гр.дело № 2-290/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Покровка 18 сентября 2017 года
Октябрьского района Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Задесенца Р.Н.,
при секретаре Колесниковой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице Дальневосточного банка ПАО Сбербанк к Козловой И.С. о взыскании долга по кредиту умершего заемщика,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Сбербанк России» в лице Дальневосточного банка ПАО Сбербанк обратилось в суд с исковым заявлением к Козловой И.С. о взыскании долга по кредиту умершего заемщика. В обоснование заявленных требований истец указал, что 16.05.2014 г. Банк, приняв от Б.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявление на получение кредитной карты, выдал ей банковскую карту Mastercard Credit Momentum № с разрешенным лимитом 30000 рублей, с процентной ставкой 18,9% годовых. С условиями Договора Держатель карты была согласна, с тарифами Банка ознакомлена и обязалась выполнять Условия использования карты, что подтверждается подписанием Заявления на получение кредитной карты. ДД.ММ.ГГГГ заемщик умерла. Обязательства Заемщика перед Банком по возврату полученных денежных средств не исполнены. После смерти заемщика открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. По сообщению нотариуса Октябрьского нотариального округа Приморского края от 04.05.2017 г. с заявлением о принятии наследства обратилась Козлова И.С. По состоянию на 03.07.2017 года задолженность по кредиту составляет 28803,57 рублей, в том числе: просроченный основной долг – 27280,59 рублей; просроченные проценты – 1522,98 рублей. Просит взыскать с наследника, принявшего наследственное имущество, Козловой И.С. долг по кредитной карте № в сумме 28803,57 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 1064,11 рублей.
На основании ходатайства дело рассмотрено без участия представителя истца, который настаивает на исковых требованиях.
Ответчик Козлова И.С. в судебное заседание не явилась. Извещена о дате, времени и месте слушания дела по адресу регистрации по месту жительства заказными письмами с уведомлением, которые возвращены в адрес суда с отметками об истечении срока хранения. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Изучив требования истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 819, 809, 810 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16.05.2014 года Б.Л. обратилась с заявлением в ОАО «Сбербанк России» на выдачу кредитной карты, ей открыт счет и выдана международная карта Mastercard Credit Momentum с лимитом кредита 30000 рублей, под 18,9% годовых, с обязательным ежемесячным платежом по погашению основного долга 5% от размера задолженности. Подписав заявление, заемщик подтвердила, что с Условиями выпуска и обслуживания кредитной карты ОАО «Сбербанк России», Тарифами банка согласна.
Из материалов дела усматривается, что заемщик ФИО5 воспользовалась суммой кредита в пределах установленных лимитов. Согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ Б.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. На момент ее смерти кредитные обязательства перед Банком в полном объеме исполнены не были, имелась задолженность по основному долгу и процентам за пользование кредитом. По состоянию на 03.07.2017 года размер полной задолженности по кредиту составил 28803,57 рублей, в том числе: просроченный основной долг – 27280,59 рублей; просроченные проценты – 1522,98 рублей. Размер задолженности подтверждается отчетом по кредитной карте за период с 16.05.2014 по 06.07.2017 гг.
17.12.2015 года нотариусом Октябрьского нотариального округа Приморского края по заявлению Козловой И.С. заведено наследственное дело № после умершей Б.Л. Наследственное имущество состоит из жилого дома, кадастровой стоимостью 588870,39 рублей, и земельного участка, кадастровой стоимостью 63564 рублей, расположенных по адресу: <адрес>. Свидетельства о праве на наследство не выдавались.
Пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса Российской Федерации не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323 Гражданского кодекса Российской Федерации); каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства (пункт 58); ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (пункт 60); стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом. Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее) (пункт 61); при рассмотрении дел о взыскании долгов наследодателя судом могут быть разрешены вопросы признания наследников принявшими наследство, определения состава наследственного имущества и его стоимости, в пределах которой к наследникам перешли долги наследодателя, взыскания суммы задолженности с наследников в пределах стоимости перешедшего к каждому из них наследственного имущества и т.д. (пункт 63).
Таким образом, в связи со смертью заемщика при наличии у него наследников и наследственного имущества, взыскание задолженности по кредитному договору производится с наследников в пределах стоимости наследственного имущества, перешедшего к ним, в том числе включая обязательства по погашению задолженности по кредитному договору со дня открытия наследства. Объем ответственности правопреемников по обязательствам умершего должника определяется с учетом положений ст. 323 Гражданского кодекса Российской Федерации в солидарном порядке.
Поскольку обязательства заемщика Б.Л. по кредитному договору от 16.05.2014 года не были исполнены, а смерть заемщика не влечет прекращения обязательств по договору, принимая во внимание, что по долгам наследодателя отвечают его наследники, то Козлова И.С., принявшая наследство, вместе с имеющимися обязательствами становится должником и несет обязанность по возврату основного долга и процентов за пользование кредитом в пределах стоимости перешедшего к ней наследственного имущества.
Несмотря на то, что Козловой И.С. свидетельства о праве на наследство не выдавались, однако суд учитывает, что она в установленный законом шестимесячный срок обратилась к нотариусу по вопросу принятия наследства, заявление об отказе в принятии наследства не подавала, с 19.05.2009 года зарегистрирована по месту жительства по адресу нахождения наследственного имущества: <адрес>, т.е. после смерти наследодателя она фактически приняла наследственное имущество. Из этого следует, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принимая во внимание указанные выше нормы права и обстоятельства дела, учитывая, что заемщиком обязательства по договору займа надлежащим образом исполнены не были, ответчик является единственным наследником, принявшим наследство, стоимость перешедшего к ней наследственного имущества превышает размер задолженности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из постанавливаемого решения, на основании ст. 98 ГПК РФ, суд присуждает ответчику возместить истцу судебные расходы, которые в настоящем деле состоят из государственной пошлины, уплаченной при подаче иска в суд в размере 1064,11 руб., что подтверждается платежным поручением № от 20.07.2017 года.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице Дальневосточного банка ПАО Сбербанк к Козловой И.С. о взыскании долга по кредиту умершего заемщика удовлетворить.
Взыскать с Козловой И.С. в пользу Публичного акционерного общества «Сбербанк России» задолженность по кредитной карте № в сумме 28803,57 рублей.
Взыскать с Козловой И.С. в пользу Публичного акционерного общества «Сбербанк России» расходы по уплате государственной пошлины в размере 1064,11 рублей.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.
Судья Р.Н.Задесенец