Дело № 2а-311/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Южа Ивановская область 08 июня 2020 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой О.Н.,
с участием помощника прокурора прокуратуры Южского района Габалини Я.Э.,
представителя административного истца – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области по доверенности Новикова В.В.,
административного ответчика Сальникова А.А.,
при секретаре Федосовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области с использованием системы видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Сальникова А. А.овича, освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Сальников А.А. осужден:
- приговором Городецкого городского суда Нижегородской области от 21 декабря 2016 года по ч.2 ст.228 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года;
- приговором мирового судьи судебного участка Пучежского судебного района в Ивановской области от 17 июля 2017 года по ст.264.1 УК РФ (с учетом изменений, внесенных постановлением Палехского районного суда Ивановской области от 14.12.2018 года) к 5 месяцам лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года 6 месяцев.
В соответствии с ч.4 ст.74 УК РФ условное осуждение по приговору от 21 декабря 2016 года отменено. На основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору от 21 декабря 2016 года, окончательно к лишению свободы на срок 3 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 2 года 6 месяцев.
Начало срока наказания: 17 июля 2017 года.
Окончание срока наказания: 14 сентября 2020 года (зачет 2 дня).
Администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Сальникова А.А. административного надзора сроком на 3 года, мотивируя это тем, что осужденный отбывает уголовное наказание за совершение, в том числе, тяжкого преступления. За время содержания под стражей с 20.07.2017 года в ФКУ СИЗО-2 г.Кинешма допустил нарушение установленного режима содержания. В ИК-6 с.Талицы отбывает наказание с 10.08.2017 года, не трудоустроен, в связи с нежеланием трудиться, допустил ряд нарушений установленного порядка отбывании наказания, имеет множество дисциплинарных взысканий в виде выговоров, в том числе устных, неоднократно водворялся в ШИЗО, поощрений не имеет, постановлением врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Ивановской области 18.05.2020 года по представлению администрацией в соответствии со ст.116 ч.2 УИК РФ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, отношения поддерживает с различной категорией осужденных, мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает, реагирует на них слабо, должных выводов не делает, не смотря на проводимые мероприятия воспитательного характера, осужденный умышленно продолжает нарушать установленный порядка отбывания наказания, в целом администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно. Просят установить Сальникову А.А. административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные указанным органом дни 4 раза в месяц; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов, запрета на выезд за пределы населенного пункта (территории муниципального района), избранного им в качестве постоянного проживания.
В судебном заседании представитель административного истца Новиков В.В., настаивая на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Административный ответчик Сальников А.А. с установлением административного надзора и ограничений, указанных в иске не согласен, считает, что отбыл назначенный ему срок наказания. Не согласен с тем что указано в иске, но не оспаривает, что признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. По отбытии срока наказания, намерен выехать и проживать по месту регистрации, квартира пригодна для проживания.
Прокурор Габалиня Я.Э. заявление об установлении административного надзора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, с установлением ограничений, указанных в иске. Просила уменьшить количество обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные указанным органом дни до 3 раз в месяц.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.3 указанного Федерального закона, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ №64-ФЗ).
Из приговора Городецкого городского суда Нижегородской области от 21 декабря 2016 года следует, что Сальников А.А. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления.
Согласно материалам личного дела, Сальников А.А., в соответствии с ч.2 ст.116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, постановлением врио начальника ФКУ ИК-6 от 18.05.2020 года был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, суд усматривает основания для установления в отношении Сальникова А.А. административного надзора.
В силу ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор в отношении лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и (или) преступления при рецидиве, и признававшегося злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, устанавливается на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (ч.3 ст. 5).
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из представленной в суд характеристики на Сальникова А.А. от 21 мая 2020 года следует, что осужденный находясь в СИЗО-2 допустил 1 нарушение режима содержания, поощрений не имел. В ФКУ ИК-6 с.Талицы отбывает наказание с 14.11.2019 года, не трудоустроен, желания трудоустроится не проявляет, допустил 21 нарушение установленного порядка отбывания наказания. 18 мая 2020 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имел. Мероприятия воспитательного характера и занятия в системе социально-правовых знаний посещает не всегда, реагирует на них слабо, должных выводов для себя не делает, правила пожарной безопасности и требования санитарии соблюдает, с заявлением о вступлении в какой либо кружок, действующий в учреждении, не обращался, информация о действующих в учреждении кружках размещена на стендах наглядной информации в отряде, в общественной жизни отряда и учреждения в целом участия не принимает, библиотекой осужденных не пользуется, с заявлением не обращался, формуляра не имеет, в коллективе осужденных уживчив, отношения поддерживает с различной категорией осужденных, в общении с представителями администрации вежлив не всегда, внешне опрятен, форму одежды соблюдает не всегда, спальное место и прикроватную тумбочку содержит в удовлетворительном состоянии, по вызову администрации является своевременно, связь с близкими родственниками (мать) поддерживает путем свиданий, по характеру наглый, хитрый, не смотря на проводимые мероприятия воспитательного характера, осужденный умышленно продолжает нарушать установленный порядок отбывания наказания, исполнительных листов не имеет, место жительства определено: <адрес>, кВ.2, администрацией исправительного учреждения в целом характеризуется отрицательно.
Сальников А.А. является гражданином РФ, в браке не состоит, инвалидности не имеет, имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, кВ.2, где согласно заявлению от 03.02.2020 года выразил намерение проживать после освобождения из мест лишения свободы. Согласно сообщению врио начальника ПП №18 (пос. Пестяки) МО МВД РФ «Пучежский» Смирнова Н.А. от 19.03.2020 года дом, в который осужденный собирается выехать, пригоден для проживания. По данному адресу проживает мать осужденного, которая не возражает проживанию сына в своем доме.
Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершенных преступлений по приговору Городецкого городского суда Нижегородской области от 21 декабря 2016 года, мирового судьи судебного участка Пучежского судебного района в Ивановской области от 17 июля 2017 года степень их общественной опасности, данные, установленные судом и характеризующие личность административного ответчика, а также данные, характеризующие его поведение за период отбывания наказания, характер и период допущенных нарушений, период положительного поведения осужденного, срок, истекший с момента признания злостным нарушителем, последующее поведение осужденного, и считает, что для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, Сальникову А.А. возможно установить административный надзор на срок 3 года, с административными ограничениями в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора. Оснований для установления административного надзора на меньший срок, как и меньшего количества явок на регистрацию, исходя из поведения осужденного в период отбывания им наказания, суд не усматривает.
Оценивая доводы административного истца об установлении осужденному административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов и запрета на выезд за пределы населенного пункта (территории муниципального района), избранного им в качестве постоянного проживания суд учитывает, что установление подобных запретов должно соответствовать цели самого административного надзора, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер. Перечень административных ограничений установлен Федеральным ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим. Их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
Учитывая, что Сальников А.А. совершил преступление в ночное время суток, суд считает необходимым применение административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства либо пребывания в ночное время суток, т.е. с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня. Поскольку такое административное ограничение, как запрет покидать место жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время, может негативно повлиять на трудовую деятельность осужденного после освобождения из мест лишения свободы, суд считает возможным установить данное ограничение за исключением случаев, если это связано с его трудовой деятельностью.
В связи с тем, что преступление, за которое Сальников А.А. был осуждён приговором Городецкого городского суда Нижегородской области от 21.12.2016 года было совершено им за пределами <адрес>, на территории которого он был зарегистрирован и проживал, в целях обеспечения индивидуального профилактического воздействия, предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, для обеспечения более эффективного контроля за поведением Сальникова А.А., который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, суд считает необходимым установить в отношении него административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального района либо городского округа по избранному им месту жительства, то есть за пределы Пестяковского муниципального района Ивановской области.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Таким образом, если в дальнейшем Сальников А.А. будет иметь место жительства или пребывания на иной территории, он сам или орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением об отмене административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу выезжать за пределы установленной судом территории, кроме того, орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении данного административного ограничения, путем его конкретизации, то есть изменения пределов территории.
В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом относится к мерам предупреждения совершения этим лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а не к мерам ответственности за совершенное деяние.
Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной или неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами. Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние.
Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ распространяет свое действие, в том числе, на совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и признававшихся в период отбывания наказания злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, установление административного надзора с установлением ограничений по своей правовой природе не является видом наказания за совершение преступления, служит приведенным в ст. 2 Федерального закона N 64-ФЗ целям, и не может расцениваться как ухудшение положения Сальникова А.А. в обозначенном им аспекте.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административные требования об установлении административного надзора в отношении осужденного Сальникова А. А.овича удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Сальникова А. А.овича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 3 (три) года.
Установить Сальникову А.А. административные ограничения:
- обязательная явка 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев, связанных с его трудовой деятельностью;
- запрет на выезд за пределы населенного пункта (территорию муниципального района (городского округа), то есть за пределы Пестяковского муниципального района Ивановской области.
Начало срока административного надзора Сальникову А.А. исчислять со дня его постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Сальникову А.А. обязанность явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства (или пребывания) после освобождения из мест лишения свободы.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий О.Н. Беляева
Решение в окончательной форме вынесено 08 июня 2020 года