РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2019г. г. Белев Тульской области
Белевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Кунгурцевой Т.И.
при ведении протокола секретарем Тимохиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 314/2019 по заявлению администрации муниципального образования Правобережное Белевского района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
установил:
администрация муниципального образования ( далее МО) Правобережное Белевского района обратилась в суд с уточненным заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – воинское захоронение ( две братские могилы) с установленным скульптурным памятником «Одиночная фигура воина со знаменем и автоматом», кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование заявленного требования указано, что на территории муниципального образования Правобережное Белевского района по адресу: <адрес> находится сооружение - воинское захоронение ( две братские могилы) с установленным скульптурным памятником «Одиночная фигура воина со знаменем и автоматом».
Администрация МО Правобережное Белевского района обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области – Белевский отдел с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – сооружения ( воинское захоронение) с установленным скульптурным памятником «Одиночная фигура воина со знаменем и автоматом» с нанесенными на плиты фамилиями погибших воинов, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>
До настоящего времени в отношении указанного объекта никаких обращений заинтересованных лиц не поступало, государственная регистрация права собственности не совершалась, факты обременения объектов правами третьих лиц не известны.
Ссылаясь на положение ст. 225 ГК РФ просит признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Правобережное Белевского района на бесхозяйный объект недвижимого имущества – воинское захоронение ( две братские могилы) с установленным скульптурным памятником «Одиночная фигура воина со знаменем и автоматом», кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>
Представитель заявителя администрации МО Правобережное Белевского района в судебное заседания не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя, заявленные требования удовлетворить.
Представители министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель администрации МО Белевский район в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении заявленных требований возражений не имеет.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.( п. 3 ст. 218 ГК РФ ).
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно пп. 3 -4, 9 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 № 41899) на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 названного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.(ч. 1)(ч. 1).
В полномочия органов местного самоуправления входит осуществление мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях (ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»).
Судом установлено, что на территории муниципального образования Правобережное Белевского района находится объект недвижимого имущества, сооружение – воинское захоронение( две братские могилы) с установленным скульптурным памятником «Одиночная фигура воина со знаменем и автоматом», расположенный по адресу: <адрес> ( ДД.ММ.ГГГГ.)( л.д.34, )
Согласно сообщению № от ДД.ММ.ГГГГг., предоставленному инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, объектом культурного наследия захоронение по адресу: <адрес> не является объектом культурного наследия, на государственной охране не состоит. (л.д.36 - 37) Объектом культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является № ЕГРОКН № – – «Братская могила с захоронением воинов, погибших в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.», <адрес>; надгробный памятник представляет собой стоящую на постаменте одиночную фигуру воина с автоматом в опущенной правой руке и знаменем, вертикально удерживаемым, - в левой.. (л.д. 38)
Данный объект культурного наследия не включен в реестры: объектов федерального имущества Тульской области (л.д. 26), объектов имущества Тульской области (л.д. 23, 24), объектов недвижимого имущества МО Белевский район (л.д. 22), в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в Белевском производственном участке Одоевского отделения государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект. (л.д. 39, 30)
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Из выписки из ЕГРП, уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГг. в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГг. внесена запись № и принят на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества – иное сооружение ( воинское захоронение) с установленным скульптурным памятником «Одиночная фигура воина со знаменем и автоматом» с нанесенными на плиты фамилиями погибших воинов, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>. (л. д. 7, 8- 10)
Судом также установлено, что со дня постановки указанного недвижимого имущества на учет в ЕГРП прошло более года, и до настоящего времени никто не заявлял о своих правах на него, что подтверждается материалами дела, и не было опровергнуто со стороны заинтересованных лиц. Спор о праве на этот объект недвижимого имущества отсутствует.
Данное обстоятельство послужило основанием в порядке ст. 225 ГК РФ для обращения заявителя администрации МО Правобережное Белевского района в пределах предоставленных ему полномочий по управлению, содержанию и распоряжению муниципальной собственностью в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности.
Согласно ч.2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Исходя из того, что объект, в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность не заявляет, то есть, исходя из понятия, изложенного в ст. 225 ГК РФ, данный памятник может быть признан бесхозяйной недвижимой вещью.
В настоящем случае объект обладает всеми признаками бесхозяйной вещи, принят на учет в установленном порядке, что является достаточным основанием для удовлетворения требований о признании права муниципальной собственности.
Признание права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – воинское захоронение ( две братские могилы) с установленным скульптурным памятником «Одиночная фигура воина со знаменем и автоматом», кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> за муниципальным образованием Правобережное Белевского района не нарушает прав и законных интересов РФ, Тульской области и муниципального образования Белевский район.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 293 ГПК РФ,
решил:
заявление администрации муниципального образования Правобережное Белевского района удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Правобережное Белевского района на объект недвижимости – воинское захоронение ( две братские могилы) с установленным скульптурным памятником «Одиночная фигура воина со знаменем и автоматом», кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белевский районный суд Тульской области.
Председательствующий Т.И.Кунгурцева
Мотивированное решение составлено 04 декабря 2019г.