Дело № 2а–490/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 27 мая 2020 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Прониной Е.А.,
при секретаре Нигматуллиной А.О.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области к Архиповой А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Мурманской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 5 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Архиповой А.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 гг..
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Архипова А.В. является собственником недвижимого имущества. Инспекцией исчислен налог на имущество физических лиц в сумме 3206,00 рублей, расчет которого приведен в налоговых уведомлениях, направленных в адрес налогоплательщика заказными письмами. Учитывая, что в установленный срок налог уплачен не был, на сумму недоимки начислены пени в сумме 40,62 рублей. Должнику направлено требование об уплате налога и пени. До настоящего времени требование в добровольном порядке не исполнено.
Просит взыскать с Архиповой А.В. налог на имущество физических лиц в размере 3206,00 рублей, пени в размере 40,62 рублей.
В предварительном судебном заседании представитель административного истца, административный ответчик участия не принимали, о времени и месте проведения предварительного судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений относительно рассмотрения административного дела в их отсутствие в связи с необходимостью представления ими дополнительных доказательств и (или) ознакомления с доказательствами, представленными другими участниками процесса, либо иными заслуживающими внимания причинами не представили.
На основании части 2 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принято решение о проведении предварительного судебного заседания в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Архипова А.В., <дд.мм.гггг>, с <дд.мм.гггг> является собственником объекта налогообложения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Налоговым органом Архиповой А.В. за вышеуказанный объект недвижимого имущества исчислен к уплате налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 313,00 руб., за 2016 год – 1687,00 руб., за 2017 год – 1206,00 руб.
15 сентября 2016 года в адрес Архиповой А.В. налоговым органом было направлено налоговое уведомление №.... от 27.08.2016 об уплате налога на имущество за 2015 год в срок до 01 декабря 2016 года.
В связи с неисполнением Архиповой А.В. обязанности по уплате налога 23 марта 2017 года в ее адрес налоговым органом было направлено требование №.... от 13.03.2017 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 313,00 руб., пени в размере 10,54 руб. в срок до 11 мая 2017 года.
13 июля 2017 года в адрес Архиповой А.В. налоговым органом было направлено налоговое уведомление №.... от 01.07.2017 об уплате налога на имущество за 2016 год в срок до 01 декабря 2017 года.
В связи с неисполнением Архиповой А.В. обязанности по уплате налога 14 февраля 2018 года в ее адрес налоговым органом было направлено требование №.... от 08.02.2018 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1687,00 руб., пени в размере 30,08 руб. в срок до 02 апреля 2018 года.
03 июля 2018 года в адрес Архиповой А.В. налоговым органом было направлено налоговое уведомление №.... от 23.06.2018 об уплате налога на имущество за 2017 год в срок до 03 декабря 2018 года.
В связи с неисполнением Архиповой А.В. обязанности по уплате налога 21 февраля 2019 года в ее адрес налоговым органом было направлено требование №.... от 30.01.2019 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1206,00 руб. в срок до 26 марта 2019 года.
В установленный срок Архипова А.В. требование не исполнила, что послужило основанием для обращения административного истца в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Мончегорского судебного района Мурманской области от 11 ноября 2019 года отказано в принятии вышеуказанного заявления на основании пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии с частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Мончегорский городской суд Мурманской области 06 мая 2020 года, в то время, как срок подачи административного искового заявления в суд истек 27 сентября 2019 года.
Поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, административным истцом представлено не было, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Положение пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.
Поскольку результатом обращения налогового органа к мировому судье судебного участка № 3 Мончегорского судебного района Мурманской области от 11 ноября 2019 года с заявлением о вынесении судебного приказа стало определение об отказе в принятии указанного заявления, то такое обращение вне зависимости от сроков его осуществления, даты получения копии судебного акта, не изменяет порядка исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Учитывая, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока, административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь частью 5 статьи 138, статьями 179, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области к Архиповой А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца.
Судья Е.А. Пронина