Решение по делу № 33АП-4062/2017 от 03.08.2017

Дело № 33АП- 4062/17                                       судья Кудлаева Т.В.

Докладчик Будкова Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2017 года                                                                            г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда

в составе:

председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей коллегии Будковой Т.Н., Гончарук И.А.,

при секретаре Перепелициной Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району на решение Селемджинского районного суда от 07 июня 2017 года.

Заслушав дело по докладу судьи Будковой Т.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Иванова Е.Д. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управление социальной защиты населения по Селемджинскому району (далее - ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району), Правительству Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании с ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. В обоснование заявленных требований указала, что 19 июня 2014 года между ней и ОАО "Сбербанк России" заключен кредитный договор на приобретение готового жилья. 31 июля 2014 года ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району принято решение о предоставлении ей компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору. За период с 01 июля 2014 года по 30 июня 2015 года ответчик указанные выплаты не произвёл, в результате чего образовалась задолженность в общей сумме 96 703 рубля 76 копеек. Просила суд взыскать с ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району в её пользу задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с 01 июля 2014 года по 30 июня 2015 года в размере 96 703 рубля 76 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец Иванова Е.Д., представители ответчика – ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства социальной защиты населения Амурской области, министерства финансов Амурской области, Правительство Амурской области, а также Иванов А.В, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие при надлежащем извещении.

В письменных возражениях на иск представитель ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району возражал против удовлетворения иска, указав, что выплата компенсации осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год, в порядке очередности подачи заявления. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области для реализации программных мероприятий "Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков" исполнены в 2013-2015 годах в полном объеме, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Решением Селемджинского районного суда Амурской области от 07 июня 2017 года на ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району возложена обязанность осуществить выплату Ивановой Е.Д. за счет средств областного бюджета компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 19 июня 2014 года за период с 01 июля 2014 года по 30 июня 2015 года в размере 96 703 рубля 76 копеек. С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району ставит вопрос об отмене указанного решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Отмечает, что судом не применены подлежащие применению нормы Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26. Указывает, что правовое основание, возникновением которого обусловлена выплата компенсации (событие), не наступило. Считает, что решение суда затрагивает права других граждан, которые раньше истца обратились в ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району с заявлениями о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и имеют право на предоставление компенсации. Полагает, что решение суда устанавливает иной порядок выплаты компенсации. Приводит довод о том, что бюджетные ассигнования, выделенные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, использованы в полном объеме. Кроме того, считает, что спорные обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств и подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании правил статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617 утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы" и подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы". Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года № 617 признано утратившим силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы", в рамках которой предусмотрена подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области". Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абзац второй пункта 2 которого предусматривал право на компенсацию всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших не ранее 1 июля 2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2 000 000 рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.

Как следует из материалов дела, 19 июня 2014 года между ОАО "Сбербанк России" (кредитор) и Ивановой Е.Д., Ивановым А.В. (созаемщики) был заключен кредитный договор , по условиям которого созаемщикам был предоставлен кредит в размере <данные изъяты> рублей на приобретение объекта недвижимости, 1-ая Тепличная, д. , кв. . Истец обратился в ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы" долгосрочной целевой программы "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы". Решением Государственного казенного учреждения Амурской области – Управления социальной защиты населения по Селемджинскому району расходы по заключенному с истцом кредитному договору приняты к компенсации.

В период с 01 июля 2014 года по 30 июня 2015 года выплаты истцу не осуществлялись. Согласно справке ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району от 15 сентября 2016 года № 1424, сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом за указанный период составила 96 703 рубля 76 копеек.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что            Иванова Е.Д. приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период, пришел к обоснованному выводу о том, что истец была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, при этом высказал суждение о том, что отсутствие достаточного финансирования не может служить препятствием к реализации предоставленного истцу права.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными. В мотивировочной части решения содержатся суждения суда по всем доводам сторон со ссылкой на нормы действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, и что предоставление отдельным категориям граждан компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору осуществляется не в силу принятых органами государственной власти публичных нормативных обязательств, а является дополнительной социальной гарантией, предоставление которой осуществляется в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете в текущем году в рамках государственной программы, является несостоятельным.

Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включая истца в качестве участника указанной подпрограммы и признавая тем самым её право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по её социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 8-П, Определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 170-О, от 27 декабря 2005 года № 502-О и др.).

О нормативном характере подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в долгосрочной целевой программе "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы", направления реализации Программы и правила использования средств, предоставленных в качестве социальных выплат.

Доводы апелляционной жалобы ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району о том, что бюджетные ассигнования в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств были выделены в полном объеме, подтверждают частичное выполнение принятых на себя обязательств по компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) и право заявителя на получение указанной выплаты. Между тем, отсутствие бюджетных ассигнований не может служить основанием для неисполнения обязательств государственного органа перед гражданином по погашению задолженности, образовавшейся в период действия указанной программы.

Нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району о ненадлежащем применении судом норм Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26.

Согласно пункту 9 указанного Положения, выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действия (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. В силу пункта 10 того же Положения, выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Поскольку Иванова Е.Д. обратилась в суд с требованием о взыскании компенсационной выплаты, то её право на возмещение расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору может быть реализовано в судебном порядке.

Довод апелляционной жалобы о том, что указанным решением суда затрагиваются права других граждан, которые раньше Ивановой Е.Д. обратились в ГКУ УСЗН с заявлениями о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и имеют право на предоставление компенсации, не свидетельствует о неправильном применении судом Положения о выплате компенсации и не является достаточным основанием для отмены решения суда.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлений, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-О).

Законность обжалуемого решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы, которые сводятся к отсутствию достаточного финансирования на цели погашения расходов по уплате гражданами процентов по ипотечному кредитованию. Данные доводы не дают основания для отмены решения суда. Исходя из доводов сторон, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. На основании изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

При указанных обстоятельствах обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а.

Решение Селемджинского районного суда от 07 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГКУ АО УСЗН по Селемджинскому району - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегия:

33АП-4062/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Е.Д.
Ответчики
Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Селемджинскому району
Правительство Амурской области
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Амурский областной суд
Судья
Будкова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.amr.sudrf.ru
21.08.2017Судебное заседание
24.08.2017Передано в экспедицию
24.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее