копия к делу №
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июля 2012 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Середа А.Н., при секретаре судебного заседания Сизо С.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глазаковой Светланы Владимировны к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании безвозмездной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Глазакова С.В. обратилась в Майкопский городской суд с исковым заявлением к ответчику, при этом пояснив. Она родилась ДД.ММ.ГГГГ году, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ году, отец лишен родительских прав. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год находилась на содержании в ГКОУ «Адыгейская республиканская школа интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» на полном государственном обеспечении. В настоящее время у нее трое детей. В администрации МО «<адрес>» в постановке на учет в качестве граждан из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, однако в постановке на учет было, отказано ссылаясь на возраст. На основании изложенного просит суд, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребенка из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Обязать ответчиков предоставить социальную выплату на приобретение жилья в размере 1 674 000 рублей на семью составом 4 человека.
В судебном заседании истица не явилась, представитель Хачмамук Л.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Христенко З.А. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что у администрации отсутствуют денежные средства.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом у Глазакова С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать Глазакова Л.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ (повторно). Решением Шовгеновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец - Глазаков В.В. лишен родительских прав.
Глазакова С.В. в период времени ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на содержании в ГКОУ РА «Адыгейская Республиканская школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство свидетельствует, о том, что истица относится к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Истица Глазакова С.В. имеет троих детей: Глазакова К.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Глазакова Д.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Глазакову Л.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Глазакова С.В. обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в принятии документов.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
То обстоятельство, что истец до достижения 23-летнего возраста не обратился в администрацию муниципального образования «<адрес>» по вопросу постановки на жилищный учет, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Из смысла приведенной выше нормы следует, что органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, органы опеки и попечительства обязаны были принять меры по защите прав истца, в том числе по защите его жилищных прав. То есть, органы опеки и попечительства должны были своевременно принять меры к постановке истца на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо разъяснить истцу его право состоять на данном учете и право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Однако, органы опеки и попечительства не приняли меры по защите жилищных прав истца, в связи с чем истица своевременно (до 23 лет) не обратилась по месту проживания, (согласно справки администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, первичным местом выявления истицы как ребенка оставшегося без попечения родителей был <адрес>). Впоследствии и в администрации муниципального образования «<адрес>» небыли приняты меры для своевременного установления наличия статуса для решения вопроса постановки на учет.
В связи с чем, суд считает, что отсутствует вина истицы в несвоевременном обращении по вопросу признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из разъяснений, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О следует, что при наличии за гражданами закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи, данные граждане должны быть признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения.
Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании "<адрес>" в размере: 10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.
Из представленных доказательств судом установлено, что истица по прежнему месту жительства не обладает недвижимым имуществом в виде жилого помещения (справка отДД.ММ.ГГГГ № ГУП <адрес> «Крайтехинвентаризация-краевое БТИ» и ответ Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №). По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> истец не имеет на праве собственности жилое помещение и в <адрес> по новому месту жительства.
Таким образом, суд считает, что Глазакова С.В. должна быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящийся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, истица должна быть признана нуждающееся в жилом помещении предоставляемого по договору социального найма составом семьи четыре человека.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».
Однако, в силу ч.1 ст. 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).
На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.
Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.
Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем истца, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «<адрес>». При этом, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.
В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принято Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением № к настоящему Порядку.
Пунктами 3 и 5 Положения о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством, не имеющим закрепленных жилых помещений (Приложение №) предусмотрено, что размер предоставляемых выплат определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метров - на семью из двух человек, 33 квадратных метров - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей-сирот.
Приказом Министерства регионального развития РФ утверждена среднерыночная стоимость 2 квадратного метра общей площади жилья по <адрес> на первый квартал 2012 года, которая составляет 23 850 рублей.
При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из того, что состав его семьи составляет4 человека.
При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из следующих расчетов: 54 х 23850 руб. =1 287 900 рублей.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 1 287 900 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с администрации муниципального образования «<адрес>» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций.
Таким образом, в силу изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Глазаковой Светланы Владимировны к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и взыскании безвозмездной субсидии удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «<адрес>» субвенцию, а Администрацию МО «<адрес>» предоставить Глазаковой Светланы Владимировны социальную выплату в размере 1 287 900 рублей, на приобретение жилья в соответствии с п.15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Председательствующий - подпись А. Н. Середа
копия верна: подпись А.Н. Середа