Гражданское дело № 2-187-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2019 года с Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Аюпова Р.А.
при секретаре Баймурзаевой А.А., с участием помощника прокурора Ногайского района Абдуллаева С.Ш., представителя администрации МР «Ногайский район» по доверенности Нукаевой Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ногайского района Сейтиева А.С-С., в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МР «Ногайский район» и МКДОУ детский сад «Алтын-Ай» о признании бездействия незаконным и устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ногайского района РД Сейтиев А.С-С. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МР «Ногайский район» и МКДОУ детский сад «Алтын-Ай» о признании бездействия незаконным и устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Ногайского района Абдуллаев С.Ш. исковые требования поддержал и пояснил суду, что прокуратурой Ногайского района в соответствии с поручением прокуратуры РД совместно с ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Алтын-Ай», расположенного по адресу: <адрес>. Установлено, что образовательная деятельность в МКДОУ ДС «Алтын-Ай» осуществляется в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания обучающихся и воспитанников, а именно: Федерального закона от 30.03.99г. №52-ФЗ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее- Федерального закона №52-ФЗ); СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее- СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-13); Санитарных правил- СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее-СП 1.11058-01). Так, в личных медицинских книжках работников пищеблока (2 чел.) отсутствуют сведения о вакцинации против дизентерии (ст.34 ФЗ №52-ФЗ, п.п.19.1,19.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, п. 18 Приложения 2 к Приказу Минсоцздравразвития РФ от 12.04.2011г. №н.). Не проводится производственно-лабораторный контроль, не представлены результаты (протоколы) лабораторно-инструментальных исследований (ст.32 №52-ФЗ, п.1.5,2.7,2.8 СП ДД.ММ.ГГГГ-01);пищеблок по набору и площади помещений не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, как столовая, работающая на сырье; пищеблок представлен 3 помещениями: производственным цехом, моечной кухонной посуды и складским помещением; объемно-планировочные решения помещений пищеблока не предусматривают последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции (п.13.1 и приложения 4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13); в питании детей не предусмотрено ежедневное использование: молока, кисломолочных напитков, мяса(или рыбы), картофеля, овощей, фруктов и использование 2-3 раза в неделю творога, сметаны, птицы, сыр, яйцо и соки (п.15.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13). Для ополаскивания посуды (в том числе столовой) не используются гибкие шланги с душевой насадкой ( п.13.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13). Не проводится С-витаминизация готовых третьих блюд (п. 14.21 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13); В складских помещениях для хранения продуктов отсутствуют прибор для измерения температуры и относительной влажности (п.14.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13.Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья ведется не в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 (п.14.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13).
Вышеуказанные нарушения стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей ответственными должностными лицами, а также отсутствием должного контроля со стороны руководства МКДОУ ДС «Алтын-Ай». Кроме того, нарушаются права воспитанников на санитарно- эпидемиологическое благополучие.
По результатам проверки в отношении руководителя МКДОУ ДС «Алтын-Ай» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой <адрес> возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренными ст.ст. 6.3, 6.4, 6.6 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> она привлечена к административной ответственности в виде наложения штрафов.
В своем объяснении директор МКДОУ ДС «Алтын-Ай» ФИО5 нарушения признала, однако указала, что на их устранение необходимо финансирование, которое должно осуществлять администрация МР «<адрес>. Кроме того, отдельные помещения учреждения нуждаются в капитальном ремонте (пищеблок, столовая).
В связи с изложенным, просит суд: признать бездействия администрации МР «<адрес>» и муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Алтын-Ай» незаконными; - обязать их в течение 180 дней с момента вынесения решения суда устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: - привести пищеблок в соответствие с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13; - предусмотреть последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции; - оборудовать моечные ванны для ополаскивания посуды гибкими шлагами с душевой насадкой; - проводить С-витаминизацию готовых третьих блюд; - оборудовать складские помещения для хранения продуктов прибором для измерения температуры и относительной влажности; - своевременно вести «Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья» в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13; - произвести вакцинацию работников пищеблока против дизентерии; - своевременно проводить производственно-лабораторный контроль; - принять меры по согласованию ФИО1 с Управлением Роспотребнадзора по <адрес>.
При этом помощник прокурора <адрес> ФИО4 отказался от своих исковых требований в части оборудовать пищеблок учреждения разделочными столами в необходимом количестве, установить на моечные ванны маркировку температуры и объемной вместимости и оборудовать помещения системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением, так как указанные требования были указано в заявлении ошибочно, в связи с чем просит суд принять его отказ от иска в указанной части и прекратить производство по делу
Представитель ответчика, администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО6 исковые требования прокурора <адрес> РД признала в полном объеме.
Заведующая МКДОУ детский сад «Алтын-Ай» ФИО5 в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с заявлением, в котором указал, что признает исковые требования прокурора <адрес> РД в полном объеме, последствия признания иска ей понятны, просит суд рассмотреть дело без ее участия.Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ санитарнопротивоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями являются организационные, административные, инженерно-технические, медико- санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно ст.8 Федерального закона №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
На основании требований ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - №- ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст. 39 № 52-ФЗ).
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.
Образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 32 №-Ф3).
Указанное прокурором нарушение требований №-Ф3 создает реальную опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, а также персонала учреждения, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством (ч. 2 ст. 2 ГК РФ)
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры РД совместно с ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания воспитанников в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Алтын-Ай», расположенного по адресу: <адрес>. Установлено, что образовательная деятельность в МКДОУ ДС «Алтын-Ай» осуществляется в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания обучающихся и воспитанников, а именно: Федерального закона от 30.03.99г. №52-ФЗ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; Санитарных правил- СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанное обстоятельство подтверждается постановлениями о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении руководителя МКДОУ ДС «Алтын-Ай» по ст. ст. 6.3, 6.4, и 6.6 КРФ об АП, а так же справкой ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> о результатах проверки МКДОУ ДС «Алтын-Ай».
Таким образом судом установлен факт бездействия руководителя МКДОУ ДС «Алтын-Ай» выразившейся в осуществлении деятельности МКДОУ ДС «Алтын-Ай» в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания воспитанников.
Согласно п. 1.5 Устава учредителем МКДОУ ДС «Алтын-Ай» является администрация МР «<адрес>».
В силу требований части 1 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Ввиду изложенного и с учетом позиции представителя администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО6 и заведующей МКДОУ детский сад «Алтын-Ай», суд считает иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>» и МКДОУ детский сад «Алтын-Ай» о признании бездействия незаконным и устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным подлежащим частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> РД удовлетворить.
Признать бездействия администрации МР «<адрес>» и муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Алтын-Ай» незаконными.
Обязать администрацию МР «<адрес>» и муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алтын-Ай» в течение 180 дней с момента вынесения решения суда устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- привести пищеблок в соответствие с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13; - предусмотреть последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции; - оборудовать моечные ванны для ополаскивания посуды гибкими шлагами с душевой насадкой; - проводить С-витаминизацию готовых третьих блюд; - оборудовать складские помещения для хранения продуктов прибором для измерения температуры и относительной влажности; - своевременно вести «Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья» в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13; - произвести вакцинацию работников пищеблока против дизентерии; - своевременно проводить производственно-лабораторный контроль; - принять меры по согласованию ФИО1 с Управлением Роспотребнадзора по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано через Ногайский районный суд в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение 30 дней с момента его оглашения.
Председательствующий
судья Р.А. Аюпов