Дело №2-3719/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2017 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
в составе: председательствующего судьи Сердюковой А.Ю.
при секретаре Гордеевой Н.П.
с участием: истца Назаровой А.В.,
представителя ответчика Караева А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Назаровой А. В. к Индивидуальному предпринимателю Лепешевой К. М. о взыскании убытков, денежной компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛА:
Назарова А.В. обратилась в суд с иском к ИП Лепешевой К.М. о взыскании убытков, компенсации морального вреда, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указала, что в период времени с (дата) по (дата) между ней и ответчиком был заключен договор перевозки на поездку по регулярному муниципальному маршруту автобуса (№) (пл.Кирова-(адрес) истица оплатила 23 рубля, что превышает предельный максимальный тариф, установленный Постановлением комитета по ценам и тарифам (адрес) от (дата) (№)-Ц, чем совершила правонарушение, ответственность за которое предусмотрена 4.1 ст.14.6 КоАП РФ - завышение регулируемых государством предельных тарифов на услуги. Согласно контрольным билетам сер. ЛКМ -036 (№), ЛКМ -036 (№) истцом был оплачен проезд в размере 23 руб. за каждый билет. Согласно ч.2 ст.17 Закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» для подтверждения права осуществления перевозок по самостоятельно определяемым тарифам необходимо одновременное наличие у перевозчика (ответчика) свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и карту соответствующего маршрута регулярных перевозок. Согласно информации, представленной администрацией г. Комсомольска- на-Амуре (от (дата) (№)) ИП Лепешева К.М в Реестре муниципальных маршрутов автомобильного транспорта общего пользования муниципального образования городского округа «(адрес)» не значится. Соответственно, свидетельств об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок органом местного самоуправления ИП Лепешевой К.М не выдавалось. Таким образом, документов, подтверждающих право Ответчика осуществлять перевозки по нерегулируемым тарифам в указанный период времени не имелось. Излишне полученная выручка ответчика составила 8 рублей. Ответчиком допущено завышение регулируемых государством предельных тарифов на услугу - перевозку пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок, в результате чего причинен имущественный ущерб истцу. Кроме того, ответчик своими действиями предоставляет потребителю (истцу) недостоверную информацию об услуге, а именно о цене услуги, в нарушение ст.8, ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» (№) от 07.02.1992г. Руководствуясь ст. 15, 151, 1064 Гражданского кодекса РФ, ст. 10, 12, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» просит взыскать с ответчика в свою пользу убытки в сумме 8 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей, обязать ответчика установить оплату за проезд в своих автобусах муниципального маршрута (№) в размере 19 рублей.
В судебном заседании истец Назарова А.В. уточнила исковые требования и просила взыскать с ответчика убытки в сумме 4 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей, возложить обязанность на ответчика установить оплату за проезд в общественном автомобильном транспорте по муниципальному маршруту (№) принадлежащем ответчику в размере 19 рублей за 1 билет на период действия Постановления Комитета по ценам и тарифам (адрес) (№)-Ц от 30.03.2015г. Назарова А.В. на заявленных и уточненных требованиях настаивала, доводы изложенные в исковом заявлении подтвердила, дала показания аналогичные изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что точную дату, когда она приобрела билет ИП Лепешевой К.М., она не помнит, поэтому указала период. Ехала на автобусе маршрута (№) по своим делам. Моральный вред обосновывает тем, что были нарушены ее права как потребителя. Просила иск удовлетворить.
