Дело №а-292/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2019 г. п. Чернянка
Чернянский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Юденковой Т.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Белгородской области к Сурченко Николаю Васильевичу о восстановлении срока, взыскании задолженности и пени по налогу на доходы физических лиц,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Белгородской области обратилась в суд с административным иском к Сурченко Николаю Васильевичу о восстановлении срока, взыскании задолженности и пени по налогу на доходы физических лиц в соответствии с требованием № 13682 от 28.06.2014 в общей сумме 280 руб. 83 коп., указав, что Сурченко Н.В. являлся плательщиком налога на доходы физических лиц.Сурченко Н.В. не уплатил НДФЛ в размере 280 рублей, а также пени в размере 0,83 руб.
Просят восстановить пропущенный срок подачи данного административного иска в суд.
В установленный судом срок от административного ответчика возражения по существу заявленных требований не поступили.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доход от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Пунктом 2 ст. 228 НК РФ установлено, что физические лица, которыми был получен в отчетном периоде доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, обязаны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пункт 6 ст. 227 НК РФ устанавливает, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно материалам дела Сурченко Н.В. подлежало уплатить налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 280 рублей.
Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате налога на доходы физических лиц не была исполнена, то ему на основании статьи 75 НК РФ была начислена пеня в размере 0,83 руб.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с неуплатой налога на доходы физических лиц в установленный срок в адрес административного ответчика административным истцом было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 13682 от 28.07.2014 (л.д. 6-7).
Требование об оплате задолженности и пени административным ответчиком не исполнены.
Расчет задолженности, произведенный административным истцом, не вызывает у суда сомнения в своей достоверности, и не опровергнут ответчиком.
Однако, в силу п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пени налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пени, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пени, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения закреплены в ч. 2 ст. 286 КАС РФ, в соответствии с которой, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Требованием № 13682 об уплате налога, сбора, пени, штрафа был установлен срок погашения задолженности до 08.09.2014.
Административное исковое заявление направлено в суд 27 июня 2019 года, за пределами установленного законом срока.
Доказательств того, что административный истец обратился в суд, в том числе к мировому судье за вынесением судебного приказа в установленный законом срок, последним не представлено, материалы дела таких доказательств так же не содержат.
К административному исковому заявлению не приложены доказательства уважительности причин пропуска срока, само заявление также не содержит указания таких причин.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 г. № 479-О-О).
В соответствии с п. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления Межрайонной ИФНС России № 6 по Белгородской области срока для обращения в суд, что в соответствии со ст. 180 КАС РФ является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Судебные издержки по делу отсутствуют, административный истец, как налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 400 рублей на основании ст. 333.36 НК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока и как следствие об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности и пени по налогу на доходы физических лиц.
Руководствуясь ст.ст.114, 175 – 180, 291 – 294 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №6 по Белгородской области к Сурченко Николаю Васильевичу о восстановлении срока, взыскании задолженности НДФЛ в размере 280 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 0,83 рублей согласно требованию № 13682 от 28.07.2014, а всего 280 руб. 83 коп – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, с подачей апелляционной жалобы через Чернянский районный суд.
Судья Т.Н.Юденкова