.А. и Козиной М.А. о признании незаконным начисления платы за услугу теплоснабжения, обязании произвести перерасчет по услуге теплоснабжения, путем исключения задолженности, удовлетворить частично, а именно признать незаконным начисление МУП «Каменсктеплосеть» платы за услугу центрального теплоснабжения, сверх объема тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома и обязать МУП «Каменсктеплосеть» произвести перерасчет истцам по услуге теплоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, путем исключения задолженности сверх объема тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома.
Оснований для удовлетворения исковых требований Арутюнянц А.А. и Козиной М.А. в части обязания МУП «Каменсктеплосеть» произвести перерасчет по услуге теплоснабжения за декабрь 2018 года, не имеется, так как за декабрь 2018 года оплата по услуге теплоснабжения произведена только по объему тепловой энергии, потребляемой на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома и без учета площади квартир.
Из материалов дела следует, что Козиной М.А. за <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года начислено 773 рубля 08 копеек, Арутюнянц А.А. за <данные изъяты> № года начислено 720 рублей 76 копеек.
Учитывая, что Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. задолженность за декабрь 2018 года, которая исчислена только по объему тепловой энергии, потребляемой на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, не оплачена, то встречные исковые требования МУП «Каменсктеплосеть» в данной части подлежат удовлетворению.
Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ, ответчики Козина М.А. и Арутюнянц А.А. также обязаны уплатить пеню за несвоевременную оплату тепловой энергии за <данные изъяты> № года. Согласно предоставленному МУП «Каменсктеплосеть» расчету, размер пени за несвоевременную оплату тепловой энергии за <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит: Козиной М.А. – 77 рублей 01 копейку, Арутюнянц А.А. – 71 рубль 80 копеек.
В связи с этим, также подлежат частичному удовлетворению требования МУП «Каменсктеплосеть» о взыскании с ответчиков по встречному иску пени, а именно с Козиной М.А. в сумме 77 рублей 01 копейку, с Арутюнянц А.А. – 71 рубль 80 копеек.
Размер задолженности по оплате тепловой энергии за декабрь 2018 года и размер пени, начисленной на указанную задолженность, ответчиками по встречному иску не оспорены, иные расчеты задолженности размера оплаты за декабрь 2018 года и суммы пени не предоставлены.
При этом, суд считает, что оснований для удовлетворения встречных исковых требований МУП «Каменсктеплосеть» о признании переустройства системы отопления в квартирах Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. не соответствующими требованиям законодательства, не имеется.
Как указано, переустройство системы отопления квартир, принадлежащих Козиной М.А. и Арутунянц А.А. путем установки индивидуального газового оборудования, произведено истцами с согласия органа местного самоуправления, выданного на основании ст. 84 ЖК РСФСР и ст. 26 ЖК РФ на основании полученных технических условий и проектов на установку теплогенератора.
Законность выполненной перепланировки в принадлежащих Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. квартирах полностью подтверждается Актами №№ и № от ДД.ММ.ГГГГ приемки завершенного переустройства жилого помещения, выданными Администрацией г. Каменск-Шахтинского.
При этом, суд также учитывает, что согласно письмам заместителя Главы Администрации <адрес>, на момент проведения работ по устройству автономного отопления в квартире Козиной М.А. ДД.ММ.ГГГГ год) и Арутюнянц А.А. ДД.ММ.ГГГГ год), прием выполненных работ комиссией, создаваемой при Администрации <адрес>, не требовался.
Доводы МУП «Каменсктеплосеть» о том, что Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. не предоставлены доказательства наличия согласия всех собственников многоквартирного жилого дома на переустройство системы отопления, самостоятельным основанием для начисления платы за отопление с учетом площади квартир, которые фактически отключены от центральной системы отопления, не являются.
Кроме того, выданные Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. решения органа местного самоуправления (постановление Главы Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ и Решение Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ), а также решения органа местного самоуправления о приемке завершенного переустройства квартир (Акты №№ и 231 от ДД.ММ.ГГГГ) в установленном законом порядке не оспорены, недействительными либо незаконными не признаны, до настоящего времени не отменены и являются действующими.
Доказательств того, что Козина М.А. и Арутюнянц А.А. не поддерживают температурный режим в принадлежащих их квартирах, суду не предоставлены. Из пояснений Козиной М.А. и представителя Арутюнянц А.А. следует, что они фактически проживают в квартирах постоянно и поддерживают необходимый температурный режим.
Доводы представителей МУП «Каменсктеплосеть» о том, что индивидуальное отопление в квартирах Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. не включено в схему теплоснабжения <адрес>, самостоятельным основанием для удовлетворения требований о признании переустройства системы отопления не соответствующими требованиям законодательства, не являются.
Из материалов дела следует, что сведения о наличии индивидуального отопления в квартирах Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. имелись в МУП «Каменсктеплосеть» с момента составления актов об отключении квартир от центрального теплоснабжения. После установки автономной системы отопления МУП «Каменсктеплосеть» плату за отопление не начисляло (для ответчика Козиной М.А. плата не начислялась в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, для ответчика Арутюнянц А.А. - в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год). Сведения о наличии автономного отопления в квартирах ответчиков включены в технические паспорта квартир, а также включены в Актуализированную схему теплоснабжения муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» на 2020 – 2024 г.г.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и городских округов, и обязанностью Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. не является.
Также доводы МУП «Каменсктеплосеть» о том, что Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. не предоставлен проект на реконструкцию системы отопления и системы газоснабжения всего многоквартирного дома, основанием для признания переустройства системы отопления не соответствующими требованиям законодательства, также не являются. Из материалов дела следует, что выданные Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. технические условия на установку автономного газового отопления требований о необходимости выполнения проекта на реконструкцию системы отопления и системы газоснабжения всего многоквартирного дома не содержат. МУП «Каменсктеплосеть» были составлены и выданы Акты об отключении системы отопления квартир от центрального отопления без указанных проектов.
Ответчиком по встречному иску Козиной М.А. и представителем ответчика Арутюнянц А.А. – Шевченко А.Ю. заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности к требованиям МУП «Каменсктеплосеть» о признании переустройства системы отопления в квартирах не соответствующими требованиям законодательства. Однако, суд считает, что к данным требованиям МУП «Каменсктеплосеть» последствия пропуска срока исковой давности, предусмотренные ст. 199 ГК РФ, применению не подлежат, так как спорные правоотношения по переустройству жилого помещения носят длящийся характер.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из материалов дела следует, что МУП «Каменсктеплосеть» была оплачена государственная пошлина при подаче встречного иска в сумме 4639 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что требования МУП «Каменсктеплосеть» подлежат частичному удовлетворению, то также с ответчиков Козиной М.А. и Арутюнянц А.А. подлежит взысканию в пользу МУП «Каменсктеплосеть» государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. С ответчика Козиной М.А. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 43 рубля 14 копеек (850,09 / 91025,26 = 0,0093, где 850,09 – общая сумма удовлетворенных исковых требований (773,08 + 77,01), 91025,26 – общая сумма первоначально заявленных МУП «Каменсктеплосеть» исковых требований (64771,09 + 26254,17); 4639 х 0,0093 = 43,14 рублей). С ответчика Арутюнянц А.А. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 199 рублей 48 копеек (3515,68 / 80929,92 = 0,043, где 3515,68 – общая сумма удовлетворенных исковых требований с учетом требований, добровольно исполненных Арутюнянц А.А. после подачи иска (720,76 + 71,8 + 2723,12 (оплата задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 2723,12 рублей), 80929,92 – общая сумма первоначально заявленных МУП «Каменсктеплосеть» исковых требований (57994,58 + 22935,34); 4639 х 0,043 = 199,48 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Арутюнянц Алевтины Алексеевны, Козиной Маргариты Аркадьевны к МУП «Каменсктеплосеть» о признании незаконным начисления платы за услугу теплоснабжения, обязании произвести перерасчет по услуге теплоснабжения, путем исключения задолженности, удовлетворить частично.
Признать незаконным начисление МУП «Каменсктеплосеть» платы за услугу центрального теплоснабжения при наличии индивидуальной системы газового отопления в квартирах №№ и №, расположенных по адресу: <адрес>, сверх объема тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома.
Обязать МУП «Каменсктеплосеть» произвести перерасчет Арутюнянц Алевтине Алексеевне и Козиной Маргарите Аркадьевне по услуге теплоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, путем исключения задолженности сверх объема тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома.
В удовлетворении остальной части иска Арутюнянц Алевтины Алексеевны, Козиной Маргариты Аркадьевны, - отказать.
Встречные исковые требования МУП «Каменсктеплосеть» к Арутюнянц Алевтине Алексеевне, Козиной Маргарите Аркадьевне о признании переустройства системы отопления в квартирах не соответствующими требованиям законодательства, взыскании задолженности за тепловую энергию, взыскании пени, - удовлетворить частично.
Взыскать с Козиной Маргариты Аркадьевны в пользу МУП «Каменсктеплосеть» задолженность по оплате за тепловую энергию за <данные изъяты> № года в сумме 773 рубля 08 копеек, пени в сумме 77 рублей 01 копейку, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 43 рубля 14 копеек.
Взыскать с Арутюнянц Алевтины Алексеевны в пользу МУП «Каменсктеплосеть» задолженность по оплате за тепловую энергию за <данные изъяты> № года в сумме 720 рублей 76 копеек, пени в сумме 71 рубль 80 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 199 рублей 48 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований МУП «Каменсктеплосеть», - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: