Решение по делу № 2-219/2020 от 02.12.2019

Дело № 2-219/2020

УИД 42RS0008-01-2019-003312-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рудничный районный суд г.Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Жилина С.И.

при секретаре Бормотовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

                                                                                                      27 мая 2020 г.

гражданское дело по иску Васильева О.В. к администрации <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> по непринятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения незаконным, обязании принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, определив выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Васильева О.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Кемерово о признании незаконным бездействия администрации г. Кемерово по непринятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, обязании принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, определив выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.

Свои требования истец Васильева О.В. мотивирует тем, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения долей от ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником квартиры по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок отселения физических лиц - не позднее ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца администрацией г. Кемерово направлено требование о сносе в срок до ДД.ММ.ГГГГ своими силами и за свой счет вышеуказанного дома.

В связи с тем, что спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время изъятие жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором оно расположено, ответчиком не осуществляется.

В адрес ответчика направлена претензия о необходимости принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом для муниципальных нужд, однако в удовлетворении требований истца администрацией г. Кемерово отказано, поскольку в настоящее время процедура изъятия многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не реализуется.

Считает, что бездействие администрации г. Кемерово по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения является незаконным, поскольку законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принимать решение об изъятии земельного участка и жилого помещения при наличии к тому законных оснований. Непринятие уполномоченным органом в течение длительного времени действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд нарушает жилищные права истца.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации г.Кемерово об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>, обязать администрацию <адрес> в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, принять решение об изъятии принадлежащей истцу квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, определив выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и иные, предусмотренные законом условия выкупа.

В судебное заседание истец Васильева О.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще и своевременно, дело просила рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя.

    В судебном заседании представитель истца Васильева О.В.ФИО4 на удовлетворении иска настаивала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, а также с учётом письменных пояснений (лд.45-47), пояснив при этом, что в настоящее время многоквартирного дома по <адрес> фактически не существует, поскольку в нём произошел пожар. Земельный участок, на котором располагался указанный выше многоквартирный дом, не был размежеван и в собственность истца Васильева О.В. не оформлен. Однако, в соответствии с нормами ЖК РФ часть расположенного под домом земельного участка принадлежит, в том числе и истцу, как собственнику жилого помещения, располагавшегося в многоквартирном доме.

    В судебном заседании представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать по изложенным в письменных возражениях на иск основаниям (лд.72), пояснив при этом, что действительно администрацией <адрес> в адрес жильцов многоквартирного дома по <адрес> направлялись письменные требования о его сносе, на момент направления требований они являлись законными. Истец ведет речь о процедуре изъятия земельного участка и расположенного на нем дома, однако, в настоящее время дома не существует, изымать фактически нечего, как нет и возможности установить выкупную цену квартиры истца. Кроме того, в региональную адресную программу многоквартирный дом по <адрес> не включен.

    В судебное заседание представители третьих лиц Администрации Правительства Кузбасса, КУГИ <адрес> не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще и своевременно.

Выслушав участвующие стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

Согласно ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

В силу положений ч.1 ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» обращено внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, а также несет бремя содержания данного помещения.

В соответствии ч.1,2. ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В силу пп. 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ( пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

При этом установление срока для сноса дома, признанного аварийным, само по себе имеет целью последующее предоставление гражданам, проживающим в таком доме, либо других: благоустроенных помещений, либо выкупной стоимости помещений, находящихся в собственности. Указанное решение направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище как лиц, занимающих в данном многоквартирном жилом доме помещения на основании договора социального найма, так и собственников жилых помещений.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Действие Положения, распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 7 Положения, установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно пункту 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пунктом 34 Положения, предусмотрено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу пункта 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).

В соответствии с п.44 Положения акт обследования жилого помещения составляется в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования.

В соответствии с п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.49 Положения, на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ. собственники помещений жилого дома по <адрес> обратились в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения аварийным в соответствии с "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (лд.39-40), определен срок отселения физических лиц - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Васильева О.В. (ранее Горшкова) являлась собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными суду доказательствами (л.д.11-12).

Согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в адрес истца Васильева О.В., как собственника <адрес>, направлялось письменное требование о сносе дома по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащего сносу, собственными силами в срок до ДД.ММ.ГГГГ

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащем сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренным ст. 32 ЖК РФ. В силу положений ч.1 указанной статьи жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

В ходе судебного заседания представитель истца ФИО4 ссылалась на тот факт, что установленный администрацией <адрес> срок отселения жильцов многоквартирного дома по <адрес> - не позднее ДД.ММ.ГГГГ слишком длительный, учитывая, что истец Васильева О.В. является матерью двоих детей и нуждается в жилом помещении в настоящее время.

Между тем, обязанность и сроки по изъятию администрацией города жилого помещения законом не установлены, как не установлены льготы той или иной категории граждан, позволяющих разрешить вопрос об их переселении в конкретные сроки.

Согласно пояснениям как стороны истца, так и представителя ответчика, на момент рассмотрения настоящего дела многоквартирного дома по <адрес> фактически не существует, конструкции жилого дома отсутствуют, фундамент разобран, имущества, подлежащего изъятию, нет.

Указанное подтверждается, в том числе справкой из ОНДПР <адрес>ёзовского и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, материалами проверки по факту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ адресу: <адрес>, приобщенными в материалы дела фотоснимками (лд.79, 87-89).

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ), финансирование мероприятий на переселение граждан из аварийных жилых домов будет осуществляться в период ДД.ММ.ГГГГ г. на многоквартирные жилые дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ

Многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу после указанной даты (ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, не может быть расселен в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ.

Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела процедура изъятия земельного участка и жилых помещений по адресу: <адрес>, не реализуется. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок для отселения физических лиц указанного многоквартирного дома – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Однако, как установлено в судебном заседании из пояснений стороны ответчика, не оспоренных истцом, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в какую –либо региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен. Иного материалы дела не содержат.

Таким образом, из совокупности представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором расположена принадлежащая истцу Васильева О.В. <адрес>, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, о чем собственники жилых помещений указанного дома своевременно уведомлены, в том числе и о необходимости сноса многоквартирного дома своими силами и за свой счет в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако обязанность и сроки по изъятию жилых помещений законодательством не установлены, в настоящее время многоквартирного дома не существует, т.е. имущества, подлежащего изъятию и оценке, нет, многоквартирный дом по <адрес> не может быть расселен в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ, на дату рассмотрения настоящего дела процедура изъятия земельного участка и жилых помещений по адресу: <адрес>, не реализуется, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.

Истцом Васильева О.В. не приведены доводы относительно несоответствия действий (бездействия) ответчика - администрации <адрес> постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым определен срок отселения физических лиц многоквартирного <адрес> - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не установлены несоответствия действий (бездействия) ответчика и в судебном заседании, связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, отсутствуют.

Учитывая вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, оснований для возложения на администрацию <адрес> обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором располагался многоквартирный дом по <адрес> и жилого помещения по <адрес>1 <адрес>, установить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа, также не имеется.

Суд считает, что указанные выводы соответствуют обстоятельствам дела и закону.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Васильева О.В. к администрации <адрес> о признании бездействия администрации <адрес> по непринятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения незаконным, обязании принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, определив выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа- отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ через Рудничный районный суд <адрес>.

Председательствующий:

2-219/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильева Ольга Владимировна
Ответчики
Администрация г.Кемерово
Другие
КУГИ КО
Администрация Правительство Кузбасса
Суд
Рудничный районный суд г. Кемерово
Судья
Жилин Сергей Иванович
Дело на странице суда
rudnichny.kmr.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2019Передача материалов судье
24.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2019Подготовка дела (собеседование)
20.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.01.2020Предварительное судебное заседание
20.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Подготовка дела (собеседование)
17.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Подготовка дела (собеседование)
10.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2020Судебное заседание
19.05.2020Производство по делу возобновлено
19.05.2020Судебное заседание
09.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2020Дело оформлено
27.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее