Р Е Ш Е Н И Е
заочное
Именем Российской Федерации
27 июня 2017 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Синицыной М.П.
при секретаре Солодковой С.И.,
с участием представителя истца Корнышевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2453/2017 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Нива» обязать обратиться в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявкой о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ОАО «Нива», в котором обязать ОАО «Нива» обратиться в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявкой о постановке на учет объектов ОАО «Нива», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение 1 месяца со дня вступления судебного решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты РФ», Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проводится мониторинг состояния законности на поднадзорной территории, выполнения новейших требований природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами, ведущими деятельность на территории г. Братска и Братского района.
В ходе мониторинга направлен запрос в управление Росприроднадзора по Иркутской области, из ответа которого установлено, что ОАО «Нива» не поставило на учет государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОАО «Нива» (ОГРН 1023800838830, ИНН 3803100495, юридический адрес: 665717, Иркутская обл., г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Коммунальная, 15), основным видом деятельности ОАО «Нива» является производство хлеба и мучных изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.
Уставная деятельность ОАО «Нива» не относится к видам деятельности, подпадающим под критерии определения объектов, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, установленным постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903, соответственно, деятельность ОАО «Нива» подпадает под региональный экологический надзор, осуществляемый Службой по охране природы и озера Байкал Иркутской области.
До настоящего момента ОАО «Нива» не поставило на учет государственный учет принадлежащие на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, заявку о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в государственные органы не направляло, тем самым нарушает права Российской Федерации на получение достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на получение соразмерной оплаты за негативное воздействия на окружающую среду, на установление соразмерных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, на применение программно-целевых методов планирования, в том числе планирования осуществления государственного экологического надзора.
Невыполнение ОАО «Нива» своей обязанности на постановку на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права и свободы неопределённого круга лиц жителей города Братска, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку количество граждан, одновременно пребывающих на территории г. Братска и Братского района в отношении которых может быть оказано негативное влияние вредных веществ установить не представляется возможным, то круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, является неопределенным.
В судебном заседании представитель Братского межрайонного природоохранного прокурора Корнышева Н.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Суду дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит обязать ОАО «Нива» обратиться в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявкой о постановке на учет объектов ОАО «Нива», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение 1 месяца со дня вступления судебного решения в законную силу.
Третье лицо представитель Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Ответчик - представитель ОАО «Нива» в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В соответствии о ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам, о чем вынесено определение суда.
Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствие с ч.1, ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской федерации в соответствии с их компетенцией.Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (I категория); умеренное негативное воздействие на окружающую среду (II категория); незначительное негативное воздействие на окружающую среду (III категория); минимальное негативное воздействие на окружающую среду (IV категория).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из установленной объекту негативного воздействия на окружающую среду категории, устанавливается:
- размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также обязанность по утверждению планов мероприятий по охране окружающей среды или программ повышения экологической эффективности (ст. 22-27 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- обязанность хозяйствующих субъектов по утверждению программ производственного экологического контроля (ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты НВОС I категории, по применению наилучших доступных технологий (ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как находит их относимыми и допустимыми, и содержащими обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлено, что в ходе проведенного в связи со вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты РФ» Братской межрайонной природоохранной прокуратурой мониторинга состояния законности на поднадзорной территории, выполнения новейших требований природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами, ведущими деятельность на территории г. Братска и Братского района, было установлено, что ОАО «Нива» не поставило на учет государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
ОАО «Нива» является юридическим лицом, деятельность которого подпадает под региональный экологический надзор, осуществляемый Службой по охране природы и озера Байкал Иркутской области.
Частью 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2015), в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий, установленным постановлением Правительства РФ от 2809.2015 № 1029, осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным IV разделе настоящего документа, относит объекты негативного воздействия на окружающую среду ОАО «Нива», к объектам III категории.
Также установлено, что в нарушение требований ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», до настоящего момента ОАО «Нива» не поставило на учет государственный учет принадлежащие на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, заявку о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в государственные органы не направляло, тем самым нарушает права Российской Федерации на получение достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на получение соразмерной оплаты за негативное воздействия на окружающую среду, на установление соразмерных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, на применение программно-целевых методов планирования, в том числе планирования осуществления государственного экологического надзора.
Учитывая данные обстоятельства, суд находит, что ОАО «Нива», не поставившее на учет государственный учет принадлежащие на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и не направившее заявку о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в государственные органы, в судебном порядке необходимо обязать обратиться в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявкой о постановке на учет объектов ОАО «Нива», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение 1 месяца со дня вступления судебного решения в законную силу.
На основании изложенного выше, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обязать ОАО «Нива» обратиться в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявкой о постановке на учет объектов ОАО «Нива», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение 1 месяца со дня вступления судебного решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Нива» обратиться в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявкой о постановке на учет объектов ОАО « Нива «, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в течение семи дней.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: М.П. Синицына