Решение по делу № 2а-3007/2017 от 22.08.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2017 года                             г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Красновой Н.С.,

при секретаре Касачёвой Е.С.,

с участием представителя административного истца - <ФИО>2, представителя административного ответчика - <ФИО>3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <номер> по административному иску Хужирского сельского потребительского общества к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России <номер> по <адрес> об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Хужирское сельское потребительского общество обратилось в суд с административным иском, указав в его обоснование, что административным истцом <дата> в Межрайонную ИФНС России по <адрес> был представлен пакет документов для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, в том числе сведений об изменении наименования и места нахождения юридического лица.

Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> установлено, что новое наименование Хужирского сельского потребительского общества - «Торгово-производственный потребительский кооператив «Хужирский» указывает на принадлежность юридического лица к двум организационно-правовым формам, что противоречит нормам действующего законодательства РФ. Кроме того, установлено, что представленный на государственную регистрацию протокол общего собрания уполномоченных пайщиков Хужирского сельского потребительского общества от <дата> не содержит сведений об изменении наименования юридического лица. Соответственно, на основании пп.«а». п.1 ст.23 Федерального закона от <дата> №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующим органом принято решение от <дата> <номер>А об отказе в государственной регистрации.

Не согласившись с принятым решением, Хужирским сельским потребительским обществом в порядке, установленном ст. 25.2 Федерального закона от <дата> №129-ФЗ, в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> была направлена жалоба с требованием признать данный отказ незаконным.

Решением от <дата> жалоба Хужирского сельского потребительского общества оставлена без удовлетворения.

Административный истец полагает, что отказ в государственной регистрации в части того, что новое наименование Хужирского сельского потребительского общества - «Торгово-производственный потребительский кооператив «Хужирский» указывает на принадлежность юридического лица к двум организационно-правовым формам является необоснованным, незаконным, поскольку согласно письма Федеральной налоговой службы от <дата><номер> вопросы, касающиеся определения наименования потребительского кооператива, не регулируются Законом №129-ФЗ и не относятся к установленной сфере деятельности ФНС России.

На основании изложенного, с учетом уточнения требований, административный истец просит суд признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> об отказе в государственной регистрации <номер>А от <дата> в части содержания в наименовании «торгово-производственный потребительский кооператив «Хужирский» слова, указывающего на принадлежность юридического лица к двум организационно-правовым формам незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца <ФИО>2 доводы иска поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика МИФНС России <номер> по <адрес> <ФИО>3 в судебном заседании административный иск не признала, указав, что из представленного <дата> в регистрирующий орган заявления Хужирского сельского потребительского общества следует, что в учредительные документы юридического лица вносятся изменения, связанные с его наименованием и адресом. Новое наименование юридического лица - Торгово-производственный потребительский кооператив «Хужирский», сокращённое наименование - ТППК «Хужирский».

Вместе с тем, новое наименование Хужирского сельского потребительского общества указывает на принадлежность юридического лица двум организационно-правовым формам и относит общество к двум видам юридических лиц: коммерческой и некоммерческой организации, что является недопустимым в смысле, придаваемом Гражданским кодексом РФ.

Кроме того, представитель ответчика указала, что иным основанием для отказа в государственной регистрации явилось отсутствие решения об изменении наименования юридического лица в протоколе общего собрания уполномоченных пайщиков Хужирского сельского потребительского общества от <дата>. Между тем, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица является одним из необходимых документов для государственной регистрации (п. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 129-ФЗ).

Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, суд находит требования Хужирского сельского потребительского общества не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N 129-ФЗ от <дата> «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 5 приведенного Закона, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 настоящей статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются в том числе:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.

Заявление о внесении сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (далее - заявление) представляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от <дата> № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 23 названного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Частью 2 названной статьи установлено, что решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Судом установлено, что Хужирское сельское потребительское общество зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>, ОГРН <номер>, ИНН <номер>.

<дата> в МИФНС России <номер> по <адрес> поступило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации по форме Р13001, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата> № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На основании пп.«а», п.1 ст.23 Федерального закона от <дата> №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующим органом принято решение от <дата> <номер>А об отказе в государственной регистрации.

Не согласившись с принятым решением, Хужирским сельским потребительским обществом в порядке, установленном ст. 25.2 Федерального закона от <дата> №129-ФЗ, в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> была направлена жалоба с требованием признать данный отказ незаконным.

Решением от <дата> жалоба Хужирского сельского потребительского общества оставлена без удовлетворения.

