Дело № 2а-1446/2016
Кизеловского городского суда
Пермского края
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2016 года город Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коваль А.А.,
при секретаре судебного заседания Горн Н.Л.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Пермскому краю об установлении Старковой О. А. временного ограничения на выезд из Российской Федерации,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю обратилась в суд с заявлением об установлении Старковой О. А. - должнику по исполнительному производству временного ограничения на выезд из РФ. Указав в заявлении, что на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ с индивидуального предпринимателя Старковой О.А. взыскан штраф в размере <...> руб.. На основании вышеуказанного исполнительного документа отделом судебных приставов -исполнителей по г.Кизелу ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство. Поскольку обязанность по погашению задолженности должником в установленный срок не исполнена, просят установить для Старковой О.А. временное ограничение на выезд из РФ.
Стороны по делу в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон по делу, пришел к следующему решению.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до исполнения обязательств, либо до достижения согласия сторонами.
При этом как следует из ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Законодатель предусмотрел специальную норму, на основании которой должник может быть ограничен в праве выезда за пределы Российской Федерации. Ограничение права на выезд за пределы государства является серьезной мерой ограничения конституционных прав гражданина РФ, основанием для применения которой является уклонение гражданина от исполнения обязательств, наложенных на него судом или иным полномочным государственным органом, и может быть применено к должнику только в том случае, если это уклонение носит противоправный характер.
В силу ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, участником которого является Российская Федерация, «каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».
Конституционный суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что как сама возможность ограничений (прав человека и основных свобод), так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в ч.3 ст.55, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данному конституционному предписанию корреспондируют положения Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29), Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 12), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст.4) а также положение части первой ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому государство имеет право обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и для обеспечения уплаты налогов или других сборов и штрафов.
Как усматривается из материалов дела постановлением заместителя начальника МРИФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ с индивидуального предпринимателя Старковой О.А. взыскан штраф в размере <...> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> и <адрес> возбуждено исполнительное производство №-№, предметом исполнения является вышеуказанный указанный штраф.
Поскольку сумма задолженности по исполнительному документу не превышает <...> рублей, суд, исходя из буквального положения ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не находит основания для удовлетворения административного иска.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд также учитывает и то, что в материалах исполнительного производства, отсутствуют сведения о вручении Старковой О.А. копии постановления о возбуждении исполнительного производства №-<...>.
Между тем, тот факт, что Старкова О.А. не исполняет возложенные на нее обязательства по уплате штрафа, не является безусловным основанием для применения к ней такой меры воздействия как ограничение на выезд за пределы Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 67 ФЗ "Об исполнительном производстве" возможность применения такой меры воздействия на должника как ограничение на выезд за пределы Российской Федерации закон связывает с неисполнением без уважительных причин требования, содержащегося в исполнительном документе.
Вместе с тем, факт того, что Старковой О.А. было известно о возбуждении в отношении неё исполнительного производства и о том, что имеется срок для добровольного погашения задолженности, при отсутствии в материалах исполнительного производства данных о составе имущества должника, на которое законом возможен арест и его дальнейшая реализация, а также о доходах должника, о принятии судебным приставом-исполнителем мер к розыску имущества должника, не позволяет сделать однозначный вывод о неуважительности причин неисполнения требования налогового органа.
В тоже время заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о виновном уклонении должника от исполнения требований исполнительных документов.
Учитывая изложенное, суд считает, что в данном случае не имеется оснований, влекущих возможность установления Старковой О.А. ременного ограничения на выезд из Российской Федерации, поэтому отказывает в удовлетворении заявленного административного иска.
Суд также считает, что доказательств, свидетельствующих о необходимости применения в отношении должника указанной меры, ее соразмерности последствиям неисполненного обязательства, а также невозможности применения к ней иных мер, направленных на принудительное исполнение требований исполнительного документа, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░. ░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░.░░░░