Дело № 2а-1056/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2020 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Щеглова И.В.,
при секретаре Слесаревой А.Ю.,
с участием представителя административного истца Федоровой Е.А. – прокурора Захаровой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Великого Новгорода, действующего в интересах Федоровой Е.А., к Министерству здравоохранения Новгородской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом «Эпоэтин альфа»,
у с т а н о в и л:
И.о. прокурора Великого Новгорода обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Новгородской области (далее - Министерство) об обязании обеспечить Федорову Е.А. лекарственными препаратами.
В обоснование иска указано, что Федорова Е.А. является инвалидом II группы и на постоянной основе нуждается в приеме жизненно-важного лекарственного препарата <данные изъяты>», который был назначен ей решением врачебной комиссии. В связи с отсутствием препарата в аптечном пункте рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. До настоящего времени лекарственным препаратом Федорова Е.А. не обеспечена, что нарушает ее право на охрану здоровья, медицинскую помощь и бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.
На основании ст. 39 КАС РФ и.о. прокурора просит суд обязать ответчика обеспечить Федорову Е.А. лекарственным препаратом <данные изъяты> в дозировке <данные изъяты> по рецепту от 09.10.2019, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Новгородфармация».
Административный истец, представитель административного ответчика, представители заинтересованных лиц Министерства финансов Новгородской области и АО «Новгородфармация» в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в иске.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации здоровье людей охраняется (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере отпуска, передачи и реализации лекарственных средств является Федеральный закон от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», которым проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения лекарственными препаратами граждан в Российской Федерации отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти (статья 5), перечень полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является исчерпывающим и включает разработку и реализацию региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами; установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (статья 6).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 1 данного закона).
Обеспечение определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации пунктом 3 статьи 29 указанного федерального закона отнесено к организации охраны здоровья.
В соответствии с частью 2 статьи 19 того же федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10.12.2018 года №1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 г. и 2021 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Областной закон Новгородской области от 10.05.2007 года № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения» предусматривает, что одной из мер социальной поддержки граждан в области здравоохранения является бесплатное лекарственное обеспечение, предоставляемое категориям граждан, которые указаны в приложение 2 к областному закону № 97-ОЗ.
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 29.01.2018 №27 (далее – Территориальная программа), закреплено, что лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, проживающих в Новгородской области, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Областным законом от 10 мая 2007 года № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения», со стандартами оказания амбулаторно-поликлинической помощи, на основании Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению № 6 к Программе.
Порядок предоставления мер социальной поддержки в части бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения граждан при амбулаторном лечении за счет средств областного бюджета утвержден Постановлением Администрации Новгородской области.
Согласно п. 2 Порядка право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей за счет средств областного бюджета имеют лица, страдающие онкологическими заболеваниями.
Пункт 5 Порядка определяет, что бесплатные рецепты на лекарственные средства и изделия медицинского назначения выписываются согласно перечню лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, ежегодно утверждаемому территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пункт 6 Порядка устанавливает, что предоставление лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не входящих в перечень, производится по жизненно важным показаниями в соответствии с настоящим Порядком на основании заключения врачебной комиссии, создаваемой в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 502Н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из письменных материалов дела судом установлено, что Федорова Е.А. страдает заболеванием «<данные изъяты>», и ей на постоянной основе требуется прием жизненно-важного лекарственного препарата <данные изъяты>».
04.07.2019 г. врачебной комиссией ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» принято решение о назначении Федоровой Е.А. лекарственного препарата «<данные изъяты>
09.10.2019 года лечащим врачом Федоровой Е.А. выписан рецепт серии № на получение лекарственного препарата «<данные изъяты>» в дозировке 0<данные изъяты>
Указанный рецепт предъявлен истцом в аптечный пункт. В связи с отсутствием лекарственных препаратов рецепт поставлен на отсроченное обслуживание.
До настоящего времени Федорова Е.А. лекарственным препаратом <данные изъяты> по рецепту от 09.10.2019 не обеспечена. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Согласно пункту 7 «Порядка предоставления мер социальной поддержки в части бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан при амбулаторном лечении за счет средств областного бюджета», утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 02.06.2008 N 195 (далее – Порядок), закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении, производится на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 8 Порядка определено, что обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми бесплатно, осуществляется через аптечные организации, определяемые в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Министерство финансов Новгородской области ежемесячно в части средств областного бюджета перечисляет министерству здравоохранения Новгородской области финансовые средства на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения льготных категорий граждан при амбулаторном лечении (п.12 Порядка).
Пункт 13 Порядка предусматривает, что Министерство здравоохранения Новгородской области ежемесячно в части средств областного бюджета осуществляет финансирование закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении, в соответствии с государственными контрактами.
Судом установлено, что закуп лекарственного препарата «Эпоэтин альфа» в целях обеспечения ими Федоровой Е.А. Министерством здравоохранения Новгородской области до настоящего времени не осуществлен.
Согласно п.п. 1.1, 3.1.20, 3.1.49 Положения о Министерстве здравоохранения Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 21 декабря 2017 года № 455, Министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования на территории области, а также переданные Российской Федерацией и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета полномочия в сфере охраны здоровья и полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, организует оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных областным законом от 10 мая 20007 года № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения», осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию переданных полномочий.
В результате ненадлежащего выполнения Министерством возложенных на него полномочий (организация закупки лекарственных средств в ассортименте, не отвечающем потребностям страдающих тяжелыми заболеваниями граждан) нарушены ст.ст. 2, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав Федоровой Е.А. на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение на льготных условиях в случае болезни.
При таком положении иск и.о. прокурора Великого Новгорода, предъявленный в интересах Федоровой Е.А., об обязании Министерства обеспечить ее лекарственным препаратом «<данные изъяты>» суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая требования разумности, а также, учитывая, что прием лекарственных средств является жизненно важным для Федоровой Е.А., отмена препарата может повлечь обострение заболевания, то суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 188 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск и.о. прокурора Великого Новгорода удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечить Федорову Е.А. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в дозировке 0<данные изъяты> по рецепту от 09.10.2019 серии №
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме – 10.02.2020.
Председательствующий И.В. Щеглов
Решение в окончательной форме составлено 10 февраля 2020 года.