Проверяя доводы истца и ответчика, разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из следующего.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Отказывая в государственной регистрации, Инспекция указала на то, что новое наименование Хужирского сельского потребительского общества - «Торгово-производственный потребительский кооператив «Хужирский» указывает на принадлежность юридического лица к двум организационно-правовым формам.

Так, согласно ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Согласно ч. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться, в том числе в организационно-правовой форме производственного кооператива.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе в организационно-правовой форме потребительского кооператива (ч. 3 ст. 50 ГК РФ).

Согласно положениям ч. 1 ст. 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.

Частью 2 названной статьи установлено, что устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

Производственным кооперативом (артелью) в соответствии со ст. 106.1 ГК РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является корпоративной коммерческой организацией.

Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утвержденный общим собранием его членов. Устав производственного кооператива должен содержать сведения о фирменном наименовании кооператива и месте его нахождения, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и об их ответственности за нарушение обязанности принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива, о порядке распределения прибыли и убытков кооператива, размере и об условиях субсидиарной ответственности его членов по обязательствам кооператива, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов Фирменное наименование производственного кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или слово «артель» (ст. 106.2 ГК РФ).

В соответствии с действующим уставом истца общество является юридическим лицом - некоммерческой организацией и создано в целях осуществления деятельности, направленной на удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков (пп. 1.2, 2.1.Устава). В соответствии с п.2.2. Устава для выполнения указанной цели кооператив осуществляет виды деятельности, в том числе, производство продуктов питания, хлебобулочных, колбасных изделий, производство товаров народного потребления, торговля.

Из представленного <дата> в регистрирующий орган заявления Хужирского сельского потребительского общества следует, что в учредительные документы юридического лица вносятся изменения, связанные с его наименованием и адресом. Новое наименование юридического лица - Торгово-производственный потребительский кооператив «Хужирский», сокращённое наименование - ТППК «Хужирский».

Таким образом, новое наименование Хужирского сельского потребительского общества указывает на принадлежность юридического лица двум организационно-правовым формам и относит общество к двум видам юридических лиц: коммерческой и некоммерческой организации.

Вместе с тем, ссылка регистрирующего органа в решении <номер>А от <дата> на несоответствие наименования юридического лица требованиям законодательства не явилось действительным основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы административного истца, поскольку такое основание закреплено в п. «ж» ч. 1 ст. 23 Федерального закона от <дата> № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Отказывая в государственной регистрации Инспекция сослалась на пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от <дата> № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», указав, что протокол общего собрания пайщиков административного истца от <дата> не содержит положений об изменении наименования юридического лица, в связи с чем не может считаться документом, являющимся основанием для внесения изменений в учредительные документы юридического лица, предусмотренные пп. «б» п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ.

Так, из представленного в материалы дела протокола общего собрания уполномоченных пайщиков Хужирского сельпо от <дата> усматривается, что на рассмотрении общего собрания имелись три вопроса:

- изменение места нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

- внесение изменений в Устав Хужирского сельпо.

- приведение Устава Хужирского сельпо в соответствие с Федеральным законом от <дата> №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Сведений о принятом общим собранием решении об изменении наименования административного истца названный протокол от <дата> не содержит, в связи с чем, в нарушение п. «б» п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ не может являться документом, послужившим основанием для внесения регистрирующим органом изменений в учредительные документы юридического лица.

Таким образом, приведенные истцом доводы о незаконности вынесенного инспекцией решения в части несоответствия наименования юридического лица действующему законодательству не могут повлиять на выводы суда о законности оспариваемого отказа, поскольку как было установлено в судебном заседании представленный истцом протокол общего собрания уполномоченных пайщиков не содержит сведений об изменении наименования юридического лица, что не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, следовательно основания для отказа в государственной регистрации у административного ответчика имелись.

При этом, отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Хужирского сельского потребительского общества к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России <номер> по <адрес> о признании решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> об отказе в государственной регистрации <номер>А от <дата> в части содержания наименования «Торгово-производственный потребительский кооператив «Хужирский» слова, указывающие на принадлежность юридического лица к двум организационно-правовым формам незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца с даты составления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:                         Н.С. Краснова

2а-3007/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хужирское сельское потребительское общество
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 17 по Иркутской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутск
Судья
Краснова Н.С.
Дело на сайте суда
kuibyshevsky.irk.sudrf.ru
22.08.2017Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
22.08.2017Передача материалов судье
22.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2017Судебное заседание
21.09.2017Судебное заседание
27.09.2017Судебное заседание
06.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее