Дело № 12-517/2019
УИД 21RS0025-01-2019-003864-91
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
13 сентября 2019 года город Чебоксары
Судья Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Малыгин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу директора <данные изъяты>, ИНН №, КПП №, ОГРН №,
Ц.М.А., <анкетные данные изъяты>,
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
постановлением № главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ директор общества с ограниченной ответственностью «МОДА ЛИ» (далее по тексту - <данные изъяты>) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. за то, что по истечении трех рабочих дней со дня фактического допуска уполномоченным директором <данные изъяты> Ц.М.А. лицом – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ к осуществлению трудовой деятельности в качестве продавца трикотажных изделий в магазин, расположенный по адресу: <адрес> с ФИО4 трудовой договор не заключен, приказ о приеме на работу не издавался.
Не согласившись с данным постановлением, директор <данные изъяты> Ц.М.А. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит отменить обжалуемое постановление. Указала, что ФИО4 никаких намерений к заключению трудового договора не проявляла: не подавала заявлений ни о приеме на работу, ни об увольнении; не подчинялась графику работы, установленному работодателем; не исполняла обязанности в соответствии с должностной инструкцией; не подчинялась правилам внутреннего трудового распорядка. Считает, что никак не подтверждено исполнение ФИО5 именно с ДД.ММ.ГГГГ функции продавца, связанной непосредственно с хранением (обработкой, продажей, отпуском, перевозкой и т.п.) товарно-материальных ценностей, владением кассовой техникой, также как не имеется оснований считать, что произошло фактическое допущение ФИО5 к исполнению функции продавца с ДД.ММ.ГГГГ; не соответствует действительности, обстоятельство, которое прокуратура и ГИТ посчитали установленным, что «ДД.ММ.ГГГГ до ФИО4 было доведено решение работодателя об увольнении последней из магазина». Указала, что ФИО4 никто не увольнял, она в одностороннем порядке отказалась от сотрудничества, заявление на увольнение не подавала, поскольку не считала себя связанной трудовыми отношениями. <данные изъяты> не является работодателем, не имеет штатного расписания, не имеет работников. Считает, что в обжалуемом постановлении и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указано место и время совершения вменяемого лицу административного правонарушения и в обжалуемом постановлении неверно указаны суммы выплат и неверно произведен расчет выплаченных ФИО7 сумм. Необоснованно указан «график работы», представленный ФИО4, составленный ею произвольно и не совпадающий с графиком работы магазина; при этом прокуратура и ГИТ на основании недоказанных обстоятельств установили количество «отработанных» часов и неверно произвели расчет «суммы невыплаченной ко дню увольнения оклада» и неправильно определили сумму, которую надлежит выплатить. Указала, что <данные изъяты> является субъектом малого предпринимательства, ранее за совершение административных правонарушений к ответственности не привлекалось, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественный ущерб. Считает, что назначенное административное наказание не согласуется с его предупредительными целями, не соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности и просит суд, в случае отклонения вышеприведенных доводов, заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Представитель заявителя ФИО6, действующая по доверенности, после разъяснения положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положений статьи 51 Конституции Российской Федерации доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям и вновь их привела суду.
Представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, заинтересованное лицо ФИО4, представитель прокуратуры <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Директор <данные изъяты> Ц.М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, иными документами.
Целями законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Статьей 67 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Статья 142 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.
В соответствии со статьей 419 Трудового кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Квалифицирующим признаком при привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Таким образом, по юридической конструкции правонарушение образует формальный состав, считается оконченным именно в момент уклонения от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Факт совершения директором <данные изъяты> Ц.М.А. административного правонарушения подтверждается не только постановлением заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ, но и письменными объяснениями ФИО6, копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ директора <данные изъяты> Ц.М.А. об утверждении режима работы магазинов с учетом праздничныхдней ДД.ММ.ГГГГ, копией фотоизображения вывески с указанием режима работы <данные изъяты>, копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, письменными объяснениями ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, копией графика, составленного ФИО4; копией письменных объяснений директора <данные изъяты> Ц.М.А. от ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями ФИО3, копией приказа <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, копией должностной инструкции продавца непродовольственных товаров <данные изъяты> копией приказа директора <данные изъяты> Ц.М.А. «Об оплате труда и контроле продавцов розничного магазина», копией акта от ДД.ММ.ГГГГ, копией карты любимого клиента и бейджа продавца, копией договора от ДД.ММ.ГГГГ о полной индивидуальной материальной ответственности, копией списания товаров № ЦБ-171 от ДД.ММ.ГГГГ; копиями расходных кассовых ордеров: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; копиями табелей учета рабочего времени: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, копией приказа директора <данные изъяты> Ц.М.А. № от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность директора Общества», копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Данные доказательства составлены без нарушения закона и суд считает их допустимыми.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у директора <данные изъяты> реальной возможности соблюдения требований трудового законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Доводы заявителя о невиновности сводятся к ошибочному толкованию заявителем фактических обстоятельств дела и не являются основанием к отмене обжалуемого постановления. При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что в действиях директора <данные изъяты> Ц.М.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иных аргументированных доводов об отсутствии состава правонарушения, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, в жалобе не приведено.
Проверяя доводы заявителя о возможности освобождения от административной ответственности, судья учитывает следующие обстоятельства.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из данной статьи следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место в исключительных случаях при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в данный реестр включено <данные изъяты>, ИНН №
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Анализ взаимосвязанных вышеназванных положений применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для применения как статьи 2.9, так и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении директора Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на неё трудовым законодательством, и к интересам работника, которому государством гарантируется создание условий своевременного получения заработной платы, иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. В связи с чем, оснований для применения положений статьи 2.9 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом, при производстве по делу не допущено.
Должностное лицо Государственной инспекции труда в Чувашской Республике при вынесении постановления о привлечении директора <данные изъяты> Ц.М.А. к административной ответственности дало правильную оценку всем обстоятельствам дела о нарушении ею требований статью 67 Трудового кодекса Российской Федерации и приняло обоснованное решение по делу о привлечении её к ответственности по части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначенное административное наказание соответствует требованиям закона и обстоятельствам его совершения. Обжалуемое заявителем постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Жалоба заявителя удовлетворению не подлежит. Процессуальные документы по делу оформлены надлежащим образом. Срок на подачу жалобы не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление № главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора <данные изъяты>, ИНН №, ОГРН № Ц.М.А. о привлечении её к ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Е.А. Малыгин