ИП Лепешева К.М. в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке. Суд, с учетом мнения явившихся лиц рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Караев А.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в период с 01.04.2016г. по 01.06.2016г. ИП Лепешева К.М. не предъявляла к оплате за проезд билеты стоимостью 23 рубля, что подтверждается книгой учета проданных билетов, квитанцией ООО «Агора» и накладной от 18.03.2016г., согласно которым ИП Лепешева К.М. заказывала на печать билеты стоимостью 19 рублей. Представленный истцом билет не подтверждает факт проезда Назаровой А.В. в указанный ею период и по маршруту (№), не подтверждает, что она купила этот билет, так как такие билеты можно найти и подобрать около автобусной остановки. Истица не доказала факт причинения ей материального ущерба и морального вреда. ИП Лепешева К.М. не заказывала билеты с рекламой и не предъявляла их к оплате, которые представила истица. С июня 2016 года ИП Лепешева К.М. не осуществляет перевозки общественным транспортом, так как она не участвовала в конкурс и не получила свидетельство и карту маршрута. Принадлежащие ей транспортные средства она по договору передала ИП Сенченко. Постановление комитета по ценам и тарифам от 11.01.2017г. ИП Лепешева К.М. не обжаловала, так как его не получала. Данное постановление было вынесено только на одних показаниях Назаровой А.В. без учета всех обстоятельств по делу. Просил в удовлетворении иска отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, приходит к следующему выводу:
На основании ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Согласно ст.789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 ГК РФ).
В соответствии с п.2 ст.790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Статьями 4 и 5 Федерального закона от (дата) №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлены виды сообщения и виды перевозок пассажиров, согласно которым перевозки пассажиров осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов. Перевозки пассажиров подразделяются, в том числе на регулярные перевозки.
В соответствии с ч.1, ч.2, ч.7, ч.8 статьи 19 Федерального закона от (дата) N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Согласно Федеральному закону от (дата) N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, а под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Статьи 11, 14 и 15 Федерального закона от (дата) N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливают, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
Согласно Статье 17 Федерального закона от (дата) N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута. Допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
Таким образом, для осуществления перевозок по нерегулируемому тарифу перевозчик обязан иметь свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок и карту маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Статья 19 Федерального закона от (дата) N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи; 3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Статьей 39 Закона от (дата) N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен годичный переходный период, состоящий из трех этапов: в течение тридцати дней - сбор информации о перевозчиках и маршрутах регулярных перевозок; по истечении тридцати дней и до истечения ста восьмидесяти дней - проверка предоставленных сведений и формирование реестра маршрутов регулярных перевозок; до истечения двухсот семидесяти дней - предоставление перевозчикам карт маршрутов, являющихся разрешительными документами на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок до проведения открытого конкурса на получение указанного права.
Порядок формирования и утверждения реестра, а также порядок определения вида перевозок Законом и иными нормативно-правовыми актами не регламентирован.
На основании решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата) N 71 "Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа "(адрес)", администрация (адрес) является уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом от (дата) N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на органы местного самоуправления. На основании предоставленных Законом и местным законодательным органом полномочий администрацией сформирован реестр перевозчиков.
Согласно п. 1 Постановления комитета по ценам и тарифам (адрес) от (дата) (№)-ц «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом на территории городского округа "(адрес)" установлены для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом категории м2, м3, предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа на территории городского округа "(адрес)" в размере 19,00 рублей.
Перевозчики самостоятельно определяют тарифы на перевозки пассажиров и багажа в общественном автомобильном транспорте на территории городского округа "г.Комсомольск-на-Амуре", но не выше предельных максимальных тарифов, установленных настоящим постановлением.
В силу ст. ст.56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В судебном заседании установлено, что Лепешева К.М. имеет статус индивидуального предпринимателя с 28.03.2011г. и осуществляет деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, что подтверждено выпиской из ЕГРИП.
Как следует из пояснений представителя ответчика и сообщении Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 28.06.2017г. между администрацией г.Комсомольска-на-Амуре и ИП Лепешевой К.М. договор на осуществление перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам в 2016 году не заключался, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок не выдавались.
Как следует из пояснений представителя ответчика, журнала учета проданных билетов, квитанции ООО «Агора» (№) от 18.03.2016г., накладной (№) от 18.03.2016г. ООО «Агора» ИП Лепешева К.М. заказывала к печати и реализовывала в период с 01.04.2016г. по 01.06.2016г. билеты стоимостью 19 рублей.
Как следует из контрольного билета на автобус 01329 серии ЛКМ-036, ИП Лепешева К.М. предъявила к оплате за проезд 23 рубля. В билете не указано когда, кем и на какой маршрут приобретался билет.
Вступившим в законную силу постановлением (№)-д от (дата) Комитета по ценам и тарифам (адрес) ИП Лепешева К.М. привлечена к административной ответственности по ст. 14.6 ч.1 КоАП РФ- завышение регулируемых государством предельных тарифов на услуги. Данным постановлением установлено, что ИП Лепешева К.М. в период с 01.04.2016г. по 01.06.2016г. взимала оплату за проезд в регулярном муниципальном маршруте (№) г.Комсомольска-на-Амуре в размере 23 рубля, то есть в размере, превышающем предельный максимальный тариф, установленным постановлением Комитета от 30.03.2015г. (№)-Ц. Постановлением так же установлено, что регулярные перевозки ИП Лепешевой К.М. по муниципальному маршруту (№) автомобильным транспортом на территории городского округа г.Комсомольск-на-Амуре не являются осуществляемыми по нерегулируемым тарифам, так как ИП Лепешевой К.М. органом местного самоуправления не выдавалось свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и карта маршрута.
Согласно реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования МОГО «г.Комсомольск-на-Амуре» ИП Лепешева К.М. как перевозчик не значится.
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств, отвечающих признакам относимости и допустимости, установленных ст. 59 и ст.60 ГПК РФ, подтверждающих факт того, что ИП Лепешева К.М., осуществляла перевозку на муниципальном маршруте (№) в период с 01.04.2016г. по 01.06.2016г. и предъявляла к оплате проездные билеты стоимостью 23 рубля, а так же, что представленный истцом билет приобретался Назаровой А.В. в указанный ею период и на указанный маршрут. Таким образом, в судебном заседании достоверно не установлено, что ИП Лепешевой К.М. были завышены предельные тарифы на услуги по перевозке граждан в период с 0104.2016г. по 01.06.2016г. Так же суду не представлено доказательств того, что ИП Лепешева К.М. до настоящего времени осуществляет свою деятельность по перевозке пассажиров в автобусах муниципального маршрута (№) г.Комсомольска-на-Амуре.
Постановление Комитета по ценам и тарифам (адрес) от (дата) в отношении ИП Лепешевой К.М. по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 14.6 ч.1 КоАП, в соответствие со ст. 61 ГПК РФ, не имеет в данном случае преюдициального значения, кроме того, при рассмотрении материалов, информация о том когда и при каких обстоятельствах Назарова А.В. приобрела билет ИП Лепешевой К.М. стоимостью 23 рубля не исследовался и не проверялся, на самом билете такой информации не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Назаровой А.В. о взыскании материального ущерба являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.
Исковое требование о возложении обязанности на ответчика установить оплату за проезд в общественном автомобильном транспорте по муниципальному маршруту (№) принадлежащем ответчику в размере 19 рублей за 1 билет на период действия Постановления Комитета по ценам и тарифам (адрес) (№)-Ц от 30.03.2015г. не подлежит удовлетворению, так как ответчик в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования МОГО «г.Комсомольск-на-Амуре» как перевозчик не значится, сведений о том, что она осуществляет свою деятельность по перевозке пассажиров на маршруте (№) до настоящего времени - суду не представлено.
Истцом заявлено требование о взыскании денежной компенсации морального вреда, который она обосновывает тем, что были нарушены ее права как потребителя.
В силу ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков и не зависит от размера имущественного вреда.
Поскольку в судебном заседании не установлен факт нарушения прав истца как потребителя, то исковые требования о взыскании денежной компенсации морального вреда суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь 196-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░░░)░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░)
.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░