Решение по делу № 2-2819/2019 от 16.05.2019

63RS0-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2019 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Космынцевой Г.В.,

при секретаре Белюсевой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулаевой Н. Я. к Департаменту управления имуществом г. о. Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Кулаева Н.Я. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения, указав, что она и ее сын Кулаев Д.В. являлись собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате чего жильцы дома остались без жилья. Квартира, которую занимали истцы, представляла собой комнату жилой площадью 29,1 кв.м. в коммунальной шестикомнатной квартире. В ноябре 2018 года истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного жилого фонда. Однако ответа на указанное обращение не последовало. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кулаева Н.Я. просила суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить ей благоустроенное жилое помещение маневренного фонда, расположенное в черте г.о.Самара из расчета не менее 6 кв.м, соответствующее техническим и санитарным нормам в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Симанкова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара по доверенности Геворгян О.С. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель А. К. внутригородского района г.о. Самара, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, решение по данному иску оставил на усмотрение суда.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Кулаева Н.Я. собственником 29/210 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.16), а также выпиской из ЕГРН.

Согласно справке МП г.о.Самара «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ в указанной коммунальной квартире зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ Кулаева Н.Я. и Кулаев Д.В. (л.д.7).

Согласно сведениям ГУ МЧС от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> произошел пожар. Указанные обстоятельства подтверждаются также постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и не оспариваются стороной ответчика.

В соответствии с решением внепланового заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности района, сложившаяся ситуация была признана чрезвычайной. Во исполнение решения комиссии Департамент управления имуществом городского округа Самара был проинформирован о необходимости организовать размещение жителей дома в маневренном фонде и необходимости организации выполнения работ по обследованию конструкций дома специализированной организацией с целью рассмотрения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации здания.

Из ответа Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в муниципальной собственности г.о.Самара отсутствуют свободные специализированные жилые помещения, подходящие по площади для заявителя (семьи заявителя) в соответствии с требованиями законодательства. На основании чего истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».

Положения ст. 2 ЖК РФ предусматривают, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10); к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).

В соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из содержания указанного нормативно-правового акта следует, что межведомственная комиссия должна принять решение не только в отношении конкретного жилого помещения, но и в отношении всего многоквартирного жилого дома.

То есть, учитывая также содержание п. 47 названного выше Положения, решение о пригодности или непригодности для проживания принимается в отношении конкретного жилого помещения, а в отношении дома в целом должно быть принято решение о том, является ли дом аварийным и подлежащим сносу, либо аварийным и подлежащим реконструкции.

Пунктом 42 вышеуказанного Положения омиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 49 названного Положения установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Таким образом, акт и заключение межведомственной комиссии о непригодности дома для проживания является по своей природе юридическим фактом, влекущим прекращение жилищных правоотношений по пользованию жилыми помещениями, и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения.

Как следует из заключения государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования многоквартирного <адрес> в <адрес>, межведомственной комиссии рекомендуется принять решение в соответствии с пунктом 47 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно Протоколу заседания межведомственной комиссии К. внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о направлении в адрес Департамента управления имуществом городского округа Самара (собственника муниципального имущества) предложения о подготовке и направлении в межведомственную комиссию документов предусмотренных п.45 Положения в отношении жилого <адрес>, литера АА.

Между тем, при наличии обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, имеющееся решение межведомственной комиссии, органом местного самоуправления, являющегося также собственником части помещений в вышеуказанном доме находящихся в муниципальной собственности, не приняты меры для решения вопроса о расселении жильцов дома в жилье маневренного фонда.

Доводы Департамента управления имуществом городского округа Самара об отсутствии благоустроенных помещений в маневренном фонде, документально не подтверждены.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу п. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением является помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в том числе, граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 106 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека, а в силу ч. 2 - договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса) (п. 3).

Судом установлено, что истец обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предоставлении им маневренного жилого фонда.

Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Департаментом управления имуществом городского округа Самара истцам не было предоставлено жилье из маневренного фонда, что нарушает их права.

При указанных обстоятельствах, суд полагает требования истца о предоставлении ей жилого помещения из маневренного фонда, отвечающего требованиям действующего законодательства законными и обоснованными.

Ответчиком в материалы дела не предоставлено доказательств, подтверждающих, что истцу предоставлены помещения маневренного фонда, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кулаевой Н. Я. к Департаменту управления имуществом г. о. Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Кулаевой Н. Я. благоустроенное жилое помещение маневренного фонда, расположенное в черте г.о. Самара из расчета не менее 6 кв.м, соответствующие техническим и санитарным нормам в соответствии с действующим законодательством.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                          Г.В.Космынцева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-2819/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кулаев Д.В.
Кулаева Н.Я.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Симанкова Е.В.
Администрация Куйбышевского внутриговродского района г.Самары
Суд
Ленинский районный суд г. Самара
Дело на странице суда
leninsky.sam.sudrf.ru
16.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2019Передача материалов судье
20.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.06.2019Предварительное судебное заседание
25.06.2019Судебное заседание
11.07.2019Судебное заседание
26.07.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее