Дело № 2-769/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Рязань 17 апреля 2019 года.
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Канунниковой Н.А.,
при секретаре Басовой Я.А.,
с участием истицы Ковалевой О.В.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Рязанской районе Рязанской области – Лазутиной А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действительной по ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ГУ – ОПФ РФ по Рязанской области – Кокоревой Е.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действительной по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ковалевой О.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Ковалева О.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Рязанской районе Рязанской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением <данные изъяты> деятельности в соответствии с подпунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400- ФЗ от 28.12.2013 г. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Рязанской районе Рязанской области в досрочном назначении страховой пенсии по старости ей было отказано, признав наличие у неё стажа осуществления <данные изъяты> деятельности продолжительностью <данные изъяты>. Отказывая в досрочном назначении пенсии по старости, ответчик исключил из периодов осуществления <данные изъяты> деятельности следующие периоды работы: 1) в должности <данные изъяты> в ГУ «<данные изъяты>» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью <данные изъяты>; 2) в должности <данные изъяты> в МБОУ «<данные изъяты>» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью <данные изъяты>. Считает данный отказ в назначении пенсии необоснованным, поскольку вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников СНГ урегулированы Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанным как Правительством Российской Федерации, так и Правительством <адрес>. Из преамбулы указанного Соглашения следует, что Правительства государств-участников настоящего Соглашения, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о следующем: пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение, государства-участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении, настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения, назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации. Таким образом полагает, что государства-участники СНГ подтвердили свои обязательства по созданию необходимых взаимных инструментов и условий правового и организационного характера для реализации гражданами государств, входящих в СНГ, своих пенсионных прав, причем не только на дату подписания данного Соглашения, но и на будущее время, иное противоречило бы духу и букве указанного акта. Отказ пенсионного фонда на основании, что «с ДД.ММ.ГГГГ институт досрочных пенсий учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах отменен в <адрес>» правового значения для разрешения данного спора не имеет, поскольку согласно положениям вышеуказанного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ пенсия должна быть назначена по законодательству государства, на территории которого я в настоящее время проживаю, то есть Российской Федерации. Считает, что период работы в должности <данные изъяты> в ГУ «Основная <данные изъяты>» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью <данные изъяты>, должен быть засчитан ей в период осуществления <данные изъяты> деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Кроме того, работодатель направлял её на курсы повышения квалификации в период работы <данные изъяты> в МБОУ «<данные изъяты>» <адрес>. На момент нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата и работодателем производились отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, а потому полагает, что время нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью <данные изъяты>, должно быть засчитано в период осуществления <данные изъяты> деятельности в учреждениях <данные изъяты> для досрочного назначения мне страховой пенсии по старости. Просила обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и включить в периоды осуществления <данные изъяты> деятельности период работы: 1) в должности <данные изъяты> в ГУ «<данные изъяты>» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью <данные изъяты>; 2) в должности <данные изъяты> в МБОУ «<данные изъяты>» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью <данные изъяты>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по настоящему делу в части требований о включении в страховой стаж периоды работы в должности <данные изъяты> в МБОУ «<данные изъяты>» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью <данные изъяты>, ввиду отказа от иска в указанной части.
В судебном заседании Ковалева О.В. остальные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Рязанской районе Рязанской области Лазутина А.С. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица ГУ – ОПФ РФ по Рязанской области Кокорева Е.Е. в судебном заседании, представив письменный отзыв на иск и поддержав позицию ответчика, полагала, что исковые требования Ковалевой О.В. удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30 названного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с п.п. «м» п. 1 данного Постановления Правительства РФ при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу п. 3 Постановления № 665 от 16.07.2014 г., исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516.
Согласно п. 4, п. 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени, включая время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ковалева О.В. работала в должности <данные изъяты> в ГУ «Основная <данные изъяты>» <адрес>, что подтверждается записям в трудовой книжке истицы.
ДД.ММ.ГГГГ Ковалева О.В. обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью по нормам Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Рязанской районе Рязанской области истице в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует из указанного решения, по представленным документам пенсионным органом в стаж Ковалевой О.В., дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> в ГУ «<данные изъяты>» <адрес>, так как институт досрочных пенсий за выслугу лет <данные изъяты>, непосредственно занятым на <данные изъяты> работе в <данные изъяты>, отменен с ДД.ММ.ГГГГ (ст. 37 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении граждан в <адрес>»). Итого: <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дня.
Часть 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусматривается, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-частников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-частников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии со ст. 10 Соглашения компетентные учреждения (органы) государств-участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Таким образом, при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после 01.01.1992 г. необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
На основании ст. 4 ст. 37 Закона Республики Казахстан от 17.06.1991 г. «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе при стаже указанной работы не менее 25 лет, однако Законом Республики Казахстан от 16.07.1996 г. № 32-1 действие ст. 37 Закона «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» до 01.01.2001 г. было приостановлено.
С ДД.ММ.ГГГГ институт досрочной пенсии <данные изъяты> работникам в <адрес> отменен в связи с принятием Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Принимая во внимание, что условия назначения досрочных пенсий по старости в <адрес>, как в государстве-участнике Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (институт досрочных пенсий педагогическим работникам отменен), то стаж работы истицы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, может быть учтен только до даты отмены института досрочных пенсий в <адрес>.
Исходя из этого, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости Ковалевой О.В. по законодательству Российской Федерации спорный период ее работы в <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не подлежит зачету в <данные изъяты> стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и должен учитываться на общих основаниях в календарном порядке.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отказ ответчика включить спорный период работы в специальный стаж и назначить истице досрочную страховую пенсию по старости как педагогическому работнику соответствует требованиям пенсионного законодательства, так как право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ истица на момент обращения в пенсионный орган не имела.
Таким образом, исковые требования Ковалевой О.В. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ковалевой О.В. в удовлетворении исковых требований к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья –
Мотивированное решение изготовлено 22.04.2019 г. Судья –