Дело № 2-219/2020
УИД 42RS0008-01-2019-003312-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рудничный районный суд г.Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Жилина С.И.
при секретаре Бормотовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
27 мая 2020 г.
гражданское дело по иску Васильева О.В. к администрации <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> по непринятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения незаконным, обязании принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, определив выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Васильева О.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Кемерово о признании незаконным бездействия администрации г. Кемерово по непринятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, обязании принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, определив выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.
Свои требования истец Васильева О.В. мотивирует тем, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения долей от ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником квартиры по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок отселения физических лиц - не позднее ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца администрацией г. Кемерово направлено требование о сносе в срок до ДД.ММ.ГГГГ своими силами и за свой счет вышеуказанного дома.
В связи с тем, что спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время изъятие жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором оно расположено, ответчиком не осуществляется.
В адрес ответчика направлена претензия о необходимости принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом для муниципальных нужд, однако в удовлетворении требований истца администрацией г. Кемерово отказано, поскольку в настоящее время процедура изъятия многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не реализуется.
Считает, что бездействие администрации г. Кемерово по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения является незаконным, поскольку законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принимать решение об изъятии земельного участка и жилого помещения при наличии к тому законных оснований. Непринятие уполномоченным органом в течение длительного времени действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд нарушает жилищные права истца.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации г.Кемерово об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>, обязать администрацию <адрес> в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, принять решение об изъятии принадлежащей истцу квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, определив выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и иные, предусмотренные законом условия выкупа.
В судебное заседание истец Васильева О.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще и своевременно, дело просила рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя.
В судебном заседании представитель истца Васильева О.В. – ФИО4 на удовлетворении иска настаивала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, а также с учётом письменных пояснений (лд.45-47), пояснив при этом, что в настоящее время многоквартирного дома по <адрес> фактически не существует, поскольку в нём произошел пожар. Земельный участок, на котором располагался указанный выше многоквартирный дом, не был размежеван и в собственность истца Васильева О.В. не оформлен. Однако, в соответствии с нормами ЖК РФ часть расположенного под домом земельного участка принадлежит, в том числе и истцу, как собственнику жилого помещения, располагавшегося в многоквартирном доме.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать по изложенным в письменных возражениях на иск основаниям (лд.72), пояснив при этом, что действительно администрацией <адрес> в адрес жильцов многоквартирного дома по <адрес> направлялись письменные требования о его сносе, на момент направления требований они являлись законными. Истец ведет речь о процедуре изъятия земельного участка и расположенного на нем дома, однако, в настоящее время дома не существует, изымать фактически нечего, как нет и возможности установить выкупную цену квартиры истца. Кроме того, в региональную адресную программу многоквартирный дом по <адрес> не включен.
В судебное заседание представители третьих лиц Администрации Правительства Кузбасса, КУГИ <адрес> не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще и своевременно.
Выслушав участвующие стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
Согласно ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В силу положений ч.1 ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» обращено внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, а также несет бремя содержания данного помещения.
В соответствии ч.1,2. ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В силу пп. 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ( пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
При этом установление срока для сноса дома, признанного аварийным, само по себе имеет целью последующее предоставление гражданам, проживающим в таком доме, либо других: благоустроенных помещений, либо выкупной стоимости помещений, находящихся в собственности. Указанное решение направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище как лиц, занимающих в данном многоквартирном жилом доме помещения на основании договора социального найма, так и собственников жилых помещений.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Действие Положения, распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
Пунктом 7 Положения, установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пунктом 34 Положения, предусмотрено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пункта 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).
В соответствии с п.44 Положения акт обследования жилого помещения составляется в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования.
В соответствии с п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п.49 Положения, на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ. собственники помещений жилого дома по <адрес> обратились в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения аварийным в соответствии с "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (лд.39-40), определен срок отселения физических лиц - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Васильева О.В. (ранее Горшкова) являлась собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными суду доказательствами (л.д.11-12).
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в адрес истца Васильева О.В., как собственника <адрес>, направлялось письменное требование о сносе дома по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащего сносу, собственными силами в срок до ДД.ММ.ГГГГ
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащем сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренным ст. 32 ЖК РФ. В силу положений ч.1 указанной статьи жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
В ходе судебного заседания представитель истца ФИО4 ссылалась на тот факт, что установленный администрацией <адрес> срок отселения жильцов многоквартирного дома по <адрес> - не позднее ДД.ММ.ГГГГ слишком длительный, учитывая, что истец Васильева О.В. является матерью двоих детей и нуждается в жилом помещении в настоящее время.
Между тем, обязанность и сроки по изъятию администрацией города жилого помещения законом не установлены, как не установлены льготы той или иной категории граждан, позволяющих разрешить вопрос об их переселении в конкретные сроки.
Согласно пояснениям как стороны истца, так и представителя ответчика, на момент рассмотрения настоящего дела многоквартирного дома по <адрес> фактически не существует, конструкции жилого дома отсутствуют, фундамент разобран, имущества, подлежащего изъятию, нет.
Указанное подтверждается, в том числе справкой из ОНДПР <адрес>ёзовского и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, материалами проверки по факту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ адресу: <адрес>, приобщенными в материалы дела фотоснимками (лд.79, 87-89).
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ), финансирование мероприятий на переселение граждан из аварийных жилых домов будет осуществляться в период ДД.ММ.ГГГГ г. на многоквартирные жилые дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ
Многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу после указанной даты (ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, не может быть расселен в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела процедура изъятия земельного участка и жилых помещений по адресу: <адрес>, не реализуется. Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок для отселения физических лиц указанного многоквартирного дома – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Однако, как установлено в судебном заседании из пояснений стороны ответчика, не оспоренных истцом, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в какую –либо региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен. Иного материалы дела не содержат.
Таким образом, из совокупности представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором расположена принадлежащая истцу Васильева О.В. <адрес>, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, о чем собственники жилых помещений указанного дома своевременно уведомлены, в том числе и о необходимости сноса многоквартирного дома своими силами и за свой счет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако обязанность и сроки по изъятию жилых помещений законодательством не установлены, в настоящее время многоквартирного дома не существует, т.е. имущества, подлежащего изъятию и оценке, нет, многоквартирный дом по <адрес> не может быть расселен в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ, на дату рассмотрения настоящего дела процедура изъятия земельного участка и жилых помещений по адресу: <адрес>, не реализуется, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
Истцом Васильева О.В. не приведены доводы относительно несоответствия действий (бездействия) ответчика - администрации <адрес> постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым определен срок отселения физических лиц многоквартирного <адрес> - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не установлены несоответствия действий (бездействия) ответчика и в судебном заседании, связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, отсутствуют.
Учитывая вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, оснований для возложения на администрацию <адрес> обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором располагался многоквартирный дом по <адрес> и жилого помещения по <адрес>1 <адрес>, установить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа, также не имеется.
Суд считает, что указанные выводы соответствуют обстоятельствам дела и закону.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Васильева О.В. к администрации <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> по непринятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения незаконным, обязании принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, определив выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа- отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ через Рудничный районный суд <адрес>.
Председательствующий: