Решение по делу № 2-313/2020 от 03.03.2020

04RS0010-01-2020- № 2-313/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 мая 2020 года с. Иволгинск

Иволгинский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Редикальцевой Н.Н., единолично,

при секретаре Мижитовой М.А.,

с участием помощника судьи Чернышевой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Иволгинский район», МОУ «Ошурковская начальная общеобразовательная школа» о понуждении к принятию мер по соблюдению требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Иволгинский район», МОУ «Ошурковская начальная общеобразовательная школа», в котором просит обязать ответчиков в срок до 01 сентября 2020 года обеспечить озеленение участка не менее 50% площади его территории в соответствии с п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10, приобрести спортивное и игровое оборудование в соответствии с ростовыми данными обучающихся в соответствии с п. 5.17 СанПин 2.4.2.2821-10, при отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал, заключить договор на использование спортивных сооружений, расположенных вблизи образовательной организации, при условии их соответствия требованиям к устройству и содержанию занятий по физической культуре и спорту.

В обоснование требование указано, что истцом на основании распоряжения №55-И-вп от 30 августа 2019 г. заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Кузьминой Е.А. проведена внеплановая выездная проверка в отношении МОУ «Ошурковская начальная общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Иволгинский район, с. Ошурково, ул. Школьная, д.2, по проверке ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 28 мая 2018 г. №12 срок исполнения которого истек 02 сентября 2019 г. В ходе проверки установлено, что из 8-ти пунктов предписания выполнено 6 пунктов, не выполнено 2 пункта, а именно: 1) пункт, предписывающий обеспечить озеленение участка не менее 50% площади его территории в соответствии с п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10, согласно информационного письма озеленение составило 30% от общей площади; 2) пункт, предписывающий приобрести спортивное и игровое оборудование в соответствии с ростовыми данными обучающихся в соответствии с п. 5.17 СанПин 2.4.2.2821-10, выполнить не представляется возможным из-за отсутствия земельного участка. Причиной невыполнения требований предписания явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя. Изложенное нарушает требования санитарных правил, отсутствие спортивной площадки, озеленения территории оказывает негативное воздействие на здоровье детей, тем самым создает угрозу возникновения и распространения среди воспитанников дошкольного учреждения инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Определением суда от 14.04.2020 г. производству по делу по иску Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Иволгинский район», МОУ «Ошурковская начальная общеобразовательная школа» в части обязания ответчиков обеспечить озеленение участка не менее 50% площади его территории прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.

14 апреля 2020 г. представитель истца Рампилова Т.И. представила суду заявление об уточнении исковых требований, согласно которым просила обязать ответчиков в срок до 01 сентября 2020 года приобрести спортивное и игровое оборудование в соответствии с ростовыми данными обучающихся в соответствии с п. 5.17 СанПин 2.4.2.2821-10, при отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал, заключить договор на использование спортивных сооружений, расположенных вблизи образовательной организации, при условии их соответствия требованиям к устройству и содержанию занятий по физической культуре и спорту, согласно п. 3.4 СанПин 2.4.2.2821-10.

В судебное заседание представитель истца Рампилова Т.И. не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика Администрации МО «Иволгинский район» Дылыкова Т.Д. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика МОУ «Ошурковская начальная общеобразовательная школа» Петрова А.А. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 12Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, и иными предусмотренными законом способами.

В силу ст. 46ч. 1 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322.

Согласно п. 4 вышеуказанного Постановления Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с п.п.1 Постановления Правительства РФ № 308 от 24.04.2006г. Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба), является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В силу ч. 3 ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных вабзаце четвертом пункта 2настоящей статьи.

В соответствии с п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. №476, организацию государственного надзора осуществляют руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте.

Кроме того, возможность обращения с иском в суд в случаях нарушения санитарного законодательства, предусмотрена п.п.2 ч.1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно п.п. 8.1, 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 г. №705, Управление является территориальным органом Роспотребнадзора, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст.ст.41,42,45).

Согласно п.1 ст.2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Как установлено в судебном заседании, в период с 03 сентября 2019 г. по 12 сентября 2019 г. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе проведена внеплановая выездная проверка в отношении МОУ «Ошурковская начальная общеобразовательная школа» по выполнению требований санитарного законодательства по предписанию №12 от 28 мая 2018 г. со сроком исполнения до 02 сентября 2019 г. В ходе указанной проверки установлено, что ответчиком нарушения не были устранены, из 8-ти пунктов предписания выполнено 6 пунктов, не выполнено 2 пункта, а именно: 1) пункт, предписывающий обеспечить озеленение участка не менее 50% площади его территории в соответствии с п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10, согласно информационного письма озеленение составило 30% от общей площади; 2) пункт, предписывающий приобрести спортивное и игровое оборудование в соответствии с ростовыми данными обучающихся в соответствии с п. 5.17 СанПин 2.4.2.2821-10.

Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения гражданского дела стороной ответчика не оспаривались.

Так, в соответствии с п. 5.17 СанПин 2.4.2.2821-10 в игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

Согласно п. 3.4 СанПин 2.4.2.2821-10 для выполнения программ учебного предмета "Физическая культура" допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

С учетом изложенного, суд соглашается с не опровергнутым стороной ответчика доводом стороны истца о том, что отсутствие спортивной площадки оказывает негативное воздействие на здоровье детей, тем самым создает угрозу возникновения и распространения среди воспитанников дошкольного учреждения инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Согласно Устава МОУ «Ошурковская начальная общеобразовательная школа», утвержденного Постановлением Главы МО «Иволгинский район» №610 от 20.06.2019 г., учреждение создано для осуществления образовательной деятельности в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в области образования (п. 1.8 Устава).

В своей деятельности учреждение руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации и в соответствии со ст. 11,28,29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должно соблюдать требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии со ст.28 указанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства. В силу требований ч.3 ст.39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.п.2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательнымистандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 данной статьи предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 7 настоящей статьи образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 9 ч. 1 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, Администрация МО «Иволгинский район», являющаяся учредителем и собственником МОУ «Ошурковская начальная общеобразовательная школа», согласно п. 1.10 Устава, несет обязанность за соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в образовательном учреждении.

Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.

Судом установлено, что причиной невыполнения требований предписания об устранении установленных нарушений явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя.

Тем самым суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ТО Роспотребнадзора об обязании ответчиков приобрести спортивное и игровое оборудование в соответствии с ростовыми данными обучающихся в соответствии с п. 5.17 СанПин 2.4.2.2821-10, при отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал, заключить договор на использование спортивных сооружений, расположенных вблизи образовательной организации, при условии их соответствия требованиям к устройству и содержанию занятий по физической культуре и спорту, согласно п. 3.4 СанПин 2.4.2.2821-10.

При определении срока, предоставляемого ответчикам для устранения выявленного нарушения и обязании приобрести спортивное и игровое оборудование в соответствии с ростовыми данными обучающихся в соответствии с п. 5.17 СанПин 2.4.2.2821-10, при отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал, заключить договор на использование спортивных сооружений, расположенных вблизи образовательной организации, при условии их соответствия требованиям к устройству и содержанию занятий по физической культуре и спорту, согласно п. 3.4 СанПин 2.4.2.2821-10, суд полагает целесообразным установить для Администрации МО «Иволгинский район», МОУ «Ошурковская начальная общеобразовательная школа» срок исполнения требований – до 01 сентября 2020 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Иволгинский район», МОУ «Ошурковская начальная общеобразовательная школа» в срок до 01 сентября 2020 года в соответствии с п. 5.17 СанПин 2.4.2.2821-10 приобрести спортивное и игровое оборудование в соответствии с ростовыми данными обучающихся.

При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал, заключить договор на использование спортивных сооружений, расположенных вблизи образовательной организации, при условии их соответствия требованиям к устройству и содержанию занятий по физической культуре и спорту, согласно п. 3.4 СанПин 2.4.2.2821-10.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Иволгинский районный суд РБ в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Н.Н. Редикальцева

Мотивированное решение суда изготовлено 07.05.2020 года.

2-313/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе
Ответчики
МОУ "Ошурковская начальная общеобразовательная школа"
Администрация МО "Иволгинский район"
Суд
Иволгинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Редикальцева Наталья Николаевна
Дело на странице суда
ivolginsky.bur.sudrf.ru
03.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2020Передача материалов судье
04.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2020Подготовка дела (собеседование)
18.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
18.03.2020Подготовка дела (собеседование)
01.04.2020Судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее