Дело № 2-4175/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2019 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием истца Горбачевой Ю.Н., представителя ответчика Зарбиева Т.Р., представителей третьих лиц Серебряковой А.С. и Мачула Е.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачевой ФИО7 к АО «Почта России» в лице филиала УФПС Костромской области о признании незаконными действий по отказу в предоставлении услуги,
УСТАНОВИЛ:
Горбачева Ю.Н. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к отделениям почтовой связи г. Костромы, Управлению Роскомнадзора по Костромской области, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области о признании действий (бездействия) незаконными. В обоснование заявленных требований указала, что <дата> истцу предоставлены тарифы на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции в пределах РФ, заверенные печатью почтового отделения связи 156009 г. Костромы <дата>. В этот же день истцом предоставлено в отправку по выбранному тарифу 2.1.1 простое письмо в форме электронного документа в гос. учреждение стоимостью 22 рубля согласно тарифу. Истцу сообщено, что услугу по отправке письма в электронной форме почтовые отделения г. Костромы не оказывают. Истец поверила данной информации, письмо осталось неотправленным. В мае <дата> года истцу сообщили, что во всех почтовых отделениях РФ много лет письма направляются в электронной форме. Она вновь предприняла попытку направить письмо в электронной форме через почтовое отделение связи, но заказным письмом, на что получила отказ в отправке. <дата> она написала жалобу в Управление Роспотребнадзора по Костромской области, которая была передана в Управление Роскомнадзора по Костромской области, об отказе от оказания услуги приема простых и заказных почтовых отправлений, передаваемых в форме электронного документа, <дата> получила ответ от <дата>, что услуга «электронное заказное письмо» оказывается только юридическим лицам. Вопрос с услугой «электронное простое письмо» в ответе не освещен. Исправительным учреждением истцу предоставлена информация, что услуги отправки писем в форме электронного документа в почтовых отправлениях г. Костромы нет вообще. Данная информация ответом Управление Роскомнадзора по Костромской области не подтвердилась. Истцу <дата> стало известно, что ранее предоставленная информация об отсутствии услуги электронного письма в почтовых отделениях связи г. Костромы неверна и простые письма истца в форме электронного документа не отправлены почтовым отделением незаконно, а именно переданное истцом <дата> в отправку почтовому отделению 156009 и <дата> переданное в отправку и не отправленное <дата> почтовым отделением 156014 без объяснения причин. С <дата> при попытке повторно отправить письмо в почтовом отделении 156014 поставили отметку (печать) с пояснениями, что данная услуга не оказывается. Последнее отправление сдавалось истцом с приложением тарифов, в которых указано, что данная услуга оказывается. Сотрудник канцелярии исправительного учреждения поехал отправлять письмо в почтовое отделение 156014, с которым у колонии нет договоров об оказании почтовых услуг, в то время как по правилам ИК-8 преимуществом должно пользоваться почтовое отделение 156009, с которым у колонии заключен договор на оказание почтовых услуг. Истец просит признать незаконными действия (бездействие) почтовых отделений связи 156009 и 156014 г. Костромы, выражающиеся в отказе в отправке простых писем в форме электронного документа; признать незаконными бездействие Управления Роскомнадзора по Костромской области в невыявлении указанного нарушения и неполном рассмотрении жалобы истца от <дата>, в которой указано, что сотрудникам колонии отделение почтовой связи сообщило ложную информацию об отсутствии услуги отправки писем в электронной форме; признать незаконным действия ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, выразившееся в предоставлении ложной информации об отсутствии в почтовом отделении г. Костромы услуги отправления простого письма в форме электронного документа.
Определением судьи от <дата> исковые требования Горбачевой Ю.Н. к отделениям почтовой связи г. Костромы о признании незаконным отказа в отправке простого письма в форме электронного документа приняты к производству суда с возбуждением гражданского дела, уточнен состав ответчиков, в качестве ответчика определено ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Костромской области, в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление Роскомнадзора по Костромской области, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области.
Определением суда от <дата> ответчик ФГУП «Почта России» заменен на ответчика АО «Почта России».
В судебном заседании истец Горбачева Ю.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что со слов осужденных ей известно, что услуга отправки писем в форме электронного документа оказывается отделениями почтовой связи повсеместно. При этом отправитель представляет письмо на бумажном носителе, оплачивает, Почта России сканирует и отправляет письмо в электронном виде, предоставляет отправителю скан отправления, удостоверенный печатью, с отметкой об отправке. Использование данного вида почтовой связи истцом вызвано необходимостью последующего подтверждения содержания отправленной корреспонденции и исключения фактов подлога почтовых отправлений. Почта России, отказывая ей в предоставлении данной услуги и не разъясняя основания отказа, нарушила ее право на информацию об услуге.
Представитель ответчика Зарбиев Т.Р. исковые требования не признал. В отзыве указал, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи регулируются Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи». Пунктом 10 указанных правил установлены категории почтовых отправлении. В соответствии с данной нормой простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил. Согласно п. 51 Правил, направление отправителем простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, осуществляется с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи. В соответствии с п. 52 Информационная система организации федеральной почтовой связи предназначена для обеспечения пользователям услугами почтовой связи возможности отправки и получения простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа, с подтверждением фактов приема и доставки (вручения) таких отправлений. Пунктом 53 Правил предусмотрено, что направление простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, может осуществляться отправителями, прошедшими регистрацию в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». В силу п. 54 Правил простые и заказные почтовые отправления, пересылаемые в форме электронного документа с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью, полученной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 №33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг», и пересылаться с соблюдением мер по защите информации. Пунктом 55 Правил установлено, что прием простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, осуществляется путем их регистрации в информационной системе организации федеральной почтовой связи. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих выполнение всех необходимых действий, предусмотренных Правилами оказания услуг почтовой связи, позволяющих воспользоваться услугой по отправке простых почтовых отправлений в форме электронного документа. Договоры на оказание услуг почтовой связи между ФКУ ИК-8 и ФГУП «Почта России» отсутствуют. В дополнительном отзыве указал, что услуга по приему, обработке, пересылке и доставке простых писем в форме электронного документа оказывается федеральным органам исполнительной власти, юридическим лицам на основании договора. Оказание подобной услуги физическим лицам не предусмотрено.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований Управления Роскомнадзора по Костромской области Серебрякова А.С. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. В отзыве указала, что Управление в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области осуществляет в установленном порядке государственный контроль и надзор за соблюдением операторами почтовой связи Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи». В рамках полномочий Управлением рассмотрено обращение Горбачевой Ю.Н. от <дата>, поступившее через Управление Роспотребнадзора по Костромской области, по вопросу отказа работниками ОПС Кострома 156009 о предоставления сведений о поступающей и отправляемой корреспонденции; об отказе оказания услуги приема простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа; отсутствия ФИО отправителя в квитанции и направлен ответ от <дата> №. АО «Почта России» осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание услуг почтовой связи, предусмотренный специальным разрешением (лицензией) № от <дата>, выданной Роскомнадзором, в соответствии с которым при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться правилами оказания услуг связи, утверждаемыми приказом Министерства связи и массовых коммуникации Российской Федерации. В ходе рассмотрения обращения Горбачевой Ю.Н. Управлением направлен запрос оператору связи УФПС Костромской области - филиалу ФГУП «Почта России» о предоставлении сведений по факту, изложенному в обращении. После анализа представленной информации оператором связи УФПС Костромской области - филиал ФГУП «Почта России» и действующего законодательства Управление пришло к выводу об отсутствии правового основания для возбуждения дела об административном нарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении оператора почтовой связи ФГУП «Почта России». В квитанции не предусмотрено указание фамилии, имени, отчества отправителя. Услуга «электронное заказное письмо» оказывается только юридическим лицам, договор на оказание услуг заключается между клиентом с УФПС Костромской области – филиал ФГУП «Почта России». В отделениях почтовой связи физическим лицам услуга не оказывается. Данная информация была разъяснена Горбачевой Ю.Н. в ответе на её обращение. Дополнительно пояснила в судебном заседании, что истец неправильно понимает сущность услуги отправления писем в форме электронного документа. Такой услуги, которую она желает получить – когда гражданин представляет в почтовое отделение документ на бумажном носителе, который сканируется и направляется по электронной почте адресату – не существует, Почтой России не оказывается.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области – Мачула Е.Э. полагала заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно ст. 5 данного Закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 5.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.
В силу ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса (ч. 1).
Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 3).
Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия (ч. 5).
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (ч. 6).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств (п. 1).
Отношения в области почтовой связи регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и федеральным законом о почтовой связи, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2).
В силу ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» под почтовой связью понимается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
Услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Согласно ст. 16 указанного Закона, услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Согласно ст. 34 указанного Закона, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил; регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил (п. 10).
В соответствии с разделом VI Правил «Особенности приема и доставки (вручения) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа» направление отправителем простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, осуществляется с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи (п. 51).
Направление простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, может осуществляться отправителями, прошедшими регистрацию в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (п. 53).
Простые и заказные почтовые отправления, пересылаемые в форме электронного документа с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью (п. 54).
Прием простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, осуществляется путем их регистрации в информационной системе организации федеральной почтовой связи (п. 55).
Порядок приема и доставки простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, утвержден приказом ФГУП «Почта России» от <дата> №.
В соответствии с п. 4 данного Порядка, услуга по приему, доставке простых писем, пересылаемых в форме электронного документа, представляет собой услугу по приему простых писем в электронном виде и дальнейшей доставке в электронном виде (для адресатов, зарегистрированных в ЕСИА и давших свое согласие на получение писем в электронном виде) или изготовлению и доставке простых писем в бумажном виде (для адресатов, не давших согласие на получение простых писем в электронном виде, согласно п. 59). Услуга оказывается федеральным органам исполнительной власти и юридическим лицам на основании договора. Держателем договора является УФПС.
Судом установлено, что Горбачева Ю.Н. является осужденной, отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области.
Горбачевой Ю.Н. в группу специального учета <дата> в открытом виде представлено обращение в Министерство финансов РФ, которое она просила направить заказным письмом в форме электронного документа.
Согласно отметке от <дата> сотрудника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Удаловой на сопроводительном письме от <дата> исх. № обращение Горбачевой Ю.Н. не принято к отправке на почте, поскольку нет оборудования для отправки, отсутствует электронная почта, тариф для отправки по Костромской области отсутствует.
Горбачева Ю.Н. <дата> обратилась с заявлением в Управление Роспотребнадзора по Костромской области, в котором просила принять меры к почтовому отделению связи №156009 г. Костромы по факту отказа направить корреспонденцию в электронной форме.
Управлением Роспотребнадзора по Костромской области <дата> в адрес руководителя Управления Роскомнадзора по Костромской области направлено обращение Горбачевой Ю.Н. для рассмотрения по причине того, что поднятый в обращении вопрос не входит в компетенцию управления.
Управлением Роскомнадзора по Костромской области в адрес директора УФПС Костромской области – филиала ФГУП «Почта России» <дата> направлено письмо о предоставлении информации по обращению Горбачевой Ю.Н.
УФПС Костромской области – филиал ФГУП «Почта России» <дата> в адрес руководителя Управление Роскомнадзора по Костромской области направлен ответ на запрос по обращению Горбачевой Ю.Н., из которого следует, что услуга «Электронное заказное письмо» оказывается только юридическим лицам, договор на оказание услуги заключается между клиентом и УФПС Костромской области – филиал ФГУП «Почта России». В отделениях почтовой связи физическим лицам услуга не оказывается.
Управлением Роскомнадзора по Костромской области в адрес Горбачевой Ю.Н. направлен от <дата> №, из которого следует, что нарушений в действиях сотрудников отделений почтовой связи г. Костромы не усматривается, основания для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении оператора почтовой связи ФГУП «Почта России» отсутствуют. В ответе указано, что услуга электронное заказное письмо оказывается исключительно юридическим лицам на основании заключенного договора. Физическим лицам в отделениях почтовой связи данная услуга не оказывается.
Горбачевой Ю.Н. в группу специального учета <дата> в открытом виде представлено требование в Лефортовский районный суд г. Москвы, которое она просила направить простым (не заказным) письмом в форме электронного документа.
На сопроводительном письме от <дата> исх. № сотрудником отделения почтовой связи сделана отметка, что данная услуга не оказывается.
Полагая, что указанными действиями Почты России нарушаются её права, Горбачева Ю.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из приведенных положений законодательства следует, что услуга отправления писем, как заказных, так и простых, в форме электронного документа оказывается исключительно юридическим лицам при соблюдении ряда условия – заключение договора с ФГУП «Почта России», регистрация, «Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», наличие электронной подписи.
Оснований полагать, что существует услуга отправки писем в форме электронного документа, оказываемая в иной форме и на иных условиях, чем предусмотрено приказом ФГУП «Почта России» от <дата> №, в частности, как ее трактует истец, у суда не имеется.
Доказательств фактического оказания услуги отправления писем в форме электронного документа физическим лицам истцом не представлено.
При таких обстоятельствах отказ почтовых отделений АО «Почта России» в отправлении писем истца в форме электронного документа основан на законе.
Истец не лишена возможности отправлять корреспонденцию иными способами, доступными для физических лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горбачевой ФИО8 к АО «Почта России» в лице филиала УФПС Костромской области о признании незаконными действий по отказу в предоставлении услуги оